г. Москва |
|
8 апреля 2024 г. |
Дело N А40-100305/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 08.04.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Беловой А.Р., Лазаревой И.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Вертикаль": не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве: Власов Д.Е. по дов. от 15.01.2024,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А40-100305/2023
по заявлению ООО "Вертикаль"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решение от 06.03.2023 N КУВД-001/2022-53013129/4 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности заявителя на сооружения - Линейно-кабельное сооружение связи от ТК N 683-184 (ул. Ярославская) до опоры в районе д. 12 стр. 2, ул. Ярославская, протяженностью 30 м и об обязании.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заявитель своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Управления доводы и требований кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.11.2022 заявитель обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2022-53013129 об осуществлении действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении сооружения - Линейно-кабельное сооружение связи от ТК N 683-184 (ул. Ярославская) до опоры в районе д. 12 стр. 2, ул. Ярославская, протяженностью 30 м (далее - Сооружение).
Уведомлением от 06.03.2023 N КУВД-001/2022-53013129/4 Управление отказало заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности заявителя на сооружения - Линейно-кабельное сооружение связи от ТК N 683-184 (ул. Ярославская) до опоры в районе д. 12 стр. 2, ул. Ярославская, протяженностью 30 м, мотивировав его тем, что отсутствует нормативно-правовое регулирование в части случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется, что препятствует осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении Сооружения.
В обоснование отказа Управление указало, что в ответе на запрос от 11.10.2022 N 11-7790/2022 указано, что объекты - кабельные линии связи подпадают под действие пункта 1.8 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Судом было установлено, что пункт 1.8 Постановления 432-ПП утратил силу на момент возведения заявленных объектов (2022 год).
Кроме того, Постановление 432-ПП не содержит иных пунктов, позволяющих возводить кабельные линии связи без получения Разрешения на строительство и, впоследствии, получения Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Управлением был направлен повторный запрос в Комитет государственного строительного надзора города Москвы с целью уточнения информации о том, какие нормативно - правовые акты являются основанием для возведения заявленных объектов без получения разрешения на строительство и, впоследствии, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, действующие на момент возведения заявленных объектов (2022 год).
В поступившем ответе информация, необходимая для осуществления учетно-регистрационных действий, отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что сооружение представляет собой телефонную канализацию из труб диаметром 100 мм с количеством каналов - 2, протяженностью 30 метров, с глубиной залегания не более 2 метров.
Руководствуясь частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), согласно которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, без предоставления земельного участка или установления сервитута, заявителем совместно с заявлением представлены Технический план сооружения, а также приложенные к нему документы: - Разрешение на использование земельного участка N Р-02-005649 от 24.07.2022 (выданное Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, для целей размещения линейно-кабельного сооружения связи); - Акт приемки законченного строительством объекта N 1 от 30.09.2022 (КС11) заказчиком по которому выступает заявитель; - Проектная документация Сооружения.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.12.2000 N 245-О, ненадлежащее исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации своей нормотворческой функции не может служить основанием для отказа заинтересованным лицам в реализации предоставленного им законом права.
Таким образом, непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего перечень случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется, не может служить основанием для отказа осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявителя, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство (далее - Перечень).
Согласно указанному Перечню строительство, реконструкция линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Как указано ранее, сооружение представляет собой кабельную канализацию протяженностью 30 метров, с глубиной залегания не более 2 метров, и является сооружением связи, предназначенным для размещения средств связи, кабелей связи.
К сооружениям связи относятся объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи (пункт 27 статьи 2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 2 Закона N 126-ФЗ к особо опасным, технически сложным сооружениям связи относятся линии и сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров.
В виду вышеизложенного, спорное сооружение не относится к особо опасным, технически сложным сооружениям связи, строительство которого не требует получения разрешения согласно Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что строительство линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, не требует получения разрешения на строительство, и заинтересованному лицу в отсутствии информации о том, какие нормативно - правовые акты являются основанием для возведения заявленных объектов без получения Разрешения на строительство и, впоследствии, Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, надлежит руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
Кроме того, пункт 1.8. Постановления N 432-1111, признан утратившим силу Постановлением Правительства Москвы от 27.05.2020 N 636-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП", принятым в соответствии с соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство", что прямо подразумевает необходимость руководствоваться в данном вопросе постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1064, который в свою очередь утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в Управление представлены все необходимые документы, все представленные документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А40-100305/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав на линейно-кабельное сооружение связи, указав, что отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в регистрации, поскольку сооружение не относится к категории особо опасных объектов. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2024 г. N Ф05-4695/24 по делу N А40-100305/2023