г. Москва |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А40-153886/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,
судей: Дербенева А.А., Нагорной А.Н.
при участии в заседании:
от ГБУЗ города Москвы "Детский санаторий Сосновка Департамента здравоохранения города Москвы": Рык П.В., главный врач
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал N 3): Порудчикова О.В. д. от 18.01.24, Долгих А.А. д. от 29.12.23
от Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации: не явился
рассмотрев 23 мая 2024 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2023 г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 г.
по делу N А40-153886/23
по заявлению ГБУЗ города Москвы "Детский санаторий Сосновка Департамента здравоохранения города Москвы"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал N 3), Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решения, требования
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Детский санаторий Сосновка Департамента здравоохранения города Москвы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ОСФР по г. Москве и Московской области), Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный Фонд России) о признании недействительным решения ОСФР по городу Москве и Московской области N 060S19230017649 от 22.03.2023, о признании недействительным требования ОСФР по городу Москве и Московской области N 060S01230023105 от 26.04.2023, о признании недействительным решения Социального Фонда России N 19-20/87311 от 31.05.2023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2023 в удовлетворении заявления Учреждения отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 решение оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой учреждения, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, вынести новый судебный акт.
Представитель ОСФР против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежаще извещенного Социального Фонда России.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции установил.
Как следует из судебных актов и материалов дела, 10.02.2023 Учреждением получен акт N 060S18230003637 от 10.02.2023 ОСФР по г. Москве и Московской области, в котором сообщалось, что ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" предоставило отчет 23.01.2023, допустив нарушение требований закона, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением ОСФР по г. Москве и Московской области N 060S19230017649 от 22.03.2023 Учреждение признано лицом, допустившим нарушение закона, и было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Учреждением 26.04.2023 получено требование ОСФР по г. Москве и Московской области N 060S01230023105 от 26.04.2023 об уплате финансовых санкций в размере 35 000 руб.
Требование и решение были оспорены Учреждением посредством направления жалобы в Социальный фонд России.
Учреждением 13.06.2023 получено решение Социального Фонда России N 19-20/87311 от 31.05.2023, в соответствии с которым, решение ОСФР по г. Москве и Московской области от 22.03.2023 N 060S19230017649 не подлежит отмене.
Суды первой и апелляционной инстанции, применив положения ст. 198, 200 АПК РФ, положения Закона N 27-ФЗ, пришли к выводу, что учреждение нарушило срок предоставления в Отделение Фонда сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года. Сведения были представлены 23.01.2023, в то время как установленным сроком являлось 16.01.2023. Нарушение срока обоснованно повлекло привлечение учреждения к ответственности.
Учреждение указывает в кассационной жалобе на необоснованное применение в данном случае ответственности с учетом внесения изменений в нормы Закона N 27-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы заслуживают внимания с учетом следующего.
Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 января 2001 года N 1-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 19 января 2016 года N 2-П и от 29 ноября 2016 года N 26-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в законе.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как указывало Отделение, сведения по форме СВЗ-М за декабрь 2022 года подлежали представлению Обществом не позднее 16.01.2023, а представлены им 23.01.2023, то есть с нарушением установленного срока, что заявителем не оспаривалось и не опровергалось.
Между тем, как следует из пунктов 1 и 2 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
В данном случае норма части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2023, не предусматривала ответственность страхователя за несвоевременное представление им сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, который в редакции данной статьи, действующей с указанной даты, отсутствовал.
Довод Отделения о сохранившейся после 01.01.2023 обязанности учреждения представлять отчетность за декабрь 2022 по форме СВЗ-М ( т.е. о сохранившемся порядке подачи отчетности применительно к части 1 статьи 15 Закона N 237-ФЗ) не опровергает того обстоятельства, что с 01.01.2023 изменились сроки представления отчетности и была исключена ответственность за нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Как срок предоставления в отделение Фонда отчетности, так и ответственность за нарушение срока ее предоставления определяются действующим на момент предоставления отчетности законодательством, т.е. в настоящем случае на 23.01.2023.
Учреждение не может быть привлечено к ответственности за правонарушение на основании редакции закона, не действовавшей на момент предполагаемого правонарушения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, вывод судов о действительности обжалуемых ненормативных актов сделан при неправильном применении норм материального и процессуального права. Поскольку фактические обстоятельства установлены полно и правильно, оценка доказательств не требуется, суд кассационной инстанции может вынести новый судебный акт применительно к положениям п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2023 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 г. по делу N А40-153886/23 - отменить.
Признать недействительными решение ОСФР по городу Москве и Московской области N 060S19230017649 от 22.03.2023, требование ОСФР по городу Москве и Московской области N 060S01230023105 от 26.04.2023, решение Социального Фонда России N 19-20/87311 от 31.05.2023.
Председательствующий судья |
Ю.Л. Матюшенкова |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов и признал недействительными акты фонда социального страхования, касающиеся привлечения учреждения к ответственности за несвоевременное представление отчетности. Суд установил, что на момент предполагаемого правонарушения действовали новые нормы, исключающие ответственность за данное нарушение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2024 г. N Ф05-6783/24 по делу N А40-153886/2023