г. Москва |
|
31 мая 2024 г. |
Дело N А41-37164/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 31.05.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - государственной компании "Российские автомобильные дороги" - Мишина А.В. (представителя по доверенности от 07.09.2023),
от федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Харькина А.В. (представителя по доверенности от 07.02.2024),
от Министерства обороны Российской Федерации - Уткина В.В. (представителя по доверенности от 11.10.2022),
рассмотрев 23.05.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 13.10.2023
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 14.12.2023
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-37164/2022
по заявлению государственной компании "Российские автомобильные дороги"
к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
об изъятии земельного участка для нужд Российской Федерации,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее также - компания) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), в котором просила:
- изъять для нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020611:886 площадью 3 760 кв. м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020611:32, расположенный по адресу: Московская область, Подольский р-н, с/о Лаговский, вблизи д. Дмитрово;
- установить размер предварительного возмещения за изымаемый земельный участок в размере 1 рубль, из которых размер возмещения за земельный участок, подлежащий изъятию - 1 рубль, убытки - 0 рублей;
- определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок, подлежащий изъятию, и расположенные на нем объекты недвижимости;
- установить следующие условия возмещения: правообладатель обязан в течение 5 рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в компанию реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. В случае отказа правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 рабочих дней, денежные средства, составляющие стоимость изымаемого недвижимого имущества, вносятся компанией на депозит нотариуса. Возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется компанией после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, на основании предоставленных правообладателем реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя. Обязательства компании по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с ее расчетного счета, днем оплаты является дата списания денежных средств со счета компании.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.10.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе министерство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное исследование обстоятельств, несоответствие им выводов судов о применении норм права.
В отзыве на кассационную жалобу компания возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители министерства и учреждения поддержали доводы и требования кассационной жалобы, представитель компании возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей министерства, компании, учреждения, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", подпунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", Распоряжением Федерального дорожного агентства от 23.04.2014 N 771-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 3" (с изменениями, внесенными распоряжением Федерального дорожного агентства от 27.07.2020 N 2429-р), обращением компании от 26.10.2020 N 19304-03 и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 1" компания осуществляет деятельность по реализации проекта: "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (с последующей эксплуатацией на платной основе), Московская область, пусковой комплекс N 3".
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 17.06.2014 N 1172-р утверждена документация по планировке территории.
Земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020611:32 находится в собственности Российской Федерации, в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения.
Федеральное дорожное агентство от 22.06.2021 N 2304-р издало распоряжение об изъятии земельного участка.
На основании данного распоряжения Федерального дорожного агентства осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020611:32, занятого зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации. В результате раздела образован земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020611:886 площадью 3760 кв. м.
Сопроводительными письмами от 04.03.2022 и от 05.04.2022 в адрес правообладателей земельного участка направлены проект соглашения об изъятии и отчет об оценке. Данные документы получены учреждением 09.03.2022, министерством 09.04.2022.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020611:886 составляет 1 рубль, размер убытков, причиненных изъятием - 0 рублей.
В связи с тем, что в досудебном порядке учреждение не подписало соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, компания обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая подлежащим удовлетворению заявление компании, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что процедура изъятия объектов недвижимого имущества соблюдена компанией, с момента предъявления требований соглашение об изъятии между сторонами не заключено.
При этом суды исходили из того, что решение об изъятии земельных участков не отменено и не изменено.
Отклоняя доводы учреждения и министерства о возникновении препятствий в доступе к сооружению дорожного транспорта (подъездная дорога к воинской части) в связи с изъятием спорного земельного участка и проведения работ по реконструкции ЦКАД, суды указали, что проект межевания территории, в соответствии с которым образован земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020611:886, не оспорен, доказательств наличия реальной угрозы возникновения препятствий к указанному сооружению либо наличия таких препятствий на момент рассмотрения настоящего спора в материалы дела не представлено.
Суды указали, что согласно выписке из ЕГРН подъездная дорога является единым линейным объектом, расположенным в границах не только исходного и образованного земельного участка, но и иных участков. Действующим законодательством не предусмотрено изъятие части линейного объекта, в том числе, когда существование такого объекта после изъятия не прекратится, либо данный объект также подлежит сохранению и реконструкции. Поскольку документацией по реконструкции предусмотрена реконструкция подъездной дороги, расположение такого линейного объекта в границах изымаемого участка не препятствует реконструкции федеральной автодороги, соответствует целям изъятия участка.
Отклоняя доводы учреждения и министерства о необходимости получения согласия собственника, суды отметили, что этот вопрос не связан с предметом спора и в данном случае не имеет правового значения, исходя из норм главы VII.1 ЗК РФ.
Суды также отклонили довод министерства о пропуске срока на принятие решения об изъятии земельного участка, указав, что проект межевания территории, утвержденный 17.06.2014 N 1172-р, изменен распоряжением Федерального дорожного агентства от 16.07.2020 N 2309-р, следовательно, распоряжение об изъятии спорного земельного участка принято в пределах срока, установленного частью 3 статьи 56.3 ЗК РФ.
Между тем в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020611:886 является федеральной собственностью и относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В статье 27 ЗК РФ законодателем регламентированы ограничения оборотоспособности земельных участков. В пункте 1 указанной статьи содержится правило о возможности оборота земельных участков только в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Между тем распоряжением Федерального дорожного агентства от 22.06.2021 N 2304-р рассматриваемый земельный участок, являющийся федеральной собственностью и отнесенный к землям изъятым из оборота, изъят для нужд Российской Федерации в целях строительства автодороги.
При этом процедура изъятия земельного участка произведена в соответствии с общими требованиями, содержащимися в ГК РФ и ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 ГК РФ и статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется уполномоченным органом в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статьей 49 ЗК РФ в качестве одного из оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд указано строительство автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства этих объектов.
Между тем, по доводам министерства, изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности и используемого им для общественно значимых нужд и обороны государства, другим публичным собственником влечет прекращение использования им для соответствующих первоначальных публичных нужд.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9987/11 из совокупного толкования положений статьи 279 ГК РФ, статей 49, 55, 63 ЗК РФ усматривается, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер.
Данный подход развивает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, в соответствии с которой при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому, что обусловлено особенностями государственной собственности, ее предназначением как экономической основы для осуществления функций государства и реализации полномочий органов государственной власти.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2024 N 305-ЭС23-23811 по делу N А40-185034/2022, необходимо учитывать правовое положение министерства, исследовать в связи с этим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение).
Подпунктом 71 пункта 7 Положения установлено, что министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет министерство, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Подпунктом 71.1 пункта 7 Положения министерству предоставлены полномочия по принятию в пределах своей компетенции решения о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в целях строительства и реконструкции объектов обороны.
Таким образом, министерство в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения осуществляет правомочия собственника федерального имущества, находящегося у подведомственного учреждения.
Функции министерства по управлению федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Одним из способов распоряжения военным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации является его высвобождение.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных министерству, принимает министерство.
Порядок высвобождения недвижимого военного имущества войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формирований и органов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 и предполагает по итогам проведения инвентаризации направление к 15 августа сформированных перечней недвижимого военного имущества, предполагаемого к высвобождению, в федеральные государственные органы, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на основании сводных перечней недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, к 15 декабря принимает одно из указанных в пункте 8 Порядка решений (о перераспределении, высвобождении, отказе в высвобождении).
Таким образом, как указано в упомянутом Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, законодателем установлен особый порядок оборота недвижимого военного имущества, обусловленный исключительными целями его использования.
Кроме того, полномочиями собственника федерального военного имущества в случае его высвобождения располагает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", мнение которого, как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, не было испрошено.
Внесенная в ЗК РФ Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных целей регламентирует общую процедуру и условия изъятия земельного участка, но при применении которой в каждом случае следует принимать во внимание конкретные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения об изъятии.
Исходя из приведенных и иных выводов Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2024 N 305-ЭС23-23811 по делу N А40-185034/2022 отменены судебные акты по данному делу об оспаривании распоряжения Росавтодора от 22.06.2021 N 2304-р (в связи с принятием которого компания обратилась с арбитражный суд с указанным заявлением по настоящему делу об изъятии земельного участка), дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом этого обжалуемые судебные акты также подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовать все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
При этом суду также необходимо принять во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А41-37164/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 13.10.2023 и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А41-37164/2022, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2024 по данному делу.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил предыдущие судебные акты, признав, что изъятие земельного участка для строительства автодороги было осуществлено с нарушением норм права. Суд указал на необходимость всестороннего исследования обстоятельств дела и учета правовой позиции Верховного Суда, что требует нового рассмотрения спора в первой инстанции.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2024 г. N Ф05-5559/24 по делу N А41-37164/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2025 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1647/2025
06.12.2024 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-37164/2022
31.05.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5559/2024
14.12.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24970/2023
13.10.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-37164/2022