г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А40-244369/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 30.05.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Дербенева А.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" - Талдытов А.З. по доверенности от 01.06.2023,
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7) - не явился, извещен,
рассмотрев 23.05.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024,
по заявлению государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7, далее - Фонд) с требованием о признании недействительными решений от 13.10.2023 N 060S19230050908, от 13.10.2023 N 060S19230050914, от 16.10.2023 N 060S19230051039, от 17.10.2023 N 060S19230051158.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 04.12.2023 и постановление от 15.02.2024 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Учреждения возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области", проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, Филиалом N 7 Фонда были составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 22.09.2023 N 060S18230045432, 060S18230045436, 060S18230045721, 060S18230045527, согласно которым выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, выразившееся в предоставлении отчетов по форме ЕФС-1 позже установленного срока.
Так, согласно акта от 22.09.2023 N 060S18230045432 выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за сентябрь 2023 года в отношении 1 застрахованного лица позже установленного срока.
13.10.2023 вынесено решение N 060S19230050908 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно акта от 22.09.2023 N 060S18230045436 выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за сентябрь 2023 года в отношении 2 застрахованных лиц позже установленного срока.
13.10.2023 вынесено решение N 060S19230050914 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 1000 рублей.
Согласно акта от 26.09.2023 N 060S18230045721 выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за сентябрь 2023 года в отношении 1 застрахованного лица позже установленного срока.
17.10.2023 вынесено решение N 060S19230051158 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Согласно акта от 25.09.2023 N 060S18230045527 выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за сентябрь 2023 года в отношении 1 застрахованного лица позже установленного срока.
16.10.2023 вынесено решение N 060S19230051039 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 500 рублей.
Учреждение не согласилось с вынесенными решениями от 13.10.2023 N 060S19230050908, 060S19230050914, от 17.10.2023 N 060S19230051158, от 16.10.2023 N 060S19230051039 и обратилось с требованиями по настоящему делу в Арбитражный суд города Москвы.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которой страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Судом правомерно установлено, что договоры с застрахованными лицами заключают и расторгают окружные управления социального развития Министерства социального развития Московской области (далее - ОУСР), а Учреждение осуществляет уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных предоставленных ОУСР в соответствии с пунктом 3.3.9 Соглашения.
Все сведения, содержащиеся в отчете ЕФС-1, представлены в Фонд не в отношении штатных сотрудников Учреждения, а в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОУСР.
Данный факт подтверждается пунктом 3 распоряжения Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации", согласно которого штатная численность Учреждения с 01.09.2022 года установлена в количестве 114 единиц (решение Фонда вынесено в отношении 351 застрахованного лица).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Учреждением не заключены трудовые договоры и договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях (которые по своей юридической природе приравнены к договорам гражданско-правового характера) с застрахованными лицами, указанными в отчете ЕФС-1, Учреждение не располагает данными о моменте заключения и расторжения указанных договоров, и согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" не может считаться страхователем в отношении указанных застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (в частности, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960).
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Кроме того, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Фонд должен не только констатировать факт неполноты представленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
Из вышеизложенного следует, что оспариваемые решения о привлечении страхователя вынесены в отношении ненадлежащего лица, а состав правонарушения в действиях Учреждения Фондом не установлен.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Учреждения состава вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а сводятся к несогласию с их позицией относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка при рассмотрении дела по существу.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А40-244369/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решений первой и апелляционной инстанций, признав, что учреждение не является страхователем в отношении указанных лиц, поскольку не заключало с ними трудовые договоры. Выводы судов о ненадлежащем привлечении к ответственности основаны на недостаточности доказательств правонарушения, что исключает возможность применения санкций. Кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2024 г. N Ф05-8768/24 по делу N А40-244369/2023