г. Москва |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А40-38358/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Дацука С.Ю., Кобылянского В.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Харитонов К.П. по доверенности от 12.05.2023
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев 04 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесного хозяйства Воронежской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 13 июля 2023 года
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 26 октября 2023 года
по иску Управления лесного хозяйства Воронежской области
к государственной компании "Российские автомобильные дороги"
третье лицо: ООО "ТрансСтройМеханизация"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" об обязании произвести компенсационное лесовосстановление по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 38 от 13.06.2019 на площади 1 137 кв. м.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалованные решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением норм права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Представленный ответчиком отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Истец и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 38 от 13.06.2019, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, имеющий следующие характеристики: площадь 1 137 кв.м, местоположение: Воронежская область, Верхнемамонский муниципальный район, Донское лесничество, Верхнема-Монское участковое лесничество, квартал N 127 часть выдела 4 с кадастровым номером 36:06:1600016:177, категория: защитные леса: ценные леса - государственные защитные лесные полосы; вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Пунктом 6.1 договора установлен срок его действия с 13.06.2019 по 01.04.2068.
Земельный участок передан по акту приема-передачи от 13.06.2019.
Истец в обоснование заявленных требований указывает, что работы по лесовосстановлению ответчиком не проведены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 30.06.2022 с требованием исполнить обязанность по лесовосстановлению оставлена последним без ответа и исполнения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что на переданном ответчику в 2019 году в рамках договора аренды N 38 от 13.06.2019 лесном участке с кадастровыми номером 36:06:1600016:177 леса не располагались, поскольку работы по рубке лесных насаждений проводились в рамках подготовительных работ по строительству Объекта в 2017 - 2018 годах; в соответствии с инвестиционным соглашением N ДИП-2016-1483 работы по вырубке леса в 2017 - 2018 годах, а также получение необходимых для этого разрешений, реализация необходимых природоохранных мероприятий на участке строительства автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область выполняло ООО "Трансстроймеханизация"; факт рубки лесных насаждений в 2017 - 2018 годах подтверждается актами освидетельствования скрытых работ, в соответствии с которыми осуществлялась рубка с трелевкой, корчевкой, погрузкой и транспортировкой на основной дороге; а поскольку ст. 63.1 Лесного кодекса РФ введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019, и вырубка лесных насаждений осуществлена до вступления в силу указанных изменений, на ответчика не может быть возложена обязанность осуществления действия в соответствии с ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса РФ (далее - Лесного кодекса).
Межу тем, выводы судов являются преждевременными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются в том числе лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 данного Кодекса регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
В силу статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Согласно статье 62 Лесного кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2019 (до внесения изменений в Кодекс Законом N 212-ФЗ), лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды) от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Законом N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс был внесен ряд изменений, в том числе введена статья 63.1.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции Закона N 212-ФЗ лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся лицами, использующими леса, предоставленные в установленном законом порядке в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959).
У лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
По общему правилу, заготовка древесины осуществляется на основании договора аренды лесного участка в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Данное правило о заготовке древесины распространяется и на лесные участки, предоставленные юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса.
Суды, отказывая в иске, исходили из того, что работы по рубке лесных насаждений на спорных лесных участках проводились иным лицом до вступления в силу Закона N 212-ФЗ (до 01.01.2019).
Однако данный вывод не соответствует имеющимся в деле доказательствам с учетом того, что суды не установили, где конкретно, в каком объеме, кем, на каком основании и в какое время осуществлялась рубка лесных насаждений на указанных лесных участках.
В материалах дела отсутствует совокупность доказательств, подтверждающих осуществление рубки лесных насаждений на предоставленных Компании в аренду лесных участка с соблюдением требований законодательства и оформлением всех необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, и лесной декларации).
При этом условиями договора аренды от 13.06.2019 предусмотрена обязанность арендатора подготовить проект освоения лесов, получить на него положительное заключение государственной экспертизы, после чего приступить к освоению в целях, указанных в договоре, в том числе к рубке лесных насаждений, осуществить мероприятия по воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
При таком положении вывод судов о том, что рубка лесных насаждений и выполнение работ по лесовосстановлению были осуществлены в 2017-2018 годах (то есть до 01.01.2019) сделан в нарушение положений части 2 статьи 65, статей 71, 168, 170, 271 АПК РФ без оценки доказательств на предмет их относимости к спорным объектам и правоотношениям.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 данной статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Суды также не установили, были ли переведены в иную категорию лесные участки после заключения договора аренды от 13.06.2019.
Частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) предусмотрено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перевод земель лесного фонда как покрытых так и не покрытых лесом в земли иных категорий приводит к полному выбытию данных участков из земель лесного фонда и невозможности их дальнейшего использования для ведения лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в том числе использования данных участков в качестве земель, нуждающихся в лесовосстановлении. В этом случае (в отличие от лесовосстановления в связи с рубками) лесовосстановление проводится на площади, равной площади лесного участка, переведенного в иную категорию, вне зависимости от осуществления на нем рубки насаждений.
Согласно правовой позиции, указанной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2024 N 305-ЭС23-27639, само по себе отсутствие отдельного ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий не исключает выполнение лицом, в интересах которого данный перевод был осуществлен, обязательств лесопользователя, установленных нормами Лесного кодекса, в том числе в части обязательства по лесовосстановлению.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 303-ФЗ) статья 63.1 Лесного кодекса изложена в новой редакции.
Частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса в указанной редакции предусмотрено, что лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Действующая редакция данной нормы направлена на совершенствование правового регулирования отношений в области воспроизводства лесов и лесоразведения.
В пункте 3 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) указано, что данная статья не распространяется на случай перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом применение данной нормы обусловлено только конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий - создание особо охраняемых природных территорий федерального значения и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Судами применительно к указанным положениям не установлены цели соответствующего перевода земель лесного фонда.
Частью 8 статьи 63.1 Лесного кодекса предусмотрено, что в случае, если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное частью 1 данной статьи, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная частью 2 этой статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений.
Для применения данной нормы лицо, в интересах которого осуществлен перевод лесных земель в иную категорию, должно представить надлежащие доказательства того, что рубка лесных насаждений и лесовосстановление (в части вырубленной площади) были осуществлены в установленном порядке до перевода земель.
При рассмотрении настоящего спора следует также учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий лесовосстановление осуществляется на площади, равной площади лесных земель в составе участка, исключаемого из земель лесного фонда, к которым относятся лесные и нелесные земли (часть 1 статьи 6.1 Лесного кодекса).
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 6.1 Лесного кодекса к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие); к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие); границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Отсутствие на лесном участке лесной растительности не свидетельствует о том, что такой участок относится к нелесным землям лесного фонда. Отнесение земель к видам нелесных и лесных земель осуществляется при таксации лесов (пункт 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды) от 05.08.2022 N 510).
Согласно пункту 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды от 29.03.2018 N 122 и действовавшей до 01.03.2023, к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Таким образом, отнесение не покрытого лесной растительностью участка к нелесным землям лесного фонда должно быть подтверждено материалами лесоустройства.
Комитет при рассмотрении спора обращал внимание на то, что лесной участок площадью 1 137 кв.м, предоставленный в аренду ответчику для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, относится к защитным лесам.
Как предусмотрено частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ, положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса в редакции данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.02.2016 N 3-П, придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида; в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
Таким образом, по правилам статьи 63.1 Лесного кодекса (как в редакции Закона N 212-ФЗ, так и в редакции Закона N 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда, с учетом случая, установленного в части 8 статьи 63.1 Лесного кодекса.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, суды не учли, что Комитет обосновывал свои требования ссылкой на положения части 1 и части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса.
Судебная коллегия считает, что суды, сделав вывод об отсутствии у ответчика обязанности выполнить работы по лесовосстановлению, нарушили нормы материального и процессуального права, неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора.
Принимая во внимание необходимость установления фактических обстоятельств спора применительно к вышеназванным нормам материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку всем доводам и возражениям сторон, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств; на основании установленных фактов с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2024 N 305-ЭС23-27231, N 305-ЭС23-25372, N 305-ЭС23-26709, N 305-ЭС23-26224, N 305-ЭС23-27639, определить наличие/отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2023 года по делу N А40-38358/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
С.Ю. Дацук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что ответчик обязан выполнить работы по лесовосстановлению на арендованном лесном участке, несмотря на отсутствие лесной растительности. Суд отметил, что выводы о выполнении рубки лесных насаждений до вступления в силу новых норм Лесного кодекса не были подтверждены достаточными доказательствами. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2024 г. N Ф05-35246/23 по делу N А40-38358/2023