г. Москва |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А40-46926/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 20.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Цыбиной А.В.,
судей Ярцева Д.Г., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Управления лесного хозяйства Воронежской области - неявка, извещено,
от ответчика: Государственной компании "Российские автомобильные дороги" - Харитонов К.П. по дов. от 12.05.2023,
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтройМеханизация" - неявка, извещено,
рассмотрев 06 июня 2024 года
в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесного хозяйства Воронежской области
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18 августа 2023 года
и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 октября 2023 года
по иску Управления лесного хозяйства Воронежской области
к Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
об обязании,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТрансСтройМеханизация",
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ответчик) об обязании произвести компенсационное лесовосстановление по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов по договору от 19.09.2019 N 80.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТрансСтройМеханизация" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просил названные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неверное определение существенных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, неправильные выводы судов, а также неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указал, что поскольку на основании договора аренды лесного участка от 19.09.2019 N 80 ответчику был предоставлен лесной участок площадью 2 251 кв.м для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, из земель лесного фонда данный участок был исключен, но на ответчика в силу положений статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) возложена обязанность по компенсационному лесовосстановлению ввиду рубки лесных насаждений на предоставленном ему лесном участке вне зависимости от того, кто и на каком основании фактически осуществил рубку лесных насаждений.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, в котором против ее удовлетворения возражал, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против доводов жалобы.
Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истцом и ответчиком 13.11.2019 заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 93.
Лесной участок площадью 2 251 кв.м, предоставленный в аренду по договору, имеет местоположение: Воронежская область, Павловский район, Павловское лесничество, Павловское участковое лесничество, урочище "Хвощинское", квартал 18 части выделов 36, 45, 48 с кадастровым номером 36:20:6000016:427. Договор зарегистрирован 09.04.2020.
Согласно подп. "л" п. 3.4 договора, арендатор принял на себя обязательства по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Обращаясь с настоящим иском в суд истец указывал, что заявление от ответчика о намерении выполнить работы по лесовосстановлению в управление не поступало, а обязательства по компенсационному лесовосстановлению ответчиком в объеме 2 251 кв.м на сегодняшний день не исполнены.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6.1, 21, 24, 25, 43 - 46, 63.1, 72 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 3, 33 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ), статьи 11 Закона N 341-ФЗ, Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ), пункта 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566, далее - Правила N 566), исходили из того, что по условиям договора аренды на ответчика, как арендатора, не возлагались обязанности по проведению работ по лесовосстановлению; установив, что на переданном ответчику в 2019 году по договору аренды лесном участке с кадастровым номером 36:20:6000016:427 леса не располагались, работы по рубке лесных насаждений проводились в рамках подготовительных работ по строительству объекта в 2017-2018 годах до вступления в силу Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, пришли к выводу о том, что у ответчика обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению отсутствует и отказали в удовлетворении иска.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются, в том числе, лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
К видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из положений части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству; воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление; воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (статья 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов; на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утв. приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утв. приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Кодекса в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона N 303-ФЗ, если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, также обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Кодекса соответственно.
Пунктом 5 Правил N 566 установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, от 07.03.2024 N 304-ЭС23-22274).
Суды, отказывая в иске, исходили из того, что рубка лесных насаждений на спорных лесных участках была осуществлена в 2017-2018 годах в рамках проекта реконструкции автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область" (Муниципальные образования Воронежской области: Бобровский район, Павловский район и Верхнемамонский район), до вступления в силу Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, то есть до 01.01.2019, поэтому признали, что обязанность по лесоразведению и лесовосстановлению у ответчика не возникла.
Между тем данный вывод судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку суды не установили, где конкретно, в каком объеме, кем, на каком основании и в какое время осуществлялась рубка лесных насаждений на спорном лесном участке. Судами не установлено наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих осуществление рубки лесных насаждений на предоставленном ответчику в аренду лесном участке с соблюдением требований законодательства и оформлением всех необходимых документов.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 341-ФЗ одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 данной статьи, в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Согласно п. 1.2 договора аренды лесной участок, представляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь: 2251 кв.м, местоположение: Воронежская область, Павловский район, Павловское лесничество, Павловское участковое лесничество, урочище "Хвощинское", квартал 18 части выделов 36, 45, 48 с кадастровым номером 36:20:6000016:427, категория защитности: защитные леса: ценные леса - противоэрозионные леса (леса, предназначенные для охраны земель от эрозии); разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
При государственной регистрации договора аренды лесного участка, предназначенного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов сроком более одного года одновременно в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории "земли транспорта" (кроме земель населенных пунктов).
Датой изменения сведений о категории земельных участков будет считаться дата проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка в пользу ответчика (в настоящем случае 10.03.2020).
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
При этом перевод земель лесного фонда в земли иных категорий является самостоятельным основанием для проведения лесовосстановления на площади, равной площади лесных земель в составе участка лесного фонда, вне зависимости от осуществления на нем рубки лесных насаждений.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона N 303-ФЗ, данная статья не распространяется на случай перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Применение данной нормы обусловлено только конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий - создание особо охраняемых природных территорий федерального значения и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В настоящем случае перевод земель не осуществлялся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из положений части 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное частью 1 статьи 63.1 настоящего Кодекса, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений.
Для применения данной нормы лицо, в интересах которого осуществлен перевод лесных земель в иную категорию, должно представить надлежащие доказательства того, что рубка лесных насаждений и лесовосстановление (в части вырубленной площади) были осуществлены в установленном до перевода земель порядке.
При переводе земель лесного фонда в земли иных категорий лесовосстановление осуществляется на площади, равной площади лесных земель в составе участка, исключаемого из земель лесного фонда (часть 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Таким образом, отсутствие на лесном участке лесной растительности не свидетельствует о том, что спорный участок относится к нелесным землям лесного фонда. Отнесение земель к видам нелесных и лесных земель осуществляется при таксации лесов (пункт 169 Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510).
Согласно пункту 65 Лесоустроительной инструкции, утв. приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 и действовавшей до 01.03.2023, к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Таким образом, отнесение не покрытого лесной растительностью участка к нелесным землям лесного фонда должно быть подтверждено материалами лесоустройства.
Как предусмотрено частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ, положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции Закона N 212-ФЗ, так и в редакции Закона N 303-ФЗ, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования (площади переведенного лесного участка в земли иных категорий), с учетом случая, установленного в части 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу статей 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку всем доводам и возражениям сторон, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств; на основании установленных фактов с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2024 N 305-ЭС23-27231, N 305-ЭС23-25372, N 305-ЭС23-26709, N 305-ЭС23-26224, N 305-ЭС23-27639, определить наличие/отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 августа 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2023 года по делу N А40-46926/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.В. Цыбина |
Судьи |
Д.Г. Ярцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, указав на недостаточную проверку обстоятельств дела, касающихся обязательств ответчика по компенсационному лесовосстановлению. Суд отметил, что обязанность по лесовосстановлению может возникать независимо от даты заключения договора аренды, если рубка лесных насаждений была осуществлена в рамках использования лесного участка. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2024 г. N Ф05-35382/23 по делу N А40-46926/2023
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-81896/2024
13.11.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-46926/2023
20.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35382/2023
18.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61047/2023
18.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-46926/2023