г. Москва |
|
27 июня 2024 г. |
Дело N А40-68656/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.06.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Борсовой Ж.П.,
судей: Гришиной Т.Ю., Хвостовой Н.О.,
при участии в судебном заседании:
от истца акционерного общества "ЭкоТехПром": Черных И.Л. по доверенности от 23 ноября 2023 года, Мартынова Е.Е. по доверенности от 20 ноября 2023 года,
от ответчика товарищества собственников недвижимости "Наш Дом": Сагенбаев И.А. по доверенности от 01 июля 2021 года,
рассмотрев 20 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЭкоТехПром"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по делу N А40-68656/2023,
по исковому заявлению акционерного общества "ЭкоТехПром" к товариществу собственников недвижимости "Наш Дом" о взыскании задолженности и неустойки,
по встречному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "Наш Дом" к акционерному обществу "ЭкоТехПром" о признании договора незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЭкоТехПром" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников недвижимости "Наш Дом" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании задолженности по договору N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года в размере 1 666 554 руб. 68 коп., неустойки в размере 186 614 руб. 42 коп., с последующим начислением неустойки на сумму основного долга по день фактического исполнения обязательств.
ТСН "Наш Дом" в соответствии со статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подал в Арбитражный суд города Москвы встречный иск к АО ЭкоТехПром о признании договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года незаключенным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано; встречные исковые требования удовлетворены: договор N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года признан незаключенным.
Не согласившись с принятыми по существу спора судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права и выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела, поскольку договор, составленный и направленный ответчиком, считается составленным в нарушение порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленного постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора; произведенный судами расчет объема исполненных истцом обязательств не является достоверным, поскольку сведений о наличии в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов контейнерной площадки, указанной в договоре, в том числе с признаком организации раздельного накопления ТКО, ответчиком не было представлено, как и доказательств, фактически подтверждающих раздельное накопление ТКО.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от ТСН "Наш Дом" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
Кроме того, от истца и ответчика поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые приобщены к материалам дела.
В заседании суда кассационной инстанции 20 июня 2024 года представители истца изложенные в жалобе доводы и требования поддержали, представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал по доводам приобщенных к материалам дела в соответствии с положениями статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыва и письменных пояснений.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции усматривает наличие оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлению дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы ввиду следующего.
Из представленных в материалы дела документов судами при рассмотрении спора по существу установлено, что истец наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Москвы.
01 октября 2021 года между ГУП "Экотехпром" и ООО "ГК СЭТ" заключен договор N 32110566022, предметом которого является осуществление полного цикла обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов) на территории Троицкого и Новомосковского административных округов, по условиям которого ООО "ГК СЭТ" уполномочено от имени регионального оператора заключать договоры с потребителями услуг по обращению с ТКО.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 17 декабря 2021 года и повторно 15 декабря 2022 года направил на электронную почту ТСН "Наш Дом" проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО для подписания.
Истец указал, что во исполнение условий договора за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 2 464 533 руб. 56 коп.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг, наличием задолженности в размере 1 666 554 руб. 68 коп.
При этом, задолженность рассчитана исходя из фиксированной месячной цены оказания услуг в размере 205 326 руб. 01 коп., определенной в пункте 3.1 договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года, умноженной на количество месяцев за вычетом оплаченных товариществом сумм за оказание услуг по вывозу ТКО, исчисленных товариществом в соответствии с пунктами 3.1, 8 договора от 03 декабря 2021 года на основании ежемесячных платежных документов, составленных на основании актов сдачи приемки-оказанных услуг за месяц, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с иском в суд.
Заявляя встречный иск, ТСН "Наш Дом" указало, что изучив предложенную ГУП "Экотехпром" публичную оферту и сведения о порядке заключения договора, товарищество 29 ноября 2021 года направило на электронную почту истца заявку, составленную в соответствии с пунктами 8(6), 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и Порядком заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными (постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156), что подтверждается распечаткой электронного письма Товарищества.
02 декабря 2021 года товарищество направило в адрес истца Почтой России ценным письмом два надлежащим образом оформленных и подписанных со своей стороны экземпляра договора без номера от 03 декабря 2021 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес регионального оператора.
ТСН "Наш Дом" указало, что согласно сведениям с официального сайта Почты России, отправление получено истцом 06 декабря 2021 года, однако, истец в установленные сроки не уведомил о несоответствии направленной заявки и/или договора, отказе от подписания договора, следовательно, договор от 03 декабря 2021 года следует считать заключенным 06 декабря 2021 года, поскольку он направлен без нарушения сроков на акцепт и замечаний в отношении него от регионального оператора не поступало.
15 декабря 2022 года от ГК "СЭТ" был получен проект договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором содержался только проект договора N 11-10-30 от 16 декабря 2021 года, без каких-либо иных документов, что подтверждается почтовой описью.
Договор N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года содержал в пункте 3 тот же предмет, что и ранее заключенный договор от 03 декабря 2021 года, ту же величину единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, в пункте 8 такой же порядок учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, однако, в пункте 3.1 предложен фиксированный ежемесячный платеж в размере 205 326 руб. 01 коп.
Товарищество указало, что уведомления о расторжении ранее заключенного по тому же самому предмету договора от 03 декабря 2021 года, не получало, замена ранее заключенного договора новым путем соглашения о новации в порядке статьи 414 ГК РФ, не произошла, в связи с чем, у товарищества отсутствовали основания для подписания договора N 11-11-11-30 от 16 декабря 2021 года, следовательно, договор N 11-1130 от 16 декабря 2021 года не может считаться заключенным.
Кроме того, проект договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года был направлен в его адрес с существенными нарушениями порядка и сроков, предусмотренных постановлением N 1156, тогда как товарищество исполнило свои обязанности, направленные на выполнение процедуры заключения договора на вывоз ТКО в установленные постановлением сроки и установленном порядке.
10 января 2023 года товарищество направило мотивированный отказ от подписания договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года с указанием на то, что ранее между сторонами уже был заключен договор от 03 декабря 2021 года по тому же самому предмету, возвратив проект договора N 9 11-11-30 от 16 декабря 2021 года.
ТСН "Наш Дом" указало, что за январь 2022 года направило в адрес истца посредством почтового отправления акт оказания услуг N 1 от 31 января 2022 года на сумму 62 438 руб. 34 коп. с указанием вида, объема, стоимости услуг, номера договора, которое согласно сведениям с официального сайта Почты России получен истцом 15 февраля 2022 года, однако, никаких замечаний в отношении указанного акта от истца не поступало.
Платежным поручением N 35 от 21 февраля 2022 года товарищество оплатило услуги в указанном в акте N 1 объеме.
Товарищество также указало, что ежемесячно в спорный период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, по истечении каждого отчетного месяца Почтой России направляло в адрес ГУП "Экотехпром" акты оказания услуг с указанием вида, объема, стоимости услуг, номера договора и также ежемесячно оплачивало услуги в объемах, зафиксированных в актах.
Кроме того, по результатам исполнения обязательств в 2022 году товариществом в адрес истца 28 декабря 2022 года Почтой России был направлен акт сверки взаиморасчетов, замечаний на который также не поступило.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 309, 310, 432, 414, 440, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и Порядком заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными (постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156), разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", учитывая, что заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по вывозу ТКО является прямой обязанностью товарищества и направлено на реализацию возложенных на нее функций по управлению многоквартирными домами, установив, что истец не представил в материалы дела доказательств неполучения заявки ответчика, как и доказательств несоответствия заявки ответчика предъявляемым к ней требованиям, равно как и не представил доказательств несоответствия направленного товариществом проекта договора от 03 декабря 2021 года условиям типового договора, которые направлялись ответчиком в установленные офертой сроки, следовательно, на момент направления проекта договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года в адрес товарищества (15 декабря 2022 года) между сторонами уже более одиннадцати месяцев существовали договорные правоотношения по вывозу ТКО по договору от 03 декабря 2021 года, приняв во внимание, что с признанием договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года незаключенным у регионального оператора отсутствуют основания для применения расчетного способа определения цены услуг, установленного договором N 11-11-30, равно как и отсутствуют основания для взыскания задолженности за спорный период, поскольку товариществом уже в полном объеме оплачены услуги, исходя из фактического объема вывоза ТКО согласно договору от 03 декабря 2021 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворению встречных исковых требований.
Между тем судами не учтено следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, форма которого утверждена Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(11) названных правил потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как установлено судами, 02 декабря 2021 года ответчик направил в адрес истца два надлежащим образом оформленных и подписанных со своей стороны экземпляра договора от 03 декабря 2021 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес регионального оператора.
В соответствии с пунктом 3.1 договора от 03 декабря 2021 года величина единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на момент подписания договора составляет 839 руб. 23 коп. за метр кубический ТКО.
Расчет платы производится исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 8 договора от 03 декабря 2021 года с даты заключения договора стороны согласились производить учет объема в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
15 декабря 2022 года ответчиком от истца получен проект договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором содержался проект договора N 11-10-30 от 16 декабря 2021 года, без каких-либо иных документов.
При этом, первоначальные исковые требования рассчитаны исходя из фиксированной месячной цены оказания услуг в размере 205 326 руб. 01 коп., определенной пунктом 3.1 договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года.
Одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО (пункт 25 Правил N 1156).
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора).
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования ТКО в отдельных контейнерах для существующих видов ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
На территории города Москвы действует организованное раздельное накопление ТКО. Нормативными правовыми актами города Москвы определен обязательный критерий для использования коммерческого учета ТКО при исполнении соответствующих договоров на оказание услуг - расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, исключительно при организации раздельного накопления ТКО.
Согласование создания места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления осуществляется на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039). Порядок рассмотрения заявки и принятия решения предусмотрен в разделе II Правил N 1039.
Таким образом, в случае отсутствия раздельного накопления ТКО на территории регионального оператора в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления ТКО либо в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Иных ограничений на применение одного из способов коммерческого учета подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 указанные правила не содержат.
Кроме того, согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета "по факту" (исходя из количества и объема контейнеров).
Как следует из материалов дела, при расчете задолженности за спорный период, а также заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, разногласия сторон состоят в определении способа коммерческого учета количества ТКО.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований, суды исходили из того, что с признанием договора N 11-11-30 от 16 декабря 2021 года незаключенным у регионального оператора отсутствуют основания для применения расчетного способа определения цены услуг, установленного договором N 11-11-30, поскольку товариществом уже в полном объеме оплачены услуги исходя из фактического объема вывоза ТКО согласно договору от 03 декабря 2021 года.
Вместе с тем, судами не дана оценка доводам истца о том, осуществляет ли ответчик фактическое раздельное накопление ТКО в соответствии с утвержденным на территории города Москвы Порядком, а также соответствие иных условий договора при выборе такого способа учета названному Порядку.
Между тем установление указанных обстоятельств имело существенное значение для разрешения спора, поскольку несоблюдение ответчиком порядка раздельного накопления ТКО исключает возможность включения в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема вывезенных контейнеров, а также расчета стоимости услуг.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, а также правовые позиции, закрепленные в Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, проверить обстоятельства осуществления ответчиком фактического раздельного накопления ТКО в соответствии с утвержденным на территории города Москвы Порядком, с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дать надлежащую правовую оценку всем доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по делу N А40-68656/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Ж.П. Борсова |
Судьи |
Т.Ю. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласование создания места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления осуществляется на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039). Порядок рассмотрения заявки и принятия решения предусмотрен в разделе II Правил N 1039.
Таким образом, в случае отсутствия раздельного накопления ТКО на территории регионального оператора в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления ТКО либо в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Иных ограничений на применение одного из способов коммерческого учета подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 указанные правила не содержат.
Кроме того, согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2024 г. N Ф05-7245/24 по делу N А40-68656/2023