г. Москва |
|
18 июля 2024 г. |
Дело N А40-139576/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка" - Елизарьева С.В. (представителя по доверенности от 01.01.2024), Качановой Н.В. (представителя по доверенности от 20.07.2023),
от Федерального агентства морского и речного транспорта - Грининой А.Ю. (представителя по доверенности от 20.12.2023),
от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 04.07.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта
на решение от 27.12.2023
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 21.03.2024
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-139576/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка"
к Федеральному агентству морского и речного транспорта
об оспаривании решения,
третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Находка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - агентство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 23.03.2023 N ДУ-28/3770, о возвращении на доработку документов по проведению комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.
В качестве третьего лица в деле участвует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - служба).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе агентство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В судебном заседании представитель агентства поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители общества возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Служба, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя не направила.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, общество является организацией, осуществляющей деятельность по перевалке нефтепродуктов в морском порту Находка, и включено в реестр морских портов в качестве оператора морского терминала. Данную деятельность общество ведет на основании бессрочной лицензии от 15.03.2017 серии МР-4 N 002419.
Утвержденный план предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛАРН) является обязательным условием ведения обществом уставной деятельности, поскольку общество осуществляет эксплуатацию гидротехнического сооружения (нефтепирс) и выполняет перевалку нефтепродуктов во внутренних морских водах.
Разработанный обществом план ЛАРН получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 11.02.2022 N 660, в связи с чем согласно пункту 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) данный план ЛАРН подлежит утверждению обществом после получения заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
По уведомлению общества от 16.03.2022 N ИСХ-13-01439-22 о проведении комплексного учения по подтверждению готовности общества к действиям по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории бухты Новицкого залива Находка с планом комплексных учений агентство отказало обществу в проведении комплексных учений письмом от 17.03.2022 N ДУ-28/3023.
Вступившим в законную силу решением от 13.10.2022 по делу N А40-126998/2022 Арбитражный суд города Москвы признал незаконным данный отказ и обязал агентство в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав общества в установленном порядке.
По результатам повторного рассмотрения уведомления общества от 16.03.2022 N ИСХ-13-01439-22 о проведении комплексного учения агентство приняло решение, изложенное в письме от 23.03.2023 N ДУ-28/3770, о возвращении документов на доработку, приложив к письму перечень "выявленных несоответствий" по документам.
Не согласившись, общество оспорило это решение в судебном порядке.
Признавая подлежащим удовлетворению заявление общества, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями пункта 1 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 16.2, пункта 3 статьи 34 Закона N 155-ФЗ, статьи 3, подпункта 7 пункта 1 статьи 11, пункта 5 статьи 16, пунктов 1, 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", норм подпункта "г" пункта 5, пунктов 7-12 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2366 (далее - Правила N 2366, Правила), Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 157 (далее - Положение N 157), Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утвержденный Приказом Минтранса России от 27.11.2020 N 522, Положения о проведении государственной экологической экспертизы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 3 1796, Административного регламента предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 N 923, приняли во внимание указания Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 17 Постановления Пленума от 28.06.2022 N 21, "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", рассмотрение арбитражными судами дела N А40-126998/2022 об оспаривании обществом решения агентства об отказе в подтверждении проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов, пункты 1,2, 4 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467.
При этом суды исходили из того, что план ЛАРН, разработанный обществом как объект государственной экологической экспертизы, получил положительное заключение N 25-1-01-1-07-0002-22 (приказ Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 11.02.2022 N 660 об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы). План ЛАРН является частью системы обеспечения и подтверждения соответствия осуществляемой во внутренних морских водах деятельности и мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов требованиям природоохранного законодательства и относится к документам, обосновывающим хозяйственную деятельность общества во внутренних морских водах. Положительное заключение государственной экологической экспертизы в отношении плана ЛАРН общества подтверждает его соответствие предъявляемым к нему требованиям.
Суды заключили, что не имеется оснований подвергать сомнению обоснованность и правомерность выводов экспертов, изложенных в заключении государственной экологической экспертизы N 25-1-01-1-07-0002-22, и соответствие содержания плана ЛАРН общества требованиям законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что действующим законодательством не регламентированы формат, объем и содержание раскрываемой информации, а также то обстоятельство, что план ЛАРН получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае план ЛАРН общества соответствует пункту 19 Положения N 157.
Отклоняя доводы агентства, суды отметили, что при проведении государственной экологической экспертизы плана ЛАРН в установленном законом порядке рассмотрены все вопросы, имеющие значение для реализации объекта такой экспертизы. В частности, экспертной комиссией проанализированы и проверены максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов, который определен согласно подпункта "г" пункта 5 Правил N 2366 для морских нефтяных терминалов, что является верным, а также достаточность сил и средств для ликвидации максимального расчетного разлива нефти или нефтепродуктов на акватории. По результатам проверки экспертная комиссия пришла к выводу о том, что общество имеет достаточное количество сил и средств для ликвидации максимального расчетного разлива нефти или нефтепродуктов на акватории. Экспертами сделан вывод о достаточности принятых мероприятий для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности общества в акватории бухты Новицкого, залива Находка. По итогам рассмотрения представленной документации экспертная комиссия пришла к выводу, что реализация объекта экспертизы является возможной.
План ЛАРН общества, как решили суды, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, подлежит утверждению обществом после получения заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суды пришли также к выводу о том, что замечания к плану ЛАРН, указанные в пунктах 5, 6, 7, 8, 9, 13 Перечня несоответствий к решению, содержащемуся в письме от 23.03.2023 N ДУ-28/3770, являются необоснованными, представлены за пределами полномочий агентства, носят формальный характер и не могут быть основаниями для ограничения прав и законных интересов общества. При этом замечания агентства к плану комплексных учений, изложенные в пунктах N 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12 перечня несоответствий, как отметили суды, также являются необоснованными, поскольку структура, разделы и содержание плана комплексных учений общества полностью соответствуют требованиям Правил.
Вопреки мнению агентства, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы агентства, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 по делу N А40-139576/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что действующим законодательством не регламентированы формат, объем и содержание раскрываемой информации, а также то обстоятельство, что план ЛАРН получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае план ЛАРН общества соответствует пункту 19 Положения N 157.
Отклоняя доводы агентства, суды отметили, что при проведении государственной экологической экспертизы плана ЛАРН в установленном законом порядке рассмотрены все вопросы, имеющие значение для реализации объекта такой экспертизы. В частности, экспертной комиссией проанализированы и проверены максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов, который определен согласно подпункта "г" пункта 5 Правил N 2366 для морских нефтяных терминалов, что является верным, а также достаточность сил и средств для ликвидации максимального расчетного разлива нефти или нефтепродуктов на акватории. По результатам проверки экспертная комиссия пришла к выводу о том, что общество имеет достаточное количество сил и средств для ликвидации максимального расчетного разлива нефти или нефтепродуктов на акватории. Экспертами сделан вывод о достаточности принятых мероприятий для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности общества в акватории бухты Новицкого, залива Находка. По итогам рассмотрения представленной документации экспертная комиссия пришла к выводу, что реализация объекта экспертизы является возможной."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2024 г. N Ф05-11271/24 по делу N А40-139576/2023