г. Москва |
|
19 июля 2024 г. |
Дело N А41-28204/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 19.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Р.Р. Латыповой, Е.Е. Шевченко
при участии в заседании:
от Министерства по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области: Крахоткин Д.Ю. по доверенности от 02.07.2024;
от общества с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг": извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2023, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А41-28204/2023 по заявлению Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг"
об аннулировании
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (Госжилинспекция, в настоящее время - Министерство по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг " об аннулировании лицензии от 27.04.2015 N 310 серии N 050 000686.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг" просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Министерства по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг" явку уполномоченного представителя в заседание не обеспечило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившегося представителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, обществом с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг" получена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Московской области от 27.04.2015 N 310 серии N 050 000686.
Исходя из повестки заседания Лицензионной комиссии Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принято решение, оформленное протоколом заседания от 03.03.2023 N 137, о направлении в арбитражный суд заявления об аннулировании лицензии общества.
Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Согласно части 1 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.
Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 (далее - Правила).
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для аннулирования лицензии от 27.04.2015 N 310 серии N 050 000686.
Суды исходили из того, что Госжилинспекцией издано распоряжение от 06.12.2022 N 311 об исключении сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий Московской области в связи с повторным совершением грубого нарушения лицензионных требований в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований (постановления Госжилинспекци от 22.06.2021 N 08Вх/12-628-27-9-2021, от 10.08.2021 N 08Вх/04-14736-27-9-2021).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 22.12.2023 по делу N А41-101325/22 обществу с ограниченной ответственностью "Центр Жилищно-Коммунальных услуг" отказано в признании распоряжения Госжилинспекци N 311 от 06.12.2022 незаконным.
Проанализировав обстоятельства дела, суды пришли к выводу, что поскольку имеет место существенное нарушение требований законодательства в сфере управления многоквартирными домами, нарушающее права потребителей данной услуги, аннулирование лицензии, как соответствующая мера, является соразмерной и обоснованной.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная инстанция не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, применены правильно.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а сводятся к несогласию с выводами и позициями судов относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка при рассмотрении дела по существу.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2023, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А41-28204/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 (далее - Правила)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2024 г. N Ф05-13430/24 по делу N А41-28204/2023