г. Москва |
|
26 июля 2024 г. |
Дело N А40-245004/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от ПАО "Россети Московский регион": не явился, извещён;
от Московского областного УФАС России: Шилепина И.И. по доверенности от 24.04.2023, паспорту;
рассмотрев 25.07.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Московского областного УФАС России,
на решение от 29.01.2024 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09.04.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-245004/2023
по заявлению ПАО "Россети Московский регион"
к Московскому областному УФАС России,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Московский регион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - управление, Московское областное УФАС России) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 11.08.2023 N АА/13920/23 об отказе обществу в зачете денежных средств, уплаченных обществом в счет исполнения постановлений N 050/04/9.21-619/2023, N 050/04/9.21-993/2023, N 050/04/9.21-945/2023, N 050/04/9.21-419/2023, N 050/04/9.21-928/2023, N 050/04/9.21-462/2023, N 050/04/9.21-434/2023, N 050/04/9.21-48/2023, N 050/04/9.21-1175/2023, N 050/04/9.21-1110/2023, N 050/04/9.21-868/2023, N 050/04/9.21-1090/2023, N 050/04/9.21-912/2023, N 050/04/9.21-1143/2023, N 050/04/9.21-630/2023, N 050/04/9.21-659/2023, N 050/04/9.21-623/2023, N 050/04/9.21-910/2023, N 050/04/9.21-534/2023, N 050/04/9.21-1073/2023, N 050/04/9.21-1108/2023, N 050/04/9.21-565/2023, N 050/04/9.21-629/2023, N 050/04/9.21-563/2023, N 050/04/9.21-329/2023, N 050/04/9.21-1096/2023, N 050/04/9.21-919/2023, N 050/04/9.21-1203/2023, N 050/04/9.21-564/2023, N 050/04/9.21-931/2023, N 050/04/9.21-1129/2023, N 050/04/9.21-750/2023 и N 050/04/9.21-995/2023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
От общества поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителя управления, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что Московским областным УФАС России в отношении общества вынесены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 050/04/9.21-619/2023, N 050/04/9.21-993/2023, N 050/04/9.21-945/2023, N 050/04/9.21-419/2023, N 050/04/9.21-928/2023, N 050/04/9.21-462/2023, N 050/04/9.21-434/2023, N 050/04/9.21-48/2023, N 050/04/9.21-1175/2023, N 050/04/9.21-1110/2023, N 050/04/9.21-868/2023, N 050/04/9.21 - 1090/2023, N 050/04/9.21-912/2023, N 050/04/9.21-1143/2023, N 050/04/9.21-630/2023, N 050/04/9.21-659/2023, N 050/04/9.21-623/2023, N 050/04/9.21-910/2023, N 050/04/9.21-534/2023, N 050/04/9.21-1073/2023, N 050/04/9.21-1108/2023, N 050/04/9.21-565/2023, N 050/04/9.21-629/2023, N 050/04/9.21-563/2023, N 050/04/9.21-329/2023, N 050/04/9.21-1096/2023, N 050/04/9.21-919/2023, N 050/04/9.21-1203/2023, N 050/04/9.21-564/2023, N 050/04/9.21-931/2023, N 050/04/9.21-1129/2023, N 050/04/9.21-750/2023 и N 050/04/9.21-995/2023 за нарушение порядка технологического присоединения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. По каждому постановлению обществу назначен штраф в размере 600 000 руб.
В пределах 20 дневного срока указанные штрафы были оплачены обществом в половинном размере в соответствии с платежными поручениями на 300 000 руб. каждая.
По факту каждой оплаты указанных штрафов общество направило в Московское областное УФАС России письмо с приложением копий платежных поручений и просило антимонопольный орган зачесть половинную оплату в счет полного исполнения упомянутых постановлений в порядке ч. 1.3 - 3 ст. 32.2 КоАП РФ.
В ответ от управления получено письмо от 11.08.2023 N АА/13920/23 с отказом в зачете денежных средств.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статью 32.2 КоАП РФ введена часть 1.3-3, согласно которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа (за исключением административных правонарушений, среди которых часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ не указана).
Признавая подлежащим удовлетворению заявление общества, суды исходили из того, что в рассматриваемом случае не имелось оснований, препятствующих оплате штрафов по статье 9.21 КоАП РФ в размере половины суммы от каждого из назначенных административных штрафов. Отсутствие в постановлениях по делам об административных правонарушениях информации о возможной к уплате сумме штрафа в соответствии с частью 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ не является препятствием, запрещающим применение данных норм статьи КоАП РФ при уплате штрафов в половинном размере.
Отклоняя доводы управления о том, что при возбуждении дела по статье 9.21 КоАП РФ без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, норма о 50% скидке не может быть применена, суды указали, что, выявляя нарушения по результатам ознакомления с заявлениями физических или юридических лиц, определяя наличие или отсутствие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ), осуществляя экспертизу или иные процессуальные действия при проведении административного расследования (часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ), запрашивая у привлекаемого к ответственности лица дополнительные документы и сведения, управление осуществляет государственный контроль.
Суды приняли во внимание, что именно с осуществлением государственного контроля (надзора) (а также муниципального контроля) связано применение части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ. Было бы неверно исходить из того, что при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности управление как территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляло контроль (надзор), не являющийся государственным.
Применение положений части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ не поставлено Кодексом в зависимость от того, подпадает ли осуществление государственного контроля (надзора) (а также муниципального контроля) под регулирование отношений по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Включение в статью 28.1 КоАП части 3.3, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, не означало того, что при выполнении соответствующих действий управление не осуществляло государственный контроль (надзор), и, как следствие, не препятствовало обществу реализовать право, предусмотренное частью 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ.
Мероприятия, действия, деятельность, перечисленные в части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ для целей данного Закона, также не исключали применение положений другого федерального закона - норм части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающих право уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Суды отметили, содержание понятий "государственный контроль (надзор)", "муниципальный контроль" при применении норм части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ не ограничивается содержанием определений, сформулированных в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ для целей применения данных Законов; также обоснованно приняли во внимание, что Федеральная антимонопольная служба, территориальные органы ФАС России осуществляют государственный контроль (надзор), в том числе и при рассмотрении жалоб заявителей на действия (бездействие), нарушающие правила (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).
Суды пришли к выводу, что вынесенное решение Московского УФАС России, оформленное письмом от 11.08.2023 N АА/13920/23, является незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Заявителя и подлежит отмене.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А40-245004/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Мероприятия, действия, деятельность, перечисленные в части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ для целей данного Закона, также не исключали применение положений другого федерального закона - норм части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающих право уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Суды отметили, содержание понятий "государственный контроль (надзор)", "муниципальный контроль" при применении норм части 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ не ограничивается содержанием определений, сформулированных в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ для целей применения данных Законов; также обоснованно приняли во внимание, что Федеральная антимонопольная служба, территориальные органы ФАС России осуществляют государственный контроль (надзор), в том числе и при рассмотрении жалоб заявителей на действия (бездействие), нарушающие правила (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2024 г. N Ф05-12884/24 по делу N А40-245004/2023