г. Москва |
|
29 июля 2024 г. |
Дело N А40-251876/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 29.07.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от Управы района Орехово-Борисово Южное г. Москвы: не явился, извещён;
от Московского УФАС России: Гандалоева А.Х. по доверенности от 29.12.2023, удостоверению;
от ИП Куприяновой Т.Ф.: не явился, извещён;
рассмотрев 23.07.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Управы района Орехово-Борисово Южное г. Москвы
на решение от 05.02.2024 Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 12.04.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-251876/2023
по заявлению Управы района Орехово-Борисово Южное г. Москвы
к Московскому УФАС России
третье лицо: ИП Куприянова Т.Ф.
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Управа района Орехово-Борисово Южное (далее - управа) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконным решения от 23.10.2023 по делу N 077/10/104-14669/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИП Куприянова Т.Ф. (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе управа просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства управы об отложении судебного разбирательства.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
От третьего лица поступил отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя управления, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что 03.04.2023 между управой (далее - заказчик) и предпринимателем (далее - исполнитель) заключен государственный контракт N 19-23 (реестровый N 2773712849223000003) на выполнение работ по ремонту в 2023 году квартир детей сирот, проживающих на территории района Орехово-Борисово Южное города Москвы (далее - контракт). Согласно п. 3.1 Контракта сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта: с 10.04.2023 по 31.07.2023.
Во исполнение своих обязательств, исполнитель на основании п. 3.8 Технического задания направил уведомление о приемке выполненных работ исх. N 18/09/23-2 от 18.09.2023 по вышеуказанным адресам и Приложение.
Подрядчик составил претензию об отказе заказчика от приемки выполненных работ исх. N 21/09/23-1 от 21.09.2023, в котором просил Заказчика разобраться с ситуацией и провести полноценную приемку работ с составлением актов о приемке выполненных работ.
Однако, как полагает управа, предприниматель не исправил указанные недочеты.
Управа обратилась в антимонопольный орган с заявлением о включении сведений в отношении ИП Куприяновой Т.Ф. в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта.
По результатам рассмотрения обращения, управы принято решение от 23.10.2023 по делу N 077/10/104-14669/2023 об отказе во включении сведений об ИП Куприяновой Т.Ф. в РНП.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения управы в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
По смыслу Закона о контрактной системе включение сведений о лице в РНП, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1062).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1062, ведение реестра, в том числе, включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях надлежащего исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом, как следует из пункта 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов, одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в конкурсах по размещению государственного и муниципального заказа.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов, в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней, с даты подтверждения этих фактов.
Таким образом, с учетом приведенных норм, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведшее к невозможности исполнения контракта в установленные сроки.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Суды установили, что законных оснований для включения предпринимателя в реестр не имелось.
Суды пришли к выводу о том, что подрядчик действовал добросовестно и разумно, оперативно реагировал на замечания, претензии заказчика, о чем свидетельствует уведомление об устранении нарушений исх. N 18/09/23-1 от 18.09.2023 на исх. N ОЮ-16-214/3 от 06.09.2023, в котором сообщается о устранении нарушений и выполнении работ в полном объеме и приложение с корректировками в соответствии с п. 3.8 технического задания: Акт КС-2 о приемке выполненных работ по адресу: г. Москва, проезд Гурьевский, д. 11, корпус 1; Справка КС-3 о стоимости выполненных работ по адресу: г. Москва, проезд Гурьевский, д. 11, корпус 1; Акт КС-2 о приемке выполненных работ по адресу: г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корпус 1; Справка КС-3 о стоимости выполненных работ по адресу: г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корпус 1; акты освидетельствования скрытых работ; документы по вывозу мусора.
Следовательно, для надлежащего исполнения своих обязательств по контракту, подрядчиком был предоставлен заказчику комплект отчетной документации, в том числе, и заполненные акты скрытых работ, в материалах дела в качестве доказательства представлены как уведомления о приемке выполненных работ, так и скриншоты направления уведомлений.
Суды отклонили довод заявителя относительно недобросовестности подрядчика, поскольку перечень выполняемых работ указанных в сметной документации не предусматривает выполнение работ, признанных Заказчиком в качестве невыполненных и не исполненных.
Суды пришли к выводу, что совокупная оценка всех поведенческих аспектов предпринимателя позволила административному органу прийти к выводу об отсутствии в настоящем случае доказательств заведомой его недобросовестности, что, в свою очередь, исключало применение к нему мер публично-правовой ответственности.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2024 по делу N А40-251876/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что подрядчик действовал добросовестно и разумно, оперативно реагировал на замечания, претензии заказчика, о чем свидетельствует уведомление об устранении нарушений исх. N 18/09/23-1 от 18.09.2023 на исх. N ОЮ-16-214/3 от 06.09.2023, в котором сообщается о устранении нарушений и выполнении работ в полном объеме и приложение с корректировками в соответствии с п. 3.8 технического задания: Акт КС-2 о приемке выполненных работ по адресу: г. Москва, проезд Гурьевский, д. 11, корпус 1; Справка КС-3 о стоимости выполненных работ по адресу: г. Москва, проезд Гурьевский, д. 11, корпус 1; Акт КС-2 о приемке выполненных работ по адресу: г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корпус 1; Справка КС-3 о стоимости выполненных работ по адресу: г. Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корпус 1; акты освидетельствования скрытых работ; документы по вывозу мусора."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2024 г. N Ф05-11111/24 по делу N А40-251876/2023