Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 апреля 2008 г. N А48-3165/07-2
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 марта 2009 г. по делу N А48-3165/07-2
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании от ГУП Учреждение ЯИ 22/5 УИН МЮ РФ - Т.В.А. - представителя, доверенность от 07.04.2008 б/н, выдана на 1 год; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области - Г.О.Н. - представителя, доверенность от 09.01.2007 постоянная,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.10.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по делу N А48-3165/07-2, установил:
ГУП Учреждение ЯИ 22/5 УИН МЮ РФ по Орловской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнений) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области зачесть суммы единого социального налога, уплаченные за период 2005-2006 годы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 62170,13 руб. и территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 126388 руб., в счет предстоящих платежей по налогам, погашения недоимки по налогам.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.10.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, судом установлено следующее.
ГУП Учреждение ЯИ 22/5 УИН МЮ РФ по Орловской области в адрес Межрайонной инспекции в адрес Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области и Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области направило письма от 20.04.2007 N 58/35/18-2455, в которых просило зачесть уплаченные суммы единого социального налога за период 2005-2006 годы, перечисленные в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в счет предстоящих платежей по иным налогам или в счет погашения задолженности по налогам.
Поскольку письмами налоговых органов от 28.05.2007 N 11-04/6721 и 22.05.2007 N 17-09/05604 в зачете отказано, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии у Учреждения права на зачет излишне уплаченных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и других фондов.
Согласно ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, оказание медицинской помощи указанным лицам, в том числе осужденным, осуществляется не за счет фондов обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных средств, а следовательно, выплаты в пользу осужденных не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, ГУП Учреждение ЯИ 22/5 УИН МЮ РФ по Орловской области заключены договоры на медицинское обслуживание с МУ "Нарушинская центральная районная больница Урицкого района Орловской области", ОГУЗ "Орловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", ОГУЗ "Орловская областная клиническая больница", предметом которых является оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг осужденным.
Расходы на оплату услуг оказанных данными медицинскими учреждениями, приобретение необходимых медикаментов за счет бюджетных средств учитываются Учреждением при расчете налоговой базы по единому социальному налогу в части, направляемой в фонды социального страхования.
Согласно справки ГУП Учреждение ЯИ 22/5 УИН МЮ РФ по Орловской области на заработную плату осужденных начислены и перечислены в фонды обязательного медицинского страхования: за 2005 год в ТФОМС - 48955 руб., в ФФОМС - 19582,13 руб. за 2006 г. в ТФОМС - 77433 руб., в ФФОМС - 42588 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В силу п.п. 4, 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, а также недоимки по налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика и по решению налогового органа.
Принимая во внимание особый характер реализации прав осужденных на охрану здоровья, требование учреждения о зачете сумм единого социального налога, перечисленных в фонды обязательного медицинского страхования, является обоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 08.10.2007 по делу
N А48-3165/07-2 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по делу N А48-3165/07-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.
...
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В силу п.п. 4, 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, а также недоимки по налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика и по решению налогового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 апреля 2008 г. N А48-3165/07-2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании