г. Москва |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А40-141309/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Объединенные ресурсы" - Арнаутов В.Д., представитель по доверенности от 21 июня 2021 года;
от заинтересованных лиц: Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Мадзаев С.О., представитель по доверенности от 24 апреля 2024 года;
Федеральной налоговой службы - извещено, представитель не явился;
рассмотрев 24 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
на решение от 28 ноября 2023 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 11 апреля 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А40-141309/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединенные ресурсы"
к Федеральной налоговой службе и Министерству цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
о признании незаконными действий.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные ресурсы" (далее - заявитель, ООО "Объединенные ресурсы") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) по представлению недостоверных сведений, о признании незаконным решения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) от 20 декабря 2022 года об аннулировании государственной аккредитации, и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2024 года, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением Минцифры России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые судебные акты в части удовлетворения требований к Минцифры России и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Представитель Минцифры России в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель ООО "Объединенные ресурсы" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемые судебные акты в силе.
ФНС России, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направила, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 29 октября 2020 года ООО "Объединенные ресурсы" имело государственную аккредитацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 929 с присвоением номера в реестре ИТ-компаний N 12638.
ООО "Объединенные ресурсы" 25 октября 2022 года для пролонгации государственной аккредитации ИТ-компании направило в ИФНС России N 31 по г. Москве согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявителем 27 января 2023 года получено уведомление о том, что его аккредитация в реестре ИТ-компаний была аннулирована Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании подпункта "б" пункта 22 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года г. N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" (далее - Положение), в связи с непредставлением в ФНС России согласия на раскрытие информации, составляющей налоговую тайну, а именно: отсутствие в согласии указания кода комплекта сведений 20009 по состоянию на 1 ноября 2022 года.
Несогласие с указанными действиями Минцифры послужило основанием для обращения ООО "Объединенные ресурсы" в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела и представленные доказательства, признали неправомерными действия Минцифры, исходя из того, что ООО "Объединенные ресурсы" представило согласие на раскрытие всех данных на основании действующего на момент его направления положения, включая сведения с указанием кода 20009.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основании правильного применения норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно пункту 1 Рекомендуемого порядка предоставления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме, доведенного письмом ФНС России от 29 августа 2022 года N АБ-4-19/11332, действующего на момент подачи вышеуказанного согласия, сведения, составляющие налоговую тайну (далее - Сведения), предоставляются в электронной форме по запросу на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну о налогоплательщике (плательщике страховых взносов).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения организация обеспечивает возможность раскрытия сведений уполномоченному органу, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 НК РФ, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации или в течение одного месяца со дня вступления в силу Положения, если государственная аккредитация организации была предоставлена до вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации (вступило в силу с 1 октября 2022 года).
Согласно подпунктам "б", "ж" пункта 22 Положения государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом в случае, если:
- организация не соответствует одному или нескольким условиям, предусмотренным пунктами 4 - 9 настоящего Положения (за исключением подпункта "а" пункта 4 настоящего Положения);
- организация не представила согласие, обеспечивающее возможность раскрытия сведений уполномоченному органу, предусмотренное подпунктом "д" пункта 4 настоящего Положения, в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", если государственная аккредитация организации была предоставлена до вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 15 Положения, Приложения N 2 к Положению именно ФНС России передает в адрес Минцифры России сведения о наличии согласия на раскрытие информации уполномоченному лицу.
В силу подпункта "д" пункта 4 и подпункта "ж" пункта 22 Положения организация обязана представить налоговому органу согласие, обеспечивающее возможность раскрытия сведений уполномоченному органу (Минцифры России). Сведения, необходимые для подтверждения соответствия организации критериям, предусмотренным пунктами 4 - 9 и 22 Положения, указаны в приложении N 2 к Положению.
Для подтверждения соответствия необходимы, в частности, следующие сведения:
- о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений;
- о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации);
- об организациях, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 НК РФ.
Данные сведения включены в код 20009 по справочнику сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указанное согласие ООО "Объединенные ресурсы" направило в налоговый орган (ИФНС N 17 по г. Москве) 25 октября 2022 года (до 1 ноября 2022 года), то есть исполнило требования подпункта "д" пункта 4 Положения.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно акцентировали внимание на том, что ООО "Объединенные ресурсы" дало Согласие на признание общедоступными всех сведений (код "1"), то есть в том числе следующих сведений: по коду 1100 - сведения из налоговых деклараций (расчетов); по коду 1300 - сведения о страховых взносах, которые в совокупности, в соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ и формами расчета, утвержденными ФНС России, и составляют сведения по коду 20009, который в свою очередь, лишь уточняет, что сведения организации будут раскрыты налоговым органом только по запросу Минцифры России.
Помимо прочего, суды правомерно установили, что согласие ООО "Объединенные ресурсы", направленное в адрес ИФНС N 17 по г. Москве, оформлено по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15 ноября 2016 года N ММВ-7-17/615@, действующим на момент подачи согласия, и обеспечивает возможность раскрытия сведений ООО "Объединенные ресурсы" в указанной части любым лицам, в том числе федеральным органам исполнительной власти, в частности, Минцифры России.
Кроме того, суды обоснованно обратили внимание, что в приложении N 3 к указанному приказу ФНС России приведен Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009, поскольку на момент возникновения спорных отношений действовала редакция Положения от 30 сентября 2022 года, доказательств же обратного министерство не представило.
Суд округа считает необходимым указать, что на дату направления ООО "Объединенные ресурсы" согласия (25 октября 2022 года) в положении не существовало кода 20009, следовательно, заявитель представил согласие в единственной возможной форме.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что действия Минцифры России по аннулированию аккредитации являются необоснованными и нарушают права и законные интересы ООО "Объединенные ресурсы" в сфере предпринимательской деятельности, лишая его оказания мер государственной поддержки.
Доводы кассационной жалобы Минцифры России были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 ноября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2024 года по делу N А40-141309/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно акцентировали внимание на том, что ООО "Объединенные ресурсы" дало Согласие на признание общедоступными всех сведений (код "1"), то есть в том числе следующих сведений: по коду 1100 - сведения из налоговых деклараций (расчетов); по коду 1300 - сведения о страховых взносах, которые в совокупности, в соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ и формами расчета, утвержденными ФНС России, и составляют сведения по коду 20009, который в свою очередь, лишь уточняет, что сведения организации будут раскрыты налоговым органом только по запросу Минцифры России.
Помимо прочего, суды правомерно установили, что согласие ООО "Объединенные ресурсы", направленное в адрес ИФНС N 17 по г. Москве, оформлено по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15 ноября 2016 года N ММВ-7-17/615@, действующим на момент подачи согласия, и обеспечивает возможность раскрытия сведений ООО "Объединенные ресурсы" в указанной части любым лицам, в том числе федеральным органам исполнительной власти, в частности, Минцифры России.
Кроме того, суды обоснованно обратили внимание, что в приложении N 3 к указанному приказу ФНС России приведен Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009, поскольку на момент возникновения спорных отношений действовала редакция Положения от 30 сентября 2022 года, доказательств же обратного министерство не представило."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2024 г. N Ф05-15774/24 по делу N А40-141309/2023