г. Москва |
|
1 августа 2024 г. |
Дело N А40-223788/2023 |
Арбитражный суд Московского округа в составе судьи Лоскутовой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Акционерного общества "Экотехпром" в лице Общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2024 года по делу N А40-223788/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия города Москвы "Экотехпром"
к Товариществу собственников жилья "Фестиваль"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Экотехпром" (в настоящее время - Акционерное общество "Экотехпром", далее - истец, АО "Экотехпром") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Фестиваль" (далее - ответчик, ТСЖ "Фестиваль") о взыскании задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 206 905 руб. 39 коп. за период с 01.03.2023 по 30.06.2023, неустойку за период с 11.02.2023 по 31.07.2023 в размере 19 750 руб. 39 коп., неустойку по день фактической оплаты задолженности, почтовые расходы в размере 405 руб. 04 коп.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2024 года решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым постановлением, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что ответчиком не исполняются требования по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО); дом расположен на неогороженной территории, вследствие чего складировать ТКО могут иные лица, применению подлежит способ расчета по нормативу, просил отменить постановление, оставить в силе решение.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 Кодекса).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Изучив материалы дела и проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Указывая на то, что по договору от 01.01.2023 N 5-6-51/23 ответчик свои обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО не исполнил в полном объеме, образовалась задолженность за период с 01.03.2023 по 30.06.2023 по состоянию на 20.09.2023 в размере 206 905 руб. 39 коп., начислены пени за период с 11.02.2023 по 31.07.2023 в размере 19 750 руб. 39 коп., истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статей 12, 307, 309, 310, 314, 327.1, 329, 330, 421, 422, 435, 779, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), суд первой инстанции исходил из того, что факт оказания услуг подтвержден актами об оказании услуг за период март-июнь 2023 года; доказательств оплаты задолженности в заявленном истцом размере не представлено; представленный истцом расчет задолженности и неустойки выполнен арифметически и методологически верно, в соответствии с условиями договора от 01.01.2023 N 5-6-51/23 и нормами действующего законодательства, применение расчета объемов ТКО, исходя из норматива накопления, обоснованно.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд исходил из того, что в многоквартирном доме, по адресу: ул. Перерва, д. 39, имеются отдельно две мусорокамеры согласно экспликации и поэтажному плану, в которых расположено два контейнера для накопления ТКО; объем каждого контейнера составляет 0,8 м3, объем двух контейнеров составляет 1,60 м3, вывоз производится ежедневно один раз; данные обстоятельства подтверждаются графиком вывоза ТКО; следовательно, с учетом количества и объема контейнеров, которые фактически вывозились истцом за исковой период, последний мог оказать услуги ответчику в объеме, не превышающем 194,68 м3, стоимостью 163 875 руб. 80 коп.; однако, данная сумма фактически оплачена ответчиком платежными поручениями N 78 от 10.04.2023, N 101 от 17.05.2023, N 120 от 15.06.2023 и N 146 от 26.07.2023.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор) при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов:
исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
При наличии в субъекте Российской Федерации введения раздельного сбора отходов (постановление Правительства Москвы от 18.06.2019 N 734-ПП "О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твердых коммунальных отходов в городе Москве"; Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП), хозяйствующим субъектом должно быть организовано фактическое выполнение потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которым места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
Согласно пункту 3.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813- ПП (далее - Порядок накопления ТКО), необходимое количество емкостей на МНО, их вместимость и тип определяются договором, заключенным потребителем с региональным оператором, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, количества потребителей, использующих в соответствии с договором МНО, фактических данных о накоплении смешанных отходов, групп однородных отходов. Запрещается устанавливать емкости вне МНО, запрещается перемещать емкости, установленные в МНО, за пределы МНО. В случае если подъездные пути к МНО заблокированы, допускается перемещение емкостей из МНО к месту погрузки ТКО в мусоровоз (пункты 3.9. - 3.10 Порядка накопления ТКО).
Пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Учитывая указанные положения, судом первой инстанции обоснованно учтено, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуаций, когда применяется система раздельного сбора.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2021 N 305-ЭС21-11542).
Накопление ТКО потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, возможно при наличии заключенного соглашения (договора) об использовании МНО.
В соответствии с 2.1(1) Порядка накопления ТКО допускается накопление ТКО потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, при условии заключения между потребителем и лицом, ответственным за содержание МНО, в установленном порядке соглашения (договора) об использовании МНО.
Выводы суда первой инстанции о правомерности представленного истцом расчета, учитывая отсутствие доказательств соблюдения ответчиком раздельного накопления ТКО, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Кроме того, в рамках дела N А 40-49467/2023 рассматривались требования товарищества об урегулировании разногласий по договору от 01.01.2023 N 5-6-51/23, судами установлено, что истец не имеет собственной контейнерной площадки для раздельного сбора ТКО. Накопление ТКО осуществляется истцом в мусорокамерах, следовательно, раздельный сбор накопленных ТКО, не ведется, соответственно, не доказаны условия, при которых потребитель может выбрать способ расчета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; применение способа расчета ТКО исходя из нормативов накопления ТКО признано обоснованным (статьи 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в соответствии с положениями части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений
С учетом изложенного кассационная инстанция считает необходимым оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2024 года по делу N А40-223788/2023 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2023 года по этому же делу оставить в силе.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Фестиваль" в пользу акционерного общества "Экотехпром" 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлине по кассационной жалобе.
Судья |
Н.А. Лоскутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Учитывая указанные положения, судом первой инстанции обоснованно учтено, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил N 505, установлено только для ситуаций, когда применяется система раздельного сбора.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2021 N 305-ЭС21-11542)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2024 г. N Ф05-12013/24 по делу N А40-223788/2023