Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 апреля 2008 г. N А09-2617/07-8
(извлечение)
См. также постановления ФАС ЦО от 16 июня 2008 г. N Ф10-1129/08 по делу N А09-2617/07-8, от 21 сентября 2009 г. N А09-2617/07-8 (Ф10-1129/08(4)), от 26 октября 2011 г. N Ф10-1129/08 по делу N А09-2617/2007 и определение ФАС ЦО от 19 августа 2011 г. N Ф10-1129/08 по делу N А09-2617/2007
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего судей при участии в заседании: от заявителя: ОНО ОПХ "Ч" Б.А.А. - директор (приказ от 21.12.05); Российской Академии сельскохозяйственных наук - М.А.Я. - зам. директора (дов. N 36-09/55 от 14.03.2008) от внешнего управляющего: - не явился (извещен надлежаще); от уполномоченного органа: ФНС России в лице УФНС России по Брянской области - гл. госналогинспектор (дов. N 32АА492251 от 17.01.08); от представителя работников должника: К.А.Д. - представитель (протокол собрания от 19.04.07);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Ч" на определение Арбитражного суда Брянской области от 29 ноября 2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2008 по делу N А09-2617/07-8, установил:
Организация научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Ч" государственного научного учреждения Брянской опытной станции по картофелю Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха Российской академии сельскохозяйственных наук обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании ее несостоятельным (банкротом), в связи с наличием кредиторской задолженности в размере 12785000 руб.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 28.05.2007 в отношении ОНО ОПХ "Ч" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Л.В.И.
УФНС России по Брянской области заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с отсутствием выработанной ФНС России позиции по вопросу смены процедуры банкротства должника.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2007 в удовлетворении заявленного ходатайства отказано. Процедура наблюдения в отношении ОНО ОПХ "Ч" прекращена. В отношении должника введена процедура внешнего управления сроком двенадцать месяцев. Исполнение обязанностей внешнего управляющего возложено на Л.В.И.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 определение суда от 29.11.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОНО ОПХ "Ч" просит определение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права. Считает необоснованными выводы суда в части отклонения ходатайства уполномоченного органа об отложении рассмотрения дела и введении в отношении должника процедуры внешнего управления.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители работников должника, учредителя должника поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель уполномоченного органа высказал возражения против ее удовлетворения.
Представитель должника обратился с заявлением об отказе от иска о признании ОНО ОПХ "Ч" несостоятельным (банкротом).
Однако данное заявление суд кассационной инстанции считает не подлежащим удовлетворению. При возбуждении судом дела о банкротстве применяются специальные, установленные законодательством о банкротстве, нормы процессуального права. Исчерпывающий перечень судебных актов, которые могут быть приняты судом при завершении наблюдения, определяется ст. 75 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве). В упомянутой статье не содержится норма, устанавливающая возможность прекращения производства по делу в связи с отказом заявителя от заявления о признании должника банкротом, в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ.
Представитель внешнего управляющего ОНО ОПХ "Ч" в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя сторон, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает необходимым определение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 оставить без изменения.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Согласно ст. 75 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.
При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на двадцать процентов.
При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из представленных в материалы дела документов, отчета временного управляющего установили, что на протяжении последних двух лет предприятие должника не ведет активной производственной деятельности, руководитель должника фактически не осуществляет руководство и управление предприятием. Кредиторская задолженность, включенная в реестр требований кредиторов составляет более 6 млн. руб.
В то же время, анализ бухгалтерских документов из которых усматривается, что сумма активов должника - государственного предприятия значительно превышает сумму его кредиторской задолженности, позволяет сделать вывод о наличии возможности восстановления платежеспособности ОНО ОПХ "Ч".
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что в ходе первого собрания кредиторов ОНО ОПХ "Ч" от 28.11.2007, вопросы по повестке дня, в том числе о последующей процедуре банкротства в отношении должника, приняты не были, ходатайств о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления от уполномоченных лиц не поступало, судебные инстанции пришли к выводу о необходимости введения в отношении ОНО ОПХ "Ч" процедуры внешнего управления.
Суд кассационной инстанции считает приведенные выводы правомерными, соответствующими вышеназванным нормам ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства об отложении рассмотрения дела, не может быть признан состоятельным.
Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29, при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве должника, возбужденных по заявлению должника, в случае если первым собранием кредиторов не принято решения о введении одной из процедур банкротства, в том числе в связи с тем, что кредиторы не предъявили свои требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, или собрание кредиторов не состоялось, суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 Закона. В случае невозможности отложения рассмотрения дела в пределах названного срока арбитражный суд принимает один из судебных актов, указанных в абзацах третьем-пятом пункта 2 статьи 75 Закона.
В настоящем случае, учитывая, что заявление ОНО ОПХ "Ч" поступило в арбитражный суд 25.04.2007 и процедура наблюдения в отношении должника длиться более семи месяцев, у суда Первой инстанции отсутствовали законные основания для отложения рассмотрение данного дела, в связи с истечением предельного срока, установленного ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Также является необоснованным довод заявителя о том, что при утверждении кандидатуры исполняющего обязанности внешнего управляющего судом были нарушены нормы ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" в части запрета руководителю предприятия занимать иные оплачиваемые должности.
Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего, утверждаемого в качестве временного, внешнего или конкурсного управляющего, установлены в ст. 20 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В то же время названная норма не запрещает арбитражному суду возложить исполнение обязанностей внешнего управляющего на лицо, также утвержденное арбитражным управляющим по другому делу о банкротстве.
Доводы заявителя о том, что на момент подачи кассационной жалобы, третьим лицом были исполнены обязательства должника перед кредитором МИФНС России N 5 по Брянскому району, не могут быть приняты во внимание, учитывая, что данные доводы не имеют отношения к оспариваемым судебным актам, в рамках проверки их законности и обоснованности, и могут быть рассмотрены отдельно в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов, считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Определение Арбитражного суда Брянской области от 29 ноября 2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2008 по делу N А09-2617/07-8 - оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 апреля 2008 г. N А09-2617/07-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании