г. Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-197322/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Ярцева Д.Г.,
судей Архиповой Ю.В., Дацука С.Ю.,
при участии в заседании:
от истца: Комитета лесного хозяйства Московской области - Щипова А.Д., по доверенности от 18.12.2023;
от ответчика: Государственной компании "Российские автомобильные дороги" - Харитонов К.П., по доверенности от 12.05.2023;
рассмотрев 13.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ответчик, ГК "Автодор") об обязании разработать и согласовать в установленном законом порядке проект лесовосстановления и выполнить работы по лесовосстановленню на площади земельного участка лесничества, равной 1.3847 га в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024, в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
ГК "Автодор" представило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором с доводами и требованиями ее подателя не согласилась, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители сторон поддержали свои позиции по делу, возражая против доводов другой стороны, изложенных соответственно в кассационной жалобе и письменном отзыве на нее.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.07.2019 между Комитетом лесного хозяйства Московской области и Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" был заключен договор аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 50-0068-08-13-08, дата государственной регистрации договора 22.10.2019, предметом которого являлись лесные участки, общей площадью 1,3847 га.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в рамках заключенного договора аренды истцом была изменена категория земель с земель лесного фонда на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Исковые требования мотивированы тем, что на лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность обеспечить лесовосстановление на площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации, однако свою обязанность по проведению работ по лесовосстановлению, которая вытекает не из положений договора аренды, а из действующего лесного законодательства и факта проведения рубки лесных насаждений, ответчик не исполнил, требования претензии об исполнении обязанности по лесовосстановлению оставлены без удовлетворения.
Разрешая настоящий спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 7, 12, 21, 24, 45, 62, 63.1, 72, 99 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 304, 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019, N 566), исходили из того, что на переданных ответчику в рамках договора аренды N 50-0068-08-13-08 от 02.07.2019 лесных участках леса не располагались, поскольку работы по рубке на них лесных насаждений проводились ответчиком в период с 2014 по 2018 годы при проведении подготовительных работ по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области N 3 (ЦКАД N 3), до вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" от 19.07.2018 (далее - Закон от 19.07.2018, N 212-ФЗ), таким образом, обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению у ответчика не возникла.
Между тем, судами обеих инстанций не было учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются, в том числе, лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В силу части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии со статьей 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству; воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление; воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом от 19.07.2018, N 212-ФЗ, указано, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов; на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016, N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона от 19.07.2018, N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Законом от 19.07.2018, N 212-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона от 19.07.2018, N 212-ФЗ, предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 25.03.2019, N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021, N 303-ФЗ, в Лесной кодекс Российской Федерации так же внесены изменения, согласно которым статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации изложены в новой редакции.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Кодекса в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона N 303-ФЗ, если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, также обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2019, N 566), работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Кодекса соответственно.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора (Определения Верховного Суда Российской Федерации N 304-ЭС22-3799 от 19.07.2022, N 307-ЭС22-5959 от 23.08.2022, N 304-ЭС23-22274 от 07.03.2024).
Отказывая в удовлетворении иска суды исходили из того, что рубка лесных насаждений на спорных лесных участках была осуществлена в период с 2014 по 2018 годах в рамках подготовительных работ по строительству ЦКАД N 3 до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, то есть до 01.01.2019, поэтому признали, что обязанность по лесоразведению и лесовосстановлению у ответчика не возникла.
Между тем данный вывод судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку суды не установили, где конкретно, в каком объеме, кем, на каком основании и в какое время осуществлялась рубка лесных насаждений на спорных лесных участках.
Судами не установлено наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих осуществление рубки лесных насаждений на предоставленных ответчику в аренду лесных участках с соблюдением требований законодательства и оформлением всех необходимых документов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018, N 341-ФЗ, одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 данной статьи, в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Согласно пункту 1.2 договора аренды от 04.02.2019 в аренду переданы лесные участки, которые имели следующие характеристики: категория защитности: защитные леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации); вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
При государственной регистрации договора аренды лесного участка, предназначенного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов сроком более одного года одновременно в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории "земли транспорта" (кроме земель населенных пунктов).
Датой изменения сведений о категории земельных участков будет считаться дата проведения государственной регистрации договора аренды земельного участка в пользу ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
При этом перевод земель лесного фонда в земли иных категорий является самостоятельным основанием для проведения лесовосстановления на площади, равной площади лесных земель в составе участка лесного фонда, вне зависимости от осуществления на нем рубки лесных насаждений.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона N 303-ФЗ, данная статья не распространяется на случай перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом применение данной нормы обусловлено только конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий - создание особо охраняемых природных территорий федерального значения и обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В настоящем случае перевод земель осуществлялся не в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если лицом, в интересах которого осуществляется перевод земельного участка в составе земель лесного фонда в земли иных категорий, была осуществлена рубка лесных насаждений в границах такого участка, в связи с чем указанным лицом осуществлено лесовосстановление или лесоразведение, предусмотренное частью 1 статьи 63.1 настоящего Кодекса, обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, не возникает в отношении части площади соответствующего земельного участка, на которой была осуществлена указанная рубка лесных насаждений.
Для применения данной нормы лицо, в интересах которого осуществлен перевод лесных земель в иную категорию, должно представить надлежащие доказательства того, что рубка лесных насаждений и лесовосстановление (в части вырубленной площади) были осуществлены в установленном порядке до перевода земель.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий лесовосстановление осуществляется на площади, равной площади лесных земель в составе участка, исключаемого из земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Таким образом, отсутствие на лесном участке лесной растительности не свидетельствует о том, что спорный участок относится к нелесным землям лесного фонда. Отнесение земель к видам нелесных и лесных земель осуществляется при таксации лесов (пункт 169 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510).
Согласно пункту 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018, N 122, и действовавшей до 01.03.2023, к нелесным землям относятся лесные участки, не предназначенные для лесовосстановления, занятые болотами, скалами, гольцами, каменистыми россыпями, песками, безлесными крутыми склонами и другими неудобными для использования лесными участками, пашнями, сенокосами, пастбищами, торфоразработкой, лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линий связи, трубопроводами и другими линейными объектами, водами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции, служебными и жилыми постройками, складами, населенными пунктами, оздоровительными учреждениями с элементами благоустройства (усадьбы).
Таким образом, отнесение не покрытого лесной растительностью участка к нелесным землям лесного фонда должно быть подтверждено материалами лесоустройства.
Как предусмотрено частью 4 статьи 4 Федерального закона N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.07.2021 (далее - Закон N 303-ФЗ), положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, как в редакции Закона N 212-ФЗ, так и в редакции Закона N 303-ФЗ, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования (площади переведенного лесного участка в земли иных категорий), с учетом случая, установленного в части 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу статей 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку всем доводам и возражениям сторон, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств; на основании установленных фактов с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС23-27231, N 305-ЭС23-25372, N 305-ЭС23-26709, N 305-ЭС23-26224 и N 305-ЭС23-27639 от 27.05.2024, определить наличие/отсутствие оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А40-197322/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
Ю.В. Архипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения предыдущих инстанций, установив, что ответчик не выполнил обязательства по лесовосстановлению на арендованных участках. Суд отметил, что обязанность по лесовосстановлению возникает независимо от даты заключения договора аренды и требует учета всех обстоятельств, касающихся рубки лесных насаждений. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2024 г. N Ф05-14305/24 по делу N А40-197322/2023