г. Москва |
|
16 сентября 2024 г. |
Дело N А40-173889/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2024.
Полный текст постановления изготовлен 16.09.2024.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Паньковой Н.М.,
судей: Коротковой Е.Н., Трошиной Ю.В.
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу УФНС России по Новосибирской области
на определение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2024,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024
по заявлению-требованию ИФНС России N 22 по г. Москве о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ПАО "НПЦ НИИЭС",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2023 ПАО "НПЦ НИИЭС" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Васечкин В.В.
В Арбитражный суд города Москвы поступило заявление ИФНС России N 22 по г. Москве о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024, требование ИФНС России N 22 по г. Москве в размере 162 639 945,16 руб. признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФНС России по Новосибирской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024 в части определения очередности удовлетворения требования, в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте Верховного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
Судебные акты судов нижестоящих инстанций подлежат проверке судом кассационной инстанции только в обжалуемой части в пределах доводов кассационной жалобы согласно положениям статьи 286 АПК РФ.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам, судебная коллегия суда кассационной инстанции пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, в силу следующего.
Согласно статье 223 АПК РФ, статье Закона о банкротстве, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, сведения о признании должника банкротом и начале процесса реализации имущества были опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 03.06.2023 N 98, следовательно, реестр требований кредиторов должника закрылся 04.08.2023, а шестимесячный срок истек 04.02.2024.
Признавая требование обоснованным, но подлежащим удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, суды исходили из того, что выездная налоговая проверка в отношении должника началась 29.12.2022, закончилась 25.08.2023, а решение по ней вынесено 21.12.2023. Поскольку требование ИФНС России N 22 по г. Москве подано 29.02.2024, то есть после наступления срока закрытия реестра, суды пришли к выводу о том, что требование в размере 162 639 945,16 руб. подлежит удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Между тем судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов в части определения очередности удовлетворения требований уполномоченного органа, исходя из следующего.
Как следует из пункта 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
В практике судов выявлен различный подход к исчислению срока предъявления уполномоченными органами требований об установлении задолженности по обязательным платежам, если к моменту введения в отношении должника процедуры конкурсного производства не была завершена проводимая в отношении него налоговая проверка.
При установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, определен пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве и составляет два месяца.
Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.
По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6 - 8 статьи 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
Как и ранее, если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в указанный восьмимесячный срок.
Учитывая изложенное, заслуживает внимания довод кассационной жалобы о том, что заявленная уполномоченным органом задолженность подана без пропуска срока и относится к реестровой задолженности, поскольку она возникла по результатам проведенной в отношении должника выездной налоговой проверки, результаты которой были оформлены решением от 21.12.2023 N 8985/33 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступило в законную силу 29.01.2024.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты вынесены при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для полного и правильного рассмотрения заявленного требования, что является основанием для отмены принятых по спору судебных актов согласно части 1 статьи 288 АПК РФ.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, обособленный спор в части определения очередности удовлетворения требования подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении спора суду первой инстанции следует вернуться к вопросу об определении очередности удовлетворения требования ИФНС России N 22 по г. Москве, учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно, с учетом имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, а также с учетом установления всех фактических обстоятельств, исходя из подлежащих применению норм материального права, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2024, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2024 по делу N А40-173889/2020 в обжалуемой части отменить. В отмененной части обособленный спор направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты, касающиеся включения задолженности в реестр требований кредиторов, указав на необходимость учета объективных препятствий для предъявления требований налогового органа. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для всестороннего анализа фактических обстоятельств и применения норм материального права.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2024 г. N Ф05-6610/23 по делу N А40-173889/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
16.09.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
11.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38265/2024
28.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33883/2024
07.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29507/2024
22.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
11.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
06.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73071/2023
02.11.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67413/2023
10.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60017/2023
30.08.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42241/2023
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
01.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
21.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
29.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19686/2023
23.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-173889/20
12.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15794/2023
12.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15975/2023
17.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6610/2023
07.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7221/2023
25.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61849/2022