1. Технические требования товара, предполагаемого к поставке по государственному контракту, ограничивающие поставку одним конкретным товаром, является нарушением Закона о размещении заказов.
В ФАС России поступили материалы дела об административном правонарушении, возбужденного постановлением первого заместителя Главного военного прокурора.
Должностное лицо ФАС России исследовав указанные материалы, установило следующие обстоятельства.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на "поставку комплекта аэродромно-эксплуатационной техники для нужд Заказчика в 2011 году" (далее - Аукцион).
В силу части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) содержание документации об открытом аукционе в электронной форме должно соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В силу части 6 статьи 34 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Вместе с тем в Техническом задании Заказчиком утверждена документация об Аукционе, не соответствующая требованиям законодательства о размещении заказов, а именно в документации об Аукционе:
- по лоту N 2 содержится указание о необходимости наличия в закупаемой снегоуборочной машине системы, обеспечивающей направление воздуха с помощью заслонки в воздуходуве;
- по лоту N 4 предусматривается размещение всасывающей шахты в задней части машины, что является конструктивной особенностью аэродромной уборочной подметально-вакуумной машины AS 990;
- по лоту N 9 установлены требования к изготовлению корпуса поставляемой машины только из нержавеющей стали.
Таким образом, установление данных требований Заказчиком является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В силу части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ за включение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России пришло к следующим выводам.
Учитывая, что установление требований, ограничивающих количество участников размещения заказа фактически не повлекло ограничение количества участников размещения заказа, должностное лицо ФАС России прекратило дело об административном правонарушении в соответствии с частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, должностное лицо ФАС России усмотрело состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7. 30 КоАП и привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.10.2011 г. по делу N АК231-11)
2. Указание оператором электронной площадки на нарушение Закона о размещении заказов в связи с DDos атакой без представления доказательств не является основанием для освобождения оператора электронной площадки от административной ответственности.
В ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия оператора электронной площадки. Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и провела в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку. Были установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по летней уборке (уборка, благоустройство, озеленение) территорий, прилегающих к учреждению (далее - Аукцион).
Согласно части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем независимо от времени окончания открытого аукциона.
21.04.2011 на сайте Оператора электронной площадки Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата проведения Аукциона назначена на 10.05.2011.
10.05.2011 на сайте Оператора электронной площадки зафиксирован технический сбой, в следствие которого ООО не смог принять участие в Аукционе.
Таким образом, Оператор электронной площадки, не обеспечив Заявителю возможность подачи заявки на участие в Аукционе, нарушил часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в действиях оператора электронной площадки содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 КоАП.
Материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого была установлена вина оператора электронной площадки.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель оператора электронной площадки ссылался на то, что на сайте Оператора электронной площадки произошёл технический сбой вследствие того, что неустановленными лицами из сети Интернет была совершена атака на электронную площадку, направленная на отказ в обслуживании (DDos-атака), в результате которой канал связи участников торгов с электронной площадкой был нарушен.
Вместе с тем, при исследовании представленных доказательств не было установлено, что оператор электронной площадки предпринял все необходимые действия для предотвращения произошедшего технического сбоя.
Должностное лицо ФАС России при рассмотрении указанного дела исходило из того, что вина оператора электронной площадки состоит в том, что им не выполнены установленные требования Закона о размещении заказов и не предприняты зависящие от него меры по их соблюдению.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.10.2011 г. по делу N К-910/11/АК197-11)
3. Не исполнение оператором электронной площадки предписания ФАС России является нарушением Закона о размещении заказов.
В ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия уполномоченного органа, оператора электронной площадки.
Комиссия ФАС России рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, признала жалобу обоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
В соответствии с пунктом 3.36 "Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномочен органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент ФАС России) в предписании должны быть указаны: дата и место выдачи предписания; состав Комиссии; сведения о решении, на основании которого выдается предписание; наименования, адреса заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а также иных лиц, указанных в части 1 статьи 17 Закона о размещении заказов, которым выдается предписание; требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов; сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание; сроки, в течение которых должны поступить в ФАС России копии документов и сведения об исполнении предписания.
В соответствии с пунктами 3.38, 3.39 Административного регламента ФАС России резолютивная часть предписания оглашается вместе с оглашением резолютивной части решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием, неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Под неисполнение в срок предписания понимается уклонение от исполнения либо частичное исполнение предписания, а также несвоевременное исполнение такого предписания.
Комиссия выдала предписание следующего содержания.
1. Заказчику, Уполномоченному органу отменить протокол подведения итогов Аукциона в электронной форме от 15.08.2011 (далее - Протокол подведения итогов), размещенного на электронной площадке.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность отмены Заказчиком, Уполномоченным органом протокола подведения итогов, разместить информацию об отмене протокола рассмотрения вторых частей заявок, уведомить участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в Аукционе в электронной форме, об отмене протокола подведения итогов.
3. Оператору электронной площадки обеспечить Заявителю возможность прикрепления копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
4. Оператору электронной площадки направить копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя Заказчику, Уполномоченному органу.
5. Заказчику, Уполномоченному органу осуществить повторное рассмотрение второй части заявки Заявителя с учетом направленных документов.
6. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, Уполномоченному органу возможность повторного рассмотрения второй части заявки Заявителя.
7. Оператору электронной площадки, Заказчику, Уполномоченному органу в срок до 19.09.2011 представить в ФАС России подтверждение исполнения пунктов 1-5 настоящего предписания в письменном виде, а так же по факсимильной связи и электронной почте.
Вместе с тем, в ФАС России поступило письмо Заказчика, содержащее информацию о том, что предписание от 31.08.2011 не может быть исполнено Заказчиком, Уполномоченным органом в срок ввиду того, что до настоящего времени Оператором электронной площадки заблокирована возможность заключения контракта, а также рассмотрения заявок. Кроме того, от Оператора электронной площадки сведения об исполнении указанного предписания в ФАС России не поступали.
Согласно предписанию от 31.08.2011 Оператор электронной площадки обязан обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1-5 указанного предписания.
В связи с изложенным, в действиях Оператора электронной площадки, не выполнившего в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование в ходе которого была установлена вина оператора электронной площадки. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в размере 500 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.10.2011 г. по делу N К-1940/11/АК240-11)
4. Заключение дополнительного соглашения к государственному контракту, увеличивающего сроки исполнения обязательств по такому контракту, является нарушением Закона о размещении заказов.
В ФАС России поступило обращение организации, содержащее признаки нарушения законодательства о размещении заказов. Инспекция ФАС России провела внеплановую проверку и установила следующие обстоятельства.
Заказчиком проведен открытый аукцион на "Поставку автономных мобильных котельных установок для нужд Заказчика Российской Федерации в 2010-2011 гг" (далее - Аукцион).
Согласно протоколу от 28.12.2011 N УГЗ рассмотрения вторых частей заявок принято решение о признании Аукциона несостоявшимся, единственным участником признано ОАО.
По результатам, проведенного Аукциона, Заказчик 14.01.2011 заключил Государственный контракт N 1 (далее - Государственный контракт) с ОАО (далее - Поставщик), в пункте 10.2 раздела 10 которого установлен "Срок действия контракта", а именно "Поставка товара должна быть осуществлена в срок до 01.03.2011г. Поставка отдельных партий товара должна быть осуществлена в сроки, установленные в Разнарядке (Приложение N 3 к Контракту)".
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов изменение условий государственного контракта не допускается.
Согласно части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме.
Вместе с тем, как установлено в ходе административного расследования дополнительным Соглашением от 28.02.2011 N 1 к Государственному контракту от 14.01.2011 N 1 (далее - Соглашение N 1), Заказчиком по согласованию с Поставщиком внесены изменения в пункт 10.2 раздела 10 Государственного контракта, а именно "Поставка товаров должна быть осуществлена в срок до 14.05.2011г.".
Следовательно, дополнительным Соглашением от 28.02.2011 N 1 изменен срок поставки товаров.
Таким образом, положения Государственного контракта, заключенного на основании документации об аукционе, изменены Соглашением от 28.02.2011 N 1, что является нарушением части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов.
За изменение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом, частью 2 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Инспекция ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Было проведено административное расследование, в ходе которого были получены доказательства вины должностного лица Заказчика.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 05.12.2011 г. по делу N П-404/11/АК219-11)
5. Отказ организации в допуске к участию в торгах по основаниям не предусмотренным законодательством о размещении заказов является нарушением.
В ФАС России поступила жалоба организации, содержащая признаки нарушения Закона о размещении заказов. Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и провела в порядке части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку. Были установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране помещений в комплексе административных зданий (далее - Аукцион).
Согласно части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень оснований для признания второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 указанной статьи, не допускается.
Так, 16.06.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 1 493 414,20 рублей.
На участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа. По результатам рассмотрения первых частей заявок 2 участника размещения заказа допущены к участию в Аукционе. В ходе проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника размещения заказа.
Минимальное предложение о цене государственного контракта составило 746 707,11 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 05.07.2011 N 01 Единой комиссией Заказчика были отклонены следующие заявки:
Участник N 1 "заявка отклонена в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказа, а именно: "несоответствие представленных документов требованиям документации об открытом аукционе, а именно, в пункте 1.12. Технического задания установлено, что объект подлежит государственной охране в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной охране (частной) сыскной деятельности", а в Уставе ООО в ст. 2 "Цель и предмет деятельности общества" отсутствует информация о возможности осуществления государственной охраны объектов федеральных органов исполнительной власти, а также лицензия ООО выдана на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности".
Участник N 2: "заявка отклонена в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов, а именно: несоответствие представленных документов требованиям документации об открытом аукционе, а именно, в пункте 1.12. Технического задания установлено, что объект подлежит государственной охране в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной охране (частной) сыскной деятельности", а в Уставе ООО в ст. 2 "Цель и предмет деятельности общества" отсутствует информация о возможности осуществления государственной охраны объектов федеральных органов исполнительной власти, а также лицензия ООО выдана на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности".
Вместе с тем, как следует из пункта 7 "Требование к составу заявки" и пункта 9 "требование к участникам размещения заказа" Информационной карты документации об Аукционе отсутствует требование к участникам размещения заказа о праве последним осуществлять деятельность по охране объектов, подлежащих государственной охране.
Согласно заявкам участников размещения заказа N 1, N 2, последним представлены документы и сведения, предусмотренные указанными нормами документации об Аукционе, в полном объеме.
Таким образом, Единая комиссия Заказчика неправомерно приняла решение о несоответствии заявки на участие в Аукционе, документации об Аукционе, что нарушает часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд - влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование в ходе которого была установлена вина должностных лиц Заказчика - членов комиссии. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 14 934,14 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.11.2011 г. по делу N П-403/11/АК244-11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики в сфере размещения госзаказа. Обращено внимание на следующее.
Если технические требования к продукции, предполагаемой к поставке, ограничивают ее одним конкретным товаром, то это нарушение Закона о госзакупках.
Оператор электронной площадки указал на нарушение законодательства о размещении заказов в связи с DDos атакой без представления доказательств - это не основание для освобождения его от административной ответственности.
Так, в ходе рассмотрения дела оператор электронной площадки ссылался на следующее. На его сайте произошел технический сбой из-за того, что неустановленными лицами из Интернета была совершена атака на электронную площадку, направленная на отказ в обслуживании (DDos-атака). В результате чего канал связи участников торгов с площадкой нарушился.
При этом не было установлено, что это лицо предприняло все необходимые действия для предотвращения произошедшего сбоя.
В результате оператор электронной площадки привлечен к административной ответственности в размере 300 тыс. руб. Его вина состоит в том, что им не выполнены требования Закона о госзакупках и не предприняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, законодательство о размещении заказа считается нарушенным и в следующих ситуациях. Оператор электронной площадки не исполнил предписания ФАС России. Заключено допсоглашение к госконтракту, увеличивающее сроки исполнения обязательств по нему. Организация отказала в допуске к участию в торгах по основаниям, которые не предусмотрены законом.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.