Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России сообщает следующее.
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России полномочиями давать толкование по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента, которое не является официальным толкованием Федерального закона.
По вопросам 1 и 2 относительно кода вида операции "5003" и по вопросу 4.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).
В соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Сопоставление положений абзаца четвертого подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона и статьи 665 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю в рамках исполнения требований Федерального закона полежат действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга).
При этом датой совершения такой операции в целях Федерального закона следует считать дату фактического получения или предоставления предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), то есть дату составления акта приема - передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества.
Кредитная организация может быть как стороной по договору финансовой аренды (лизинга), так и выполнять роль организации, обслуживающей расчеты клиентов в рамках исполнения ими своих обязательств по такому договору.
Исходя из этого, кредитная организация обязана направлять в уполномоченный орган сообщение о действиях по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) с кодом вида операции "5003" в случае, если она:
а) выступает в качестве лизингодателя или лизингополучателя;
б) располагает информацией об осуществлении клиентом действий по получению или предоставлению предмета договора финансовой аренды (лизинга).
При этом в поле DATA соответствующего сообщения указывается дата составления акта приема - передачи (или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества), в поле SUM - стоимость предмета лизинга, получаемого или предоставляемого по акту приема - передачи (или иному документу, подтверждающему факт передачи имущества), а в поле DESCR (при необходимости) - подробная информация о дате получения кредитной организацией акта приема - передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи имущества (его копии), а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о факте передачи имущества.
В случае, если кредитная организация обслуживает расчеты клиента по договору финансовой аренды (лизинга) и клиентом предоставлен только расчетный документ, считаем, что на основании расчетного документа, представленного клиентом, кредитная организация может сделать вывод только о совершении расчетов по договору лизинга.
Таким образом, по нашему мнению, у кредитной организации не возникает обязанности по запросу у клиента копии договора финансовой аренды (лизинга) и акта приемки-передачи имущества в лизинг, а также по направлению сведений в Росфинмониторинг.
При этом, поскольку обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом подлежат действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга), а не расчеты по такому договору, контроля за накоплением платежей, осуществляемых клиентом по договору финансовой аренды (лизинга) (то есть их накопления нарастающим итогом) не требуется.
Указанный подход нашел подтверждение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2007 N 13570/06 по делу N А40-79527/05-130-657.
По вопросам 1 и 2 относительно кода вида операции "5005" и по вопросам 5-9.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона сделка с движимым имуществом по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).
В соответствии с положениями Главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи продавец обязуется передать вещь (товар) покупателю в собственность за определенную денежную сумму. При этом договор купли-продажи является консенсуальным, т. е., права и обязанности сторон по нему возникают в момент его заключения.
По нашему мнению, в рамках исполнения нормы, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, кредитная организация обязана контролировать и направлять в уполномоченный орган сведения о совершаемых сделках на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, а не о расчетах и передаче движимого имущества в рамках данных сделок.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона кредитная организация должна документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, включая сделки по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Таким образом, если кредитная организация располагает информацией о заключении клиентом договора скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, содержащих драгоценные металлы, на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте), то кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган соответствующее сообщение с кодом вида операции "5005" не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения клиентом указанного договора, либо, если в соответствии с условиями договора дата его вступления в силу отличается от даты его заключения - не позднее рабочего дня, следующего за днем вступления в силу договора.
При этом в поле DATA соответствующего сообщения указывается дата заключения либо дата вступления в силу договора скупки, купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, содержащих драгоценные металлы, в поле SUM - сумма указанного договора, а в поле DESCR (при необходимости) - подробная информация о дате получения кредитной организацией указанного договора (его копии), а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о совершении сделки.
Вместе с тем, считаем, что, если кредитная организация располагает договором скупки, купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, содержащих драгоценные металлы, заключенным на неопределенный срок, в котором не установлена конкретная цена договора, а согласован лишь способ ее определения (в том числе, когда в соответствии с условиями договора оплата отдельных партий драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, содержащих драгоценные металлы, осуществляется на основании выставляемых поставщиком (продавцом) счетов-фактур, оплата которых в свою очередь может осуществляться покупателем несколькими платежами), то кредитная организация должна направлять сообщение в Росфинмониторинг с кодом вида операции "5005" в случае, когда в результате осуществления очередного платежа общая сумма платежей по указанному договору будет равна или превысит 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).
При этом в поле DATA соответствующего сообщения указывается дата совершения платежа, в результате осуществления которого общая сумма платежей по договору стала равна или превысила 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте), в поле SUM - общая сумма платежей по договору (с учетом налога на добавленную стоимость), а в поле DESCR (при необходимости) - подробная информация о дате получения кредитной организацией указанного договора (его копии), а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о совершении сделки скупки, купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, содержащих драгоценные металлы.
Обращаем Ваше внимание на то, что Федеральный закон не относит операции по возврату авансового платежа ("предоплаты") по договору скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий к сделкам с движимым имуществом, подлежащим обязательному контролю.
По вопросам 1 и 2 относительно кода вида операции "5007".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операция по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также по получению такого займа подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).
Учитывая, что согласно пункту 1 статьи 807 Кодекса договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, то есть относится к категории реальных договоров, обязательному контролю подлежат конкретные платежи, совершаемые в целях предоставления или получения беспроцентного займа, на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).
При формировании соответствующего сообщения с кодом вида операции "5007" в поле DATA указывается дата платежа, совершаемого в целях предоставления или получения беспроцентного займа, в полях SUME и SUM - сумма платежа, совершаемого в целях предоставления или получения беспроцентного займа, а в поле DESCR (при необходимости) - подробная информация о дате получения кредитной организацией договора беспроцентного займа, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о факте предоставления или получения беспроцентного займа.
Вместе с тем, считаем, что если отдельные платежи, совершаемые в рамках одного договора беспроцентного займа, проводятся на сумму менее 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте), а общая сумма договора беспроцентного займа равна или превышает указанную сумму, то кредитной организации следует контролировать платежи по договору беспроцентного займа нарастающим итогом и представить сведения в уполномоченный орган в случае, если общая сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).
При этом при формировании соответствующего сообщения для направления в Росфинмониторинг в поле VO указывается код вида операции "5007", в поле DATA - дата платежа, за счет которого контролировавшаяся кредитной организацией сумма платежей по договору займа стала равна или превысила 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте), в поле SUM - сумма платежей, равная или превысившая 600 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте), а в поле DESCR - сумма договора беспроцентного займа.
В случае, когда операции по предоставлению юридическим лицом займов другим лицам осуществляются с использованием банковского счета юридического лица, кредитной организации при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа, в котором не содержится информация о размере взимаемого по договору займа процента, в целях выявления операции, подлежащей обязательному контролю, следует запросить у юридического лица (заимодавца) документы, на основании которых кредитная организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет.
В случае непредставления клиентом запрошенных документов кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
По вопросам 1 и 2 относительно кода вида операции "8001" и по вопросу 3.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей (либо эквивалент в иностранной валюте).
В соответствии со статьей 153 Кодекса сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Буквальное прочтение нормы пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом.
Таким образом, кредитная организация должна сообщать в уполномоченный орган о сделках с недвижимым имуществом, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона, если:
а) кредитная организация выступает стороной по сделке с недвижимым имуществом;
б) из представленных клиентом в соответствии с законодательством Российской Федерации документов кредитной организации стало известно о совершении сделки с недвижимым имуществом.
Таким образом, если в рамках осуществления расчетов по сделке с недвижимым имуществом клиент представил зарегистрированный в надлежащем порядке договор, подтверждающий факт совершения сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), и кредитная организация располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции "8001".
При этом в поле DATA соответствующего сообщения указывается дата заключения договора, предметом которого является недвижимое имущество (для сделок с недвижимым имуществом, не подлежащих государственной регистрации), либо дата государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом (для сделок с недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации), в полях SUME и SUM - сумма договора, предметом которого является недвижимое имущество, а в поле DESCR (при необходимости) - подробная информация о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения сделки с недвижимым имуществом, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом.
В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего "противолегализационного" контроля не отнесена к операции, вызывающей подозрения в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению сведений в уполномоченный орган не возникает.
Кроме того, сообщаем, что поскольку обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом подлежат сделки с недвижимым имуществом, а не расчеты по указанным сделкам, контроля за накоплением платежей, осуществляемых клиентом по сделке с недвижимым имуществом (т.е. их накопления нарастающим итогом) по общему правилу не требуется.
Исключение составляют случаи контроля за накоплением платежей, осуществляемых в рамках договора аренды недвижимого имущества, если кредитная организация сама является стороной по сделке, и договором аренды не установлены срок аренды и общая сумма договора.
Дополнительно отмечаем следующее.
В случае, когда кредитная организация располагает договором аренды недвижимого имущества клиента с третьими лицами, в котором определены срок действия договора, сумма арендных платежей и периодичность их выплаты, то общая сумма договора может быть определена кредитной организацией путем умножения суммы регулярных арендных платежей на количество их выплат в течение срока действия договора.
При этом при формировании соответствующего сообщения для направления в Росфинмониторинг с кодом вида операции "8001" в поле DATA указывается дата государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом (для сделок, подлежащих государственной регистрации) либо дата заключения договора (для сделок, не подлежащих государственной регистрации), в полях SUME и SUM - сумма договора, определенная кредитной организацией путем умножения суммы регулярных арендных платежей на количество их выплат в течение срока действия договора, а в поле DESCR (при необходимости) - подробная информация о дате получения кредитной организацией документа, подтверждающего факт совершения сделки с недвижимым имуществом, а также обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о сделке с недвижимым имуществом.
По вопросу 10.
Федеральный закон не содержит норм, позволяющих однозначно определить количество сообщений, которые кредитная организация должна направить в уполномоченный орган по подлежащим обязательному контролю операциям (сделкам) с кодами вида операции "5003", "5005" и "5007", в случае, когда плательщик и получатель денежных средств являются клиентами одной кредитной организации.
В то же время, в соответствии с Приложением 3 к Положению Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" подлежащие обязательному контролю операции (сделки) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа, имеют одинаковый код вида операции - "5003", "5005" и "5007" соответственно.
С учетом изложенного, при выявлении кредитной организацией подлежащей обязательному контролю операции (сделки) (коды вида операции "5003", "5005" или "5007"), в случае, когда плательщик и получатель денежных средств являются клиентами одной кредитной организации, полагаем возможным направление кредитной организацией в уполномоченный орган одного сообщения о такой операции (сделке).
Приложение: на 3 л. только второму адресату.
Заместитель |
А.В. Одинцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 17 января 2008 г. N 12-1-5/85 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был