В Главное управление Банка России по Санкт-Петербургу поступают запросы от уполномоченных банков о порядке применения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Федеральный закон) и нормативных актов Банка России, изданных в его развитие.
В связи с этим, доводим до Вашего сведения разъяснения Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России 12.07.2002 г. N 12-9/2863 и от 15.07.2002 г. N 12-9/2880, для использования в работе.
Вопрос 1.
Подлежат ли обязательному контролю операции индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 6 Федерального закона?
Ответ.
Федеральный закон специально не выделяет такую категорию субъектов правоотношений как гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В то же время, в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.
В связи с этим, при рассмотрении вопроса об отнесении операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых физическими лицами - индивидуальными предпринимателями по роду своей деятельности, к категории операций, подлежащих обязательному контролю, следует руководствоваться требованиями Федерального закона (в том числе положениями подпунктов 1 и 4 пункта 2 статьи 6), которые предъявляются к операциям юридических лиц.
Также следует иметь в виду, что операции с денежными средствами или иным имуществом, определенные в статье 6 Федерального закона как операции физических лиц, также подлежат обязательному контролю, если их осуществляет физическое лицо - индивидуальный предприниматель не в связи со своей предпринимательской деятельностью.
Вопрос 2.
Подпадают ли под требования статьи 6 Федерального закона банкнотные сделки между банками?
Ответ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся операции с денежными средствами в наличной форме, в том числе покупка и продажа наличной иностранной валюты.
Департамент полагает, что операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, должны подлежать обязательному контролю независимо от того, осуществляются эти операции за наличные денежные средства или за счет безналичных средств, находящихся на счетах в кредитной организации.
Одновременно следует отметить, что Федеральный закон не устанавливает каких-либо ограничений по субъектному составу участников указанных операций. В связи с изложенным, операции по приобретению/ продаже денежных знаков в виде банкнот иностранного государства, совершаемые кредитными организациями, также относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю, и сведения о таких операциях в соответствии с требованиями статьей 6 и 7 Федерального закона должны быть направлены уполномоченному органу.
Вопрос 3.
Каким документом следует руководствоваться кредитной организации для определения места жительства или места пребывания физического лица в случае отсутствия необходимой информации в документах, удостоверяющих личность (удостоверение личности у военнослужащих РФ, паспорт моряка или общегражданский заграничный паспорт гражданина РФ)?
Ответ.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 231), (далее по тексту - Правила) при регистрации граждан по месту жительства в пределах Российской Федерации в их паспортах органы регистрационного учета производят отметку о регистрации по месту жительства. В случае, когда регистрация граждан по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, а при регистрации граждан, прибывших для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, - свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) и по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (пункт 23 Правил).
В соответствии с пунктом 26 Правил граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.
В этой связи также считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 Положения "О паспорте моряка", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1997 N 1508, (далее по тексту - Положение) паспорт моряка выдается гражданам Российской Федерации, работающим на российских судах заграничного плавания или командируемым российскими судовладельцами для работы на иностранных судах, а также включенным в судовую роль курсантам (учащимся) учебных заведений, командируемым на суда работникам федеральных органов исполнительной власти и работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении этих органов. При этом в соответствии с пунктом 10.3. Инструкции "О порядке применения положения о паспорте моряка", утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 81 и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 328 от 30.06.1998, документы для оформления паспорта моряка принимаются при условии предъявления документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства, а при выдаче паспорта моряка в документе, удостоверяющем личность, делается соответствующая отметка (пункт 8 Положения). Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с паспортом моряка в распоряжении его владельца находится также и иной установленный действующим законодательством Российской Федерации документ, удостоверяющий личность и содержащий отметку о месте жительства гражданина.
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту дислокации воинских частей. При этом в соответствии с пунктом 4.3. Инструкции "О применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.10.1995 N 393, в графе "зарегистрирован по месту жительства" свидетельств о регистрации военнослужащих по месту жительства вместо адреса регистрации указываются номера войсковых частей, по которым они зарегистрированы.
Учитывая изложенное, в целях исполнения требований подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона о документальном фиксировании и представлении в уполномоченный орган в числе сведений по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, информации об адресе места жительства или места пребывания физического лица, кредитной организации следует запросить у него копии указанных документов, удостоверяющих регистрацию по месту жительства или месту пребывания.
Вопрос 4.
Следует ли применять нормы Федерального закона в части идентификации предприятия (юридического лица) на момент открытия его учредителями временного расчетного счета (специального накопительного счета) для зачисления первоначальных взносов учредителей и лиц, участвующих в подписке на акции, в кредитной организации (коммерческом банке)?
Ответ.
Учитывая положения пункта 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязанности банка заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных им для открытия счетов данного вида условиях, временный расчетный счет является счетом, в отношении которого осуществляется предусмотренный Федеральным законом контроль. Следовательно, установленные Федеральным законом требования об обязательной идентификации личности, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), применяются, в том числе, в случае открытия временных расчетных счетов - в отношении лиц, непосредственно осуществляющих операции по зачислению денежных средств на указанные счета
Вопрос 5.
Подпадает ли под обязательный контроль зачисление на счет юридического лица денежных средств, поступивших от третьих лиц?
Кого должна идентифицировать кредитная организация в данном случае - отправителя денежных средств, не являющегося стороной по контракту, или клиента, являющегося стороной по контракту?
Ответ.
Операции по зачислению на свой счет и списанию со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия, наряду с иными операциями по банковским счетам (вкладам), перечисленными в подпункте 4 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, отнесены к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту, причитающиеся ему денежные средства (как от него самого, так и от третьих лиц), а также выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче необходимых сумм со счета и проведении других операций по счету.
При этом в подпункте 4 пункта 2 статьи 6 Федерального закона при указании на операции по зачислению денежных средств на счет юридического лица законодателем никак не оговаривается источник их поступления. В связи с этим, под формулировкой "зачисление денежных средств на свой счет юридическим лицом" необходимо понимать как зачисление на счет собственных денежных средств юридического лица, так и денежных средств, поступающих в его пользу от третьих лиц.
На основании изложенного следует, что в рамках реализации требований Федерального закона кредитная организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения по операциям, связанным с зачислением денежных средств на счет юридического лица, которые подпадают под признаки статьи 6 Федерального закона, независимо от того, кто является инициатором их совершения (владелец счета или иное лицо).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные организации), по предъявляемым документам обязаны идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад).
Перечень сведений, которые должны быть представлены кредитной организацией в уполномоченный орган, содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и включает сведения, необходимые как для идентификации лица, совершающего операцию, так и сведения, необходимые для идентификации получателя по операции.
Вопрос 6.
Подпадают ли под обязательный контроль операции, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, до выхода справочников, содержащих перечень государств (территорий), в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.
Ответ.
Подпунктами 2 и 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона установлено, что зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций, а также, если одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), относятся к операциям, подлежащим обязательному контролю. Перечни таких государств (территорий) должны быть определены Правительством Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации указанные перечни не определены, операции, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, не подпадают под систему обязательного контроля.
Вопрос 7.
Обязана ли кредитная организация направлять в уполномоченный орган дополнительную информацию по операциям с денежными средствами, подлежащим обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона, сведения о которых уже были ранее направлены в уполномоченный орган?
Ответ.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона порядок представления информации в уполномоченный орган кредитными организациями устанавливается Центральным банком Российской Федерации. В целях реализации указанного требования Федерального закона Банком России было утверждено Положение от 28.11.2001 N 161-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 2 данного Положения кредитные организации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по иным операциям, связанным с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, формируют отчет в виде электронного документа (ОЭД) и направляют его в уполномоченный орган через территориальные учреждения Банка России и Главный центр информатизации Банка России. Описание структуры ОЭД представлено в Приложениях 3 и 4 к Положению.
Представление кредитными организациями в уполномоченный орган через территориальное учреждение Банка России дополнительной информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, сведения по которым ими в рамках Положения уже были ранее направлены, не предусмотрено. Вместе с тем, со своей стороны Департамент валютного регулирования и валютного контроля полагает, что в случае, если по истечении установленного Федеральным законом срока кредитная организация тем не менее получила недостающие на момент направления ОЭД сведения как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, либо выявила содержащий неточные сведения ОЭД то в целях надлежащего исполнения требований Федерального закона о представлении в уполномоченный орган необходимой для осуществления его функций информации, указанной в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, этой организации целесообразно:
- в письменной форме информировать уполномоченный орган о представлении заполненного с неточностями отчета в виде электронного документа, содержащего сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, или иных операциях, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, с указанием реквизитов данного ОЭД (двухзначный код территории по ОКАТО, имя файла КО, номер ошибочной записи в файле);
- устранить все неточности и ошибки и, в возможно короткие сроки, повторно направить ОЭД в уполномоченный орган.
Также полагаем необходимым отметить, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона кредитные организации обязаны представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2 названного пункта, как в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, так и в отношении иных операций, связанных с легализацией (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. При этом порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время работа над согласованием формы письменного запроса и перечня должностных лиц в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу, имеющих право направлять запрос в кредитные организации, не завершена.
Однако, учитывая, что Банку России не представлено право давать разъяснения и толкования по применению Федерального закона, позиция Департамента, высказанная в настоящем письме, не может рассматриваться как официальное разъяснение порядка его применения.
Зам. начальника |
Л.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 30 июля 2002 г. N 19-3-02/6614 "По порядку применения Федерального Закона N 115-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был