1. Обжалование положений документации об открытом аукционе в электронной форме может быть осуществлено участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа и Заказчиков согласно извещению о проведении Аукциона (далее - Заказчики) при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе следующими действиями Уполномоченного органа и Заказчиков: техническое задание документации об Аукционе содержит требования, ограничивающие количество участников размещения заказа и соответствующие исключительно одному изделию.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила, в том числе, что в соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.09.2011. Вместе с тем, жалоба Заявителя направлена в ФАС России 03.11.2011 (вх. ф. 8777 от 03.11.2011), то есть после даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о наличии в техническом задании документации об Аукционе требований, ограничивающих количество участников размещения заказа и соответствующих исключительно одному изделию, не подлежит рассмотрению.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила признать жалобу Заявителя необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 11.11.2011 г. по делу N К-2457/11)
2. Включение в документацию об аукционе требования к участнику размещения заказа о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта противоречит положениям Закона о размещении заказов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
Установление в пункте документации об Аукционе в электронной форме и пунктах проекта государственного контракта требования о наличии у Исполнителя диагностического оборудования для диагностики технического состояния автотранспорта и технической базы, позволяющей производить техническое обслуживание, жестяные, сварочные, слесарные, кузовные, окрасочные и диагностические работы, а также установление в пункте проекта государственного контракта требования о наличии у Исполнителя квалифицированных сотрудников (с подтверждением их квалификации по требованию Заказчика) для подтверждения качества выполняемых работ (оказываемых услуг), по мнению Заявителя, противоречит части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закон о размещении заказов.
Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Вместе с тем, документация об Аукционе в электронной форме содержит требование о наличии у участников размещения заказа производственных мощностей и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ, а именно: в пункте документации об Аукционе в электронной форме и пунктах проекта государственного контракта установлено требование о наличии у Исполнителя диагностического оборудования для диагностики технического состояния автотранспорта и технической базы, позволяющей производить техническое обслуживание, жестяные, сварочные, слесарные, кузовные, окрасочные и диагностические работы; в пункте проекта государственного контракта установлено требование о наличии у Исполнителя квалифицированных сотрудников (с подтверждением их квалификации по требованию Заказчика) для подтверждения качества выполняемых работ (оказываемых услуг), что является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия, в том числе решила признать жалобу Заявителя обоснованной в части установления Заказчиком требований о наличии у участников размещения заказа производственных мощностей и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ. Признать в действиях Заказчика нарушение часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 05.05.2011 г. по делу N К-845/11)
3. Установление Заказчиком в документации об аукционе требования об обязательном предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе собственных свидетельств о допуске к работам (свидетельств СРО), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также собственных лицензий на осуществление деятельности, предусмотренной государственным контрактом, и свидетельства о регистрации является нарушением положений Закона о размещении заказов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме. Заказчиком объявлен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по техническому и эксплуатационному обслуживанию зданий, находящихся в ведении Заказчика (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчик в документации об Аукционе установил избыточные требования к участникам размещения заказа, а также незаконные требования к составу заявки на участие в Аукционе:
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Статьей 41.8 Закона о размещении заказов, в частности частью 4 и частью 6 указанной статьи, установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 11 и пункту 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о наличии у участника размещения заказа и предоставлении им в составе заявки на участие в Аукционе копий: 1) свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 В; 2) лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части обслуживания систем противопожарного водоснабжения, обслуживания установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, обслуживания систем дымоудаления); 3) лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом, в соответствии с Извещением о проведении Аукциона предметом Аукциона является техническое и эксплуатационное обслуживание зданий Заказчика, которое не подлежит лицензированию и не предусматривает наличие свидетельств СРО.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 данной статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. Также, согласно части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 указанной статьи документов и сведений, не допускается.
Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в случае необходимости при исполнении государственного или муниципального контракта выполнить работы, оказать услуги, предусматривающие наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, либо наличие свидетельства СРО о допуске к тем или иным видам работ, Подрядчик (Исполнитель) вправе привлечь для выполнения таких работ, оказания таких услуг субподрядчика (соисполнителя), обладающего такими документами.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования об обязательном наличии у участника размещения заказа свидетельств СРО, лицензий на осуществление деятельности, предусмотренной государственным контрактом, и свидетельства о регистрации электролаборатории, а также о предоставлении им таких документов в составе заявки на участие в Аукционе, является нарушением части 4 статьи 11, части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов. За разработку и утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законом о размещении заказов, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила в том числе, признать жалобу Заявителя обоснованной в части установления излишних требований к участникам размещения заказа. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 20.12.2011 г. по делу N К-2784/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб при размещении государственных и муниципальных заказов путем проведения торгов (январь 2012 г.).
Участник размещения заказа может направить в антимонопольный орган жалобу на положения, содержащиеся в документации об открытом аукционе в электронной форме, до окончания срока подачи заявок. По истечении этого времени действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии обжалуются только в судебном порядке.
В документацию об аукционе нельзя включать следующее требование к участнику размещения заказа. О наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для изготовления товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом контракта. Также нельзя требовать, чтобы участник размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе обязательно предоставил собственные свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (свидетельства СРО), а также собственные лицензии на деятельность, предусмотренную госконтрактом, и свидетельства о регистрации.
За разработку и утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов, установлена административная ответственность.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.