Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, связанными с соблюдением установленного статьей 86 НК РФ трехдневного срока сообщения налоговым органам об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов клиентов.
Согласно пункту 1 статьи 86 НК РФ банк обязан сообщить налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.
Порядок направления налоговым органам указанных сообщений в электронном виде установлен Положением Банка России от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" (далее - Положение N 311-П).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения N 311-П банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 28.09.2009 N ММ-7-6/475@ (далее- Формы). Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России (далее - территориально учреждение) и Центр информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) в Межрегиональную инспекцию ФНС России.
Из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, банк формирует соответствующие транспортные файлы, содержащие электронные сообщения об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов клиентов, которые направляются банком в тот же рабочий день, когда они были сформированы, до 16.00 по местному времени по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение для последующей доставки электронных сообщений, включенных в транспортные файлы банка, через ЦИТ в уполномоченный налоговый орган (пункт 1.4 Положения N 311-П).
Территориальное учреждение направляет в банк по каналам связи или на магнитном носителе уведомление о принятии (непринятии) территориальным учреждением транспортного файла банка не позднее 18.00 по местному времени в день получения транспортного файла банка (пункт 2.4 Положения N 311-П).
Банк в случае получения уведомления о непринятии территориальным учреждением транспортного файла банка устраняет причину непринятия и повторно направляет электронные сообщения, содержавшиеся в непринятом транспортном файле банка, в порядке, установленном Положением N 311-П (пункт 2.6 Положения N 311-П).
Из электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банков территориальное учреждение формирует сводные архивные файлы территориального учреждения, которые передаются территориальным учреждением в ЦИТ до 18.00 по местному времени в день принятия транспортных файлов банков (пункт 1.5 Положения N 311-П).
В свою очередь ЦИТ направляет полученные от территориального учреждения сводные архивные файлы в уполномоченный налоговый орган не позднее 18.00 по московскому времени рабочего дня, следующего за днем их получения от территориального учреждения.
Налоговый орган по результатам контроля каждого электронного сообщения направляет в банк квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения (пункт 3.1 Положения N 311-П).
Пунктом 1.6 Положения N 311-П установлено, что датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 311-П квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности КА банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в Приложении 1 к Положению N 311-П, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено Формами.
Извещение об ошибках может направляться уполномоченным налоговым органом в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в ранее принятом уполномоченным налоговым органом электронном сообщении, учетным данным, включенным в установленные формы и имеющимся в налоговых органах (пункт 3.2 Положения N 311-П).
Согласно пункту 3.6 Положения N 311-П в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением N 311-П.
При этом Положение N 311-П не содержит срока, в течение которого банк может после получения квитанции о непринятии налоговым органом электронного сообщения сформировать новое сообщение об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета и направить в налоговый орган в порядке, предусмотренном Положением N 311-П.
При непринятии территориальным учреждением транспортного файла, сформированного банком, банк, оперативно устранивший причину непринятия, укладывается в сроки, установленные статьей 86 НК РФ.
Однако в случае получения банком в соответствии с пунктом 3.4 Положения N 311-П квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк может не уложиться в установленный трехдневный срок, учитывая время для устранения причины непринятия, формирования нового электронного сообщения и время прохождения информации о счетах клиентов от территориального учреждения до налогового органа при повторном направлении его в порядке, установленном Положением N 311-П.
Кроме того, при практическом применении Положения N 311-П могут возникать ситуации, когда банк получает сначала уведомление территориального учреждения о непринятии транспортного файла, а после устранения причины непринятия и повторного направления электронного сообщения, еще и квитанцию налогового органа о непринятии электронного сообщения. В таком случае у банка появляется еще большая вероятность нарушить сроки сообщения налоговому органу информацию об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета.
Вместе с тем, некорректное составление электронных сообщений, которое приводит к нарушению срока уведомления налогового органа об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета клиента, в ряде случаев допускается не по вине банка (его сотрудника), а, например, в связи с тем, что программа автоматически проставила в наименовании сообщения иное значение соответствующей литеры. Кроме того, могут быть допущены ошибки в наименовании файлов в связи с формированием в модуле формирования сообщений в банковской автоматизированной системе некорректного номера сообщения, ошибки в имени реквизита, вызванные тем, что при снабжении сообщения кодом аутентификации и шифрования сообщения имена реквизитов "ИдФайл" и "ТипИнф" изменили шрифт. Данные факты подтверждаются судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2010 по делу N А66-729/2010).
Согласно пункту 2 статьи 132 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей за каждый случай.
В этой связи между банками и налоговыми органами возникают споры, связанные с доказыванием факта отсутствия вины банка в несвоевременном уведомлении налогового органа об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов клиента.
В целях недопущения нарушения срока уведомления налоговых органов об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в настоящее время банки могут направлять указанную информацию налоговым органам на бумажном носителе, оформление и отправление по почте которой требует от банка значительно больших трудовых и временных затрат, чем оформление таких справок в электронном виде. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" с 1 января 2012 года банки обязаны будут предоставлять налоговым органам указанную информацию только в электронном виде.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков предлагает следующее.
1. Внести в Положение N 311-П следующие изменения:
1) пункт 1.6 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"В случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета и устранения банком причин, по которым сообщение не было принято, в течение 3 рабочих дней, обязанность банка по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета считается исполненной без нарушения срока, установленного статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации.";
2) Пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
"3.4. В случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его не позднее 3 рабочих дней, следующих за датой получения банком квитанции о непринятии, в порядке, установленном настоящим Положением."
или
2. Дополнить абзац второй пункта 1 статьи 86 НК РФ предложением вторым следующего содержания: "В случае непринятия уполномоченным налоговым органом электронного сообщения об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета и устранения банком причин, по которым сообщение не было принято, в течение трех дней, обязанность банка по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета считается исполненной без нарушения срока, установленного настоящим пунктом.".
Учитывая важность решения вопроса об установлении срока устранения причины непринятия налоговыми органами электронного сообщения об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета клиента, Ассоциация российских банков просит Вас сообщить, какой из вышеуказанных вариантов является более предпочтительным с точки зрения Банка России, и выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве по вопросам совершенствования действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 23 декабря 2011 г. N А-02/5-988 "Об установлении срока устранения банком причины непринятия налоговым органом электронного сообщения об открытии (закрытии) счета и направления исправленного сообщения"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)