Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2012 г. N 21-Г11-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании недействующим постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 июня 2003 г. N 173-ПП "О Кабардино-Балкарском высокогорном государственном заповеднике" по кассационной жалобе Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 октября 2011 г., которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванова С.В., представителя Кабардино-Балкарского природного высокогорного заповедника Уянаева И.Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1976 г. N 11 создан Кабардино-Балкарский высокогорный государственный заповедник Главохоты РСФСР в Кабардино-Балкарской АССР (далее - Заповедник) с передачей ему земли площадью 53303 гектаров из земель государственного запаса, расположенных в Советском и Чегемском районах республики, из земель государственного лесного фонда, расположенных на территории Чегемского лесхоза и Советского леспромхоза.
Постановлением Совета Министров Кабардино-Балкарской АССР от 19 мая 1988 г. N 149-3 Заповеднику дополнительно предоставлено 29345 гектаров земли из земель Чегемского и Советского районов республики, утверждены новые границы Заповедника общей площадью 82649 гектаров.
20 июня 2003 г. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 173-ПП "О Кабардино-Балкарском высокогорном государственном заповеднике" (далее - Постановление от 20 июня 2003 г.) указанное постановление от 19 мая 1988 г. признано утратившим силу, внешние границы Заповедника сохранены в границах, установленных постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1976 г. N 11, на площади 53303 гектара.
Постановление от 20 июня 2003 г. опубликовано в газете "Кабардино-Балкарская правда" 11 июля 2003 г., N 163-164.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановление от 20 июня 2003 г., полагая, что оно принято с превышением полномочий.
В обоснование заявленных требований указал, что органы исполнительной власти не наделены полномочиями по распоряжению федеральной собственностью, каковой являются земли Заповедника согласно статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).
Обжалуемым решением заявление удовлетворено, Постановление от 20 июня 2003 г. признано недействующим со дня его принятия.
В кассационной жалобе Правительства Кабардино-Балкарской Республики ставится вопрос об отмене судебного решения ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда материалам дела, неправильного применения норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с положениями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Рассматривая настоящее гражданское дело и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Постановление от 20 июня 2003 г. принято Правительством Кабардино-Балкарской Республики с превышением компетенции, поскольку принято в отношении объекта, относящегося к федеральной собственности и находящегося в исключительном ведении федеральных органов государственной власти.
Выводы суда являются обоснованными, подтверждаются фактическими обстоятельствами и представленными доказательствами, соответствуют действующему законодательству, анализ которого изложен в обжалуемом решении суда.
Федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации (подпункт "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что Заповедник включён в перечень федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минприроды России и Росприроднадзора.
Из материалов дела также следует, что 11 сентября 1992 г. заместителем министра экологии и природных ресурсов России утверждено Положение "О Кабардино-Балкарском государственном высокогорном заповеднике", которое в настоящее время действует в редакции приказа Минприроды России от 17 марта 2005 г.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения Заповедник располагается на земельном участке площадью 82649 гектаров.
Согласно перечню особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики федерального и регионального значения, утверждённого постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 8 июня 2010 г. N 126-ГТП, площадь Заповедника как объекта федерального значения также указана в размере 82649 гектар.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 февраля 2000 г. N 75
При таком положении суд первой инстанции правильно руководствовался Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", регулирующим отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, одной из категорий которых являются государственные природные заповедники, относящиеся к объектам общенационального достояния (подпункт "а" пункт 1 статьи 2 названного закона).
Из содержания части 2 статьи 6 Федерального закона N 33-ФЗ, части 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли и земельные участки государственных заповедников находятся в федеральной собственности.
Законодательство, действующее на момент принятия постановления Совета Министров Кабардино-Балкарской АССР от 19 мая 1988 г. N 149-3 и Постановления от 20 июня 2003 г., также устанавливало федеральный уровень правового статуса заповедников.
Так, в соответствии с пунктом 5 Положения о государственных заповедниках РСФСР, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, утверждённого постановлением Совмина РСФСР от 5 июня 1962 г. N 769 и действовавшего до 1991 г., территория государственных заповедников со всеми находящимися на ней природными объектами, историческими памятниками и памятниками культуры составляла государственный заповедный фонд РСФСР.
Согласно пунктам 1, 6, 7, 10 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48, государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, управление которыми осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, финансируются за счет федерального бюджета, изъятие или иное прекращение прав заповедника на земли запрещено.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", принятого во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" и Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" с целью ускорения процессов приватизации, а также пункта 2 приложения N 1 к названному постановлению заповедники независимо от того, на чьём балансе они находятся, являются исключительно федеральной собственностью.
Приведённые нормативные акты подтверждают обоснованность выводов суда о том, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики, отменив постановление Совета Министров Кабардино-Балкарской АССР от 19 мая 1988 г. N 149-3 о выделении Заповеднику дополнительно 29345 гектаров земли и утверждении новых границ Заповедника в пределах территории общей площадью 82649 гектаров, приняло нормативный правовой акт в отношении объекта, являющегося федеральной собственностью, не имея на то полномочий, поскольку фактически прекратило право Заповедника на часть земельного участка, находившегося в пользовании и имеющего статус федеральной собственности более 15 лет.
В связи с изложенным довод, содержащийся в кассационной жалобе, о том, что постановление от 19 мая 1988 года принято с превышением компетенции, поэтому обоснованно признано утратившим силу, не опровергает правильность выводов суда.
Более того, постановление от 19 мая 1988 г. не могло быть предметом судебного контроля в связи с отсутствием таковых требований.
То обстоятельство, что в настоящее время за Заповедником зарегистрировано право пользования земельным участком в размере, установленном постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1976 г. N 11 о создании Кабардино-Балкарского высокогорного государственного заповедника, не имеет правового значения для рассмотрения заявленных требований.
Иные доводы кассационной жалобы также не влекут отмену судебного решения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий, суд первой инстанции правильно в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявление.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм процессуального права, оснований, предусмотренных статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2012 г. N 21-Г11-8
Текст определения официально опубликован не был