Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 33-Г11-40
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А., при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам главы и Совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 9 ноября 2011 года, которым в удовлетворении заявления главы муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" об определении срока назначения дополнительных выборов в Совет депутатов муниципального образования отказано, а заявление Моргун Т.М. о признании неправомочным состава Совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" второго созыва, о досрочном прекращении полномочий представительного органа поселения и назначении досрочных выборов удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения главы муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Непряхина М.В., представителя Совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Федорова В.А., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения против кассационных жалоб представителя территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области Посудиной Ю.К., представителя Моргун Т.М. - Воробьёва С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
глава муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - глава муниципального образования) обратился в суд с заявлением об определении срока назначения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов названного муниципального образования по избирательным округам NN 143, 144, 145, 147, 148, 149, 151, 157, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что в связи со сложением 21 июля 2011 года семью депутатами своих полномочий в составе Совета депутатов поселения осталось 8 депутатов из 15, то есть менее 2/3 от установленной численности. Несмотря на обращение в территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с заявлением о назначении дополнительных выборов, до настоящего времени дополнительные выборы не назначены, что в силу положений пункта 9 статьи 10, пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для определения срока назначения выборов в судебном порядке.
Моргун Т.М. обратилась в Ленинградский областной суд с заявлением о признании неправомочным состава второго созыва Совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Совет депутатов, представительный орган) и о досрочном прекращении полномочий названного представительного органа, об обязании территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области назначить досрочные выборы в Совет депутатов, ссылаясь на пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения Устава названного муниципального образования. В обоснование требований указала, что в результате вступления в силу приговора суда в отношении депутата Зеленкова Ф.М., сложения полномочий депутатами Дабужинскасом Н.В., Жуковым А.А., Зайцевой А.А., Павловым Д.А., Павловым С.И., Сайдаковским Б.Г., Шевцовой Т.И. оставшиеся 7 депутатов не могут провести правомочное заседание и не могут осуществлять свои полномочия. Процедура досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа, предусмотренная пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 статьи 36 Устава муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области не соблюдена. Отсутствие кворума фактически прекратило деятельность Совета депутатов на срок более двух месяцев и привело к нарушению права заявительницы на местное самоуправление, предусмотренное статьёй 130 Конституции Российской Федерации.
Решением Ленинградского областного суда от 9 ноября 2011 года в удовлетворении заявления главы муниципального образования об определении срока, не позднее которого территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района Ленинградской области должна назначить дополнительные выборы в Совет депутатов по избирательным округам NN 143, 144, 145, 147, 148, 149, 151, 157, отказано.
Заявление Моргун Т.М. удовлетворено частично. Признан неправомочным состав Совета депутатов поселения второго созыва.
В удовлетворении требований Моргун Т.М. о досрочном прекращении полномочий представительного органа и об обязании территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области назначить досрочные выборы в Совет депутатов отказано.
В кассационных жалобах главы и Совета депутатов муниципального образования ставится вопрос об отмене судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенных в 2009 году выборов в Совет депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" избраны 15 депутатов на 5 летний срок.
15 декабря 2010 года вступил в силу приговор Калининского районного суда Санкт-Петербурга, которым депутат совета Зеленков Ф.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 318 Уголовного кодекса РФ.
21 июля 2011 года в Совет депутатов поступили заявления о добровольном сложении своих полномочий от депутатов Жукова А.А., Дабужинскаса Н.В., Павлова Д.А., Павлова С.И., Шевцовой Т.И., Сайдаковского Б.Г., Зайцевой А.А., в результате чего из 15 депутатов осталось 7, что составляет менее 2/3 от общей численности депутатов.
Вопросы, касающиеся условий проведения досрочных и дополнительных выборов, урегулированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пункт 4 статьи 10 названного Закона предусматривает назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа. Вместе с тем, согласно пункту 8 статьи 71 того же нормативного акта, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, назначаются дополнительные выборы.
Из изложенного следует, что при схожих обстоятельствах (неправомочность представительного органа) законодатель предусматривает возможность назначения либо досрочных, либо дополнительных выборов.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также основания прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с частью 1 статьи 35 которого представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (часть 1.1 той же статьи).
Приведённым нормам корреспондируют положения Устава муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Устав), в соответствии со статьёй 22 которого Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления поселения, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 23 Устава Совет состоит из 15 депутатов, избирается на пять лет и осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета. Основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания, которые созываются главой поселения по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседания Совета правомочны, если на них присутствуют не менее двух третей от установленной численности депутатов (статья 25).
В соответствии со статьёй 35 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно, в частности, в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16). Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 26 Устава муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение".
Из системного толкования приведённых выше нормативных предписаний суд сделал правильный вывод о том, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования по вступлении решения суда о неправомочности его состава в законную силу, следует руководствоваться требованиями пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с которыми не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий должны быть проведены досрочные выборы.
Такой подход согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 июля 2009 года N 1006-О-О, о том, что принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что прекращение полномочий депутатов представительного органа, сопряженное с проведением досрочных выборов, отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия. Использование при этом судебной процедуры во многом предопределяет уровень защищенности конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления.
Следовательно, утверждение в кассационных жалобах о необходимости проведения в данном случае дополнительных выборов в представительный орган местного самоуправления является ошибочным, поскольку основано на неверном толковании норм материального права.
С достоверностью установив, что на момент рассмотрения дела в состав представительного органа Кузьмоловского городского поселения входят 7 депутатов из 15, то есть менее 1/2 от установленной численности Совета депутатов, суд обоснованно признал такой состав неправомочным.
Ссылка в кассационных жалобах на неизвещение представителя Совета депутатов и рассмотрение дела в его отсутствие не влечёт отмену судебного решения, поскольку противоречит материалам дела.
Частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд, в том числе, по факсимильной связи. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Из материалов дела усматривается, что Совет депутатов извещён о дате и времени судебного заседания по факсимильной связи 3 ноября 2011 года (л.д. 130-131). Однако ходатайство об отложении слушания дела заинтересованным лицом суду заявлено не было.
Кроме того, в судебном заседании присутствовал представитель главы Кузьмоловского городского поселения, являющегося в силу статей 23, 28 Устава названного муниципального образования председателем Совета депутатов, что не может свидетельствовать о неосведомлённости представительного органа о дате и времени рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах действия суда по рассмотрению дела в отсутствие заинтересованного лица согласуются с требованиями части 1 статьи 113, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, и оснований полагать, что право Совета депутатов на участие в судебном заседании было нарушено, не имеется.
Доводы жалоб направлены на иную, неверную оценку и толкование правовых норм, примененных в данном деле, и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 9 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы главы и Совета депутатов муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
В.И. Анишина |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 января 2012 г. N 33-Г11-40
Текст определения официально опубликован не был