1. Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила, в том числе следующее:
23.11.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 6 750 000 рублей.
На участие в Аукционе подана 1 заявка от Заявителя.
Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно приложению документации об Аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта" содержит коммерческие предложения поставщиков без указания их наименования или реквизитов полученных Заказчиком коммерческих предложений.
Таким образом, данное действие Заказчика нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако данное нарушение не повлияло на результат Аукциона.
Следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба письмом от 13.02.2012 N ИА/4177 о применении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов_" разъясняет порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
В связи с этим ФАС России считает необходимым при указании источников информации о ценах учитывать следующее.
Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
При этом, полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила, в том числе признать в действия Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов. Передать материалы дела по выявленному нарушению Закона о размещении заказов соответствующему должностному лицу Управления антимонопольной службы по Новгородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 16.01.2012 г. по делу N К-53/12)
2. Определение начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды медицинского оборудования, для целей их включения заказчиками, уполномоченными органами в документацию о торгах, необходимо проводить в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования."
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует положениям Закона о размещении заказов.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
24.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 1 282 108 640 рублей.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881.
В соответствии с пунктом 4 Правил указанные правила подлежат применению при размещении заказов на поставку медицинского оборудования в случае, если предполагаемая начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 6 Правил выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
Подпунктом "а" пункта 7 Правил установлено, что на основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющие потребностям заказчика (далее - запрос о цене), которые должны содержать подробное описание предполагаемого к закупке медицинского оборудования, в том числе:
требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке, году выпуска медицинского оборудования и иные показатели, связанные с определением соответствия медицинского оборудования потребностям заказчика;
количество предполагаемого к закупке медицинского оборудования;
требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, обслуживанию медицинского оборудования, расходам на эксплуатацию, обязательности осуществления монтажа и наладки медицинского оборудования, а также к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание медицинского оборудования;
место, условия и сроки (периоды) поставки медицинского оборудования;
порядок формирования предлагаемой цены на медицинское оборудование (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
сведения о валюте, используемой для формирования начальной (максимальной) цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);
порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного контракта.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от производителей и (или) уполномоченных представителей, заказчик, уполномоченный орган устанавливают начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования.
На заседании Комиссии установлено, что Аналитическая справка, составленная Заказчиком, по формированию начальной (максимальной) цены контракта по Конкурсу Конкурсной документации содержит коммерческие предложения от четырех производителей наркозно-дыхательного оборудования, а именно GE Healthcare 1 471 387 680 рублей, Maquet 1 648 781 834 рублей, Covidien 1 819 589 750 рублей, Drager 1 282 108 640 рублей.
Вместе с тем, согласно извещению о проведение Конкурса N 0173200001412000053 начальная (максимальная) цена контракта 1 282 108 640 рублей, то есть Заказчиком установлено минимальное из поданных коммерческих предложений производителей.
На заседании Комиссии установлено, что запросы о цене сформированы без указания требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке, году выпуска медицинского оборудования и иным показатели, связанным с определением соответствия медицинского оборудования потребностям заказчика, что противоречит подпункту "а" пункта 7 Правил.
Таким образом, положение Конкурсной документации по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта сформировано в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержит признаки признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила признать жалобу обоснованной. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о размещении заказов не повлияло на права и законные интересы Заявителя, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать. Передать материалы дела по выявленному нарушению Закона о размещении заказов соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 01.03.2012 г. по делу N К-303/12)
3. При установлении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Заказчик должен установить обоснование стоимости на весь перечень работ, услуг установленных документацией об аукционе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Аукционной комиссии, Оператора электронной площадки при проведении Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила, в том числе, следующее:
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 497 299 080 рублей.
На участие в Аукционе в электронной форме подано 4 заявки от участников размещения заказа, 4 из которых по результатам рассмотрения первых частей заявок допущены к участию в Аукцион в электронной форме.
В ходе проведения Аукцион в электронной форме предложение о цене контракта подавали 3 участников размещения заказа.
Минимальное предложение о цене государственного контракта - 474 920 621 рубля.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В соответствии с пунктом проекта договора расходы по организации работ рабочей и приемочной комиссией, в том числе, по обеспечению комиссии автотранспортом, несет подрядчик. Участие в повторном осмотре результатов работ рабочей и/или приемочной комиссией осуществляется Заказчиком на платной основе - 100 000 рублей без учета НДС за каждый осмотр на условиях 100% предоплаты.
В пункте проекта договора предусмотрено, что подрядчик обязан обеспечить условия для работы представителей Заказчика, осуществляющих строительный контроль, с выделением помещения для организации рабочих мест, оборудованных средствами оргтехники, связи (включая мобильную) и транспортом.
В пункте проекта договора установлено, что подрядчик по указанию заказчика обязан заключить договоры аренды на земельные участки вне границ полосы отвода автомобильной дороги.
Вместе с тем, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, указанное в документации об Аукционе, не содержит обоснования стоимости организации и обеспечения работ рабочей и приемочной комиссии Заказчика и обеспечения комиссий автотранспортом, представителей Заказчика, осуществляющих строительный контроль, а также стоимость аренды земельных участков, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила, в том числе признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 16.01.2012 г. по делу N К-67/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб при размещении государственных и муниципальных заказов путем проведения торгов (апрель 2012 г.).
В документации об аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (лота). В ней должны содержаться расчеты и использованные источники информации о ценах на заказываемые товары, услуги, работы (в т. ч. указываются интернет-сайты). Заказчик должен обосновать стоимость всего перечня работ, услуг, установленных документацией.
Если сведения получены от поставщиков, в обосновании цены контракта приводятся реквизиты поступивших от них ответов на запросы информации о ценах. При этом можно не указывать их фирменные наименования, а также иные данные о них. Ответы должны храниться вместе с документацией о торгах (извещением о проведении запроса котировок).
Начальные (максимальные) цены контрактов (лотов) на некоторое медицинское оборудование формируются по специальным правилам. Они применяются при размещении заказов, если предполагаемая начальная (максимальная) цена превышает 500 тыс. руб. На основе предложений, полученных от производителей, заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта (лота), равную средней стоимости (либо не более такой) предполагаемого к закупке медицинского оборудования.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.