1. Несвоевременная разблокировка денежных средств участника размещения заказа, не допущенного до участия в торгах, влечет привлечение оператора электронной площадки к административной ответственности.
Заказчиком проводились торги на поставку центральной беспроводной станции наблюдения с мониторами для измерения жизненно важных функций пациентов (стационарная и транспортировочная) для нужд Заказчика.
Участник размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки, в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов.
Внеплановая проверка была проведена Инспекцией ФАС России в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частью 9 статьи 41.9 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после дня поступления оператору электронной площадки или размещения на электронной площадке протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, прекращает блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме не допущенного к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе.
ООО "Т" было отказано в допуске к участию в торгах. Вместе с тем, до момента рассмотрения дела Инспекцией ФАС России оператор электронной площадки не прекратил осуществление блокирования операций по счёту ООО "Т" для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе.
Учитывая изложенное, Инспекция ФАС России приняла решение о нарушении оператором электронной площадки части 9 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка и (или) сроков блокирования операций по счёту участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме частью 3 статьи 7.31.1 предусмотрена административная ответственность.
Материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о выявлении состава административного правонарушения в действиях оператора электронной площадки.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
В ходе проведения административного расследования было установлено наличие состава административного правонарушения в действиях оператора электронной площадки.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.01.2012 г. по делу N АК130-2-11)
2. В случае, если оператор электронной площадки допускает сбой в работе программно-аппаратного комплекса площадки, который влечет нарушение прав участников размещения заказа, он должен быть привлечён к административной ответственности.
Заказчик проводил открытые аукционы в электронной форме на сайте оператора электронной площадки.
В ходе проведения торгов в ФАС России поступили обращения организаций, содержащие указание на признаки нарушения оператором электронной площадки положений Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России в соответствии со статьей 17 Закона о размещении заказов и главой 8 указанного закона указанные обращения рассмотрела и провела внеплановую проверку. Были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 41.10 Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России установила, что 05.09.2011 в работе программно-аппаратного комплекса оператора электронной площадки проявились ошибки, следствием которых стало отсутствие возможности подачи предложений о цене контрактов у ООО "М", ООО "И", ООО "М-10", ЗАО "И", ООО "В", ООО "Т".
Комиссия ФАС России сделала вывод о том, что Оператор электронной площадки нарушил часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, нарушив непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме.
За нарушение порядка проведения открытого Аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о наличии состава административного правонарушения в действиях оператора электронной площадки.
Было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, по итогам которого должностное лицо ФАС России установило состав административного правонарушения в действиях оператора электронной площадки. По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России привлекло оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.01.2012 г. по делу N АК361-5-11)
3. В случае, если оператор электронной площадки не соблюдает правила о ведении электронного документооборота в соответствии с главой 3.1 Закона о размещении заказов, к нему подлежат применению меры административного воздействия.
Заказчиком провел торги на поставку лекарственных средств.
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки.
Комиссия ФАС России, рассмотрела обращение в порядке главы 8 Закона о размещении заказов и статьи 17. Были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов в случае, если главой 3.1 Закона о размещении заказов предусмотрено направление документов и сведений заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией участнику размещения заказа или участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, такой документооборот осуществляется через электронную площадку.
Комиссией ФАС России при рассмотрении обращения установлено, что ЗАО не смогло подать заявку на участие в Аукционе.
Представителем оператора электронной площадки были подтверждены все обстоятельства, изложенные в обращении организации и указал, что на официальном сайте 07.02.2011 произошел технический сбой, вследствие которого у участников размещения заказа, принимающих участие в этот период в проводимых на официальном сайте открытых аукционов в электронной форме, отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, дата окончания срока подачи заявок - 09.02.2011.
Представитель Оператора электронной площадки сообщил на заседании Комиссии, что, ошибка с текстом "Ошибка в базе данных. Timeout expired. Тhe timeout period elapsed prior to completion of the operation or the server is not responding. Ваш документ зарегистрирован в системе как отклоненный" возникает в случае возникновения большой нагрузки на Систему.
09.02.2011 года по поручению IT директора оператора электронной площадки было установлено обновление, а именно указанный выше системный текст ошибки был заменен на следующий "В настоящий момент система занята. Попробуйте повторить запрос через некоторое время".
С 07.02.2011 объем информации обрабатываемый электронной площадкой существенно возрос, в связи с изменением логики передачи данных с ООС была рассчитана на передачу данных о заказчиках и их пользователях, по одному в каждом пакете данных. После последнего обновления системы ООС, в одном пакете данных передается большое количество записей о заказчиках/пользователях, при этом количество пакетов существенно не уменьшилось. С 07.02.2011 проблемы, подобные, возникшей у ЗАО возникали у некоторых пользователей системы.
За нарушением оператором электронной площадки правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации частью 5 статьи 7.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении, провело административное расследование и установило состав административного правонарушения в действиях оператора электронной площадки.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица ФАС России к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.01.2012 г. по делу N АК131-1-11)
4. В случае, если заказчик не предоставляет информацию, затребованную контролирующим органом в запросе, должностное лицо заказчика, ответственное за рассмотрение указанного запроса подлежит привлечению к административной ответственности.
Организация направила в ФАС России обращение, с просьбой разъяснить положения законодательства о размещении заказов в части правомерности действий Заказчика по заключению дополнительных соглашений к государственному контракту.
Согласно пункту 6.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 и части 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
ФАС России истребовал у заказчика следующие документы:
- конкурсную документацию;
- заключенный по итогам Конкурса государственный контракт;
- акт передачи строительной площадки;
- промежуточные акты приемки работ, при их наличии;
- справку о стоимости выполненных работ по заключенному государственному контракту по форме КС-3;
- акт о приемке выполненных работ по государственному контракту от по форме КС-2 с расшифровкой видов выполненных работ, подтвержденных ответственным производителем работ Генподрядчика, а также все документы, подтверждающие фактическое исполнение работ (акты на скрытые работы, монтаж ответственных конструкций, результаты лабораторных испытаний, паспорта и сертификаты на материалы, и оборудование, подтверждающие объемы и качество выполненных работ, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ и необходимые для оплаты счета-фактуры);
- дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту;
- перечень работ, выполненных Генеральным подрядчиком по государственному контракту, копию документа, устанавливающего объем выполненных работ и их стоимость;
- акты сдачи-приемки промежуточных этапов работ;
- дополнительное соглашение N 2 от 10.11.2006 к государственному контракту;
- дополнительное соглашение N 3 от 04. 02.2008 к государственному контракту;
- дополнительное соглашение N 4 от 20.02.2009 к государственному контракту с соответствующими приложениями;
- дополнительное соглашение N 5 от 26.10.2009 к государственному контракту с соответствующими приложениями;
- дополнительное соглашение N 5/1 от 02.11.2009 к государственному контракту с соответствующими приложениями;
- дополнительное соглашение N 6 от 02.12.2009 к государственному контракту с соответствующими приложениями;
- дополнительное соглашение N 7 от 12.01.2010 к государственному контракту с соответствующими приложениями;
- дополнительное соглашение N 8 от 24.01.2011 к государственному контракту с соответствующими приложениям;
- реестр первичной исполнительной документации, передаваемой Генподрядчиком заказчику;
- справки о выполнении работ по благоустройству и озеленению, при приемке объектов в период с октября до апреля месяца;
- надлежащим образом заверенную копию должностного регламента должностного лица, ответственного за подписание дополнительных соглашений к государственному контракту;
- паспортные данные должностного лица, ответственного за подписание дополнительных соглашений к государственному контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов Заказчик обязан представить в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Согласно квитанции об уведомлении к Заказчику указанный запрос поступил 14.11.2011.
Вместе с тем, Заказчик не представил в полном объеме вышеуказанные документы (информацию), указанные в запросе ФАС России (далее - Запрос).
Таким образом, должностное лицо, не представив в установленный в запросе срок в ФАС России вышеуказанные документы и сведения, нарушило часть 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов.
За непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов, статьей 19.7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России установило наличие состава административного правонарушения в действиях заказчика и возбудило дело об административном правонарушении.
Было проведено административное расследование по итогам которого в ходе рассмотрения дела была установлены вина должностного лица заказчика.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 30.01.2012 г. по делу N АК359-11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В частности, обращено внимание на следующее.
Оператору электронной площадки грозит административная ответственность в следующих случаях. Он несвоевременно разблокировал денежные средства участника размещения заказа, не допущенного до участия в торгах; им не соблюдены правила ведения электронного документооборота, установленные Законом о госзакупках. Он допустил сбой в работе программно-аппаратного комплекса площадки, влекущий нарушение прав участников торгов.
Если контролирующий орган затребовал определенную информацию, а заказчик ее не представил, то должностное лицо последнего, ответственное за рассмотрение запроса, привлекается к административной ответственности.
В силу Закона о размещении заказов аукцион в электронной форме в отдельных случаях проводится по цене за единицу товара (работы, услуги). Если вместо этого торги проводятся по начальной (максимальной) цене контракта, это нарушение законодательства о госзакупках, влекущее административную ответственность.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.