Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-89
Вопрос: Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. В частности, отсрочка может быть предоставлена предприятиям, осуществляющим сезонные работы.
К таким предприятиям, в частности, относятся и предприятия ЖКХ.
Основным видом деятельности ОАО является производство тепловой энергии. Тепловая энергия реализуется ее потребителям исключительно в отопительный период и оплачивается такими потребителями до 10 числа месяца, следующего за расчетным, при условии исполнения обязательства в установленный договором срок.
Годовой объем начислений с учетом НДС равен 470 185 327,56 рублей. Сумма фактически полученных денежных средств предприятия по состоянию на 31.12.2011 г. равна 404 014 963,24 рублей. Сумма недополученных денежных средств равна 83 184 874,27 рублей.
Указанная задолженность является фактом неоплаты тепловой энергии, полученной бюджетными учреждениями и населением области за 2011 г. Фактически ОАО указанную сумму денежных средств не получило, в связи с чем у поставщика услуг отсутствуют свободные денежные средства для оплаты НДС.
Основной массой потребителей ОАО являются бюджетные учреждения, которые производят расчет за тепловую энергию в рамках доведенных лимитов, а при отсутствии денежных средств не подлежат отключению в общем порядке. Указанные обстоятельства заставляют ОАО обращаться в суд, что увеличивает период поступления денежных средств еще на срок от 6 месяцев до 10 месяцев. Помимо бюджетных учреждений потребителями тепловой энергии является население, взыскание задолженности за услуги, потребленные указанной категорией абонентов, производится только в судебном порядке. Срок возврата денежных средств, взысканных с населения, достигает трех лет.
Cт. 64.1 НК РФ установлено, что отсрочка по уплате федеральных налогов предоставляется при наличии задолженности по налогам свыше 10 миллиардов рублей, и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
В связи с тем, что общий годовой доход предприятия по начисленным платежам не превышает 500 миллионов рублей и сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, при единовременном ее отвлечении приведёт к дестабилизации финансового состояния предприятия, а также невозможности оплаты труда работников предприятия, прошу:
- рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки уплаты налоговых платежей в отношении ОАО.
- в связи с оказанием сезонных услуг предоставить отсрочку уплаты налоговых платежей и пеней на срок до 1 года.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу о предоставлении отсрочки по уплате налогов и пеней сроком до одного года и сообщает следующее.
Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов установлены главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (за исключениями, указанными в пункте 1 статьи 63 Кодекса) на срок, не превышающий один год, является ФНС России.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 2 статьи 64 Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер.
В перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.1999 N 382, жилищно-коммунальное хозяйство не включено.
Поэтому организациям жилищно-коммунального хозяйства не может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 Кодекса.
Наличие основания, предусмотренного в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175.
Кроме того, отсрочка (рассрочка) по уплате налога по указанным основаниям может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
В соответствии с пунктами 19-21 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (зарегистрировано в Минюсте России 27.10.10 N 18836), изменение срока уплаты налога может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо поручительством в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом. Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица. Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях N 8 и N 9 к указанному порядку).
Таким образом, по вопросу о предоставлении отсрочки по уплате федеральных налогов и пеней на срок, не превышающий один год, при наличии соответствующего основания организация вправе обратиться в ФНС России с представлением документов, подтверждающих это основание, и других документов, предусмотренных пунктами 5 и 5.1 статьи 64 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отсрочку или рассрочку по уплате налога можно получить, если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер.
Разъяснено, что ЖКХ к сезонным отраслям и видам деятельности не относится.
Также отсрочку или рассрочку можно получить при наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты налога.
Разъяснено, что наличие данного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проводимого ФНС России. Сумма отсрочки (рассрочки) при этом не должна превышать стоимость чистых активов лица.
За отсрочкой (рассрочкой) по уплате федеральных налогов (за некоторыми исключениями) на срок не более года следует обращаться в Службу.
Изменение срока уплаты налога может быть обеспечено залогом имущества либо поручительством, если иное не предусмотрено НК РФ. Со стороны налогового органа соответствующий договор заключается управлением Службы по региону.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2012 г. N 03-02-07/1-89
Текст письма официально опубликован не был