В Управление контроля и методического обеспечения в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра (далее - Управление) поступило коллективное обращение кадастровых инженеров с жалобой на действия (бездействие) сотрудников ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю при принятии решений об отказе в кадастровом учете в связи с уточнением сведений о площади и местоположения границ земельного участка по причине отсутствия в составе приложения к межевому плану схем расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории.
Учитывая, что по указанному вопросу позиция Управления неоднократно доводилась до ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю в связи с поступлением ранее аналогичных обращений, Управление повторно сообщает следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Рядом нормативных правовых актов, устанавливавших формы свидетельств, государственных актов на право собственности на землю (Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей") предусматривалось наличие чертежа границ земельного участка.
Таким образом, при наличии документов, подтверждающих право на земельный участок, к которым прилагается чертеж такого земельного участка, местоположение границ земельного участка при его уточнении может определяться исходя из сведений, содержащихся в таком чертеже, а также из сведений о площади земельного участка, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
При отсутствии в составе документа, подтверждающего право на земельный участок, чертежа местоположение границ земельного участка при его уточнении определяется исходя из сведений о площади земельного участка, содержащихся в соответствующем документе.
При этом Закон о кадастре содержит норму, ограничивающую увеличение площади уточняемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре уточненная площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований не должна превышать площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Документом, определявшим местоположение границ земельного участка при его образовании (в случае отсутствия документа, подтверждающего право на земельный участок), по мнению Управления, может служить, в частности, проект границ земельного участка или судебное решение, содержащее соответствующую информацию.
По вопросу представления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (решение об отказе в учете изменений земельного участка от 07.06.2011 N 2343/5/11-114076) Управление сообщает следующее.
Понятие "схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" введено Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон), вступившим в силу 01.03.2010.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона) схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается и выдается органом местного самоуправления в случаях:
предоставления земельных участков для строительства (статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации);
предоставления земельных участков для целей, не связанных строительством (статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации);
приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом в данном случае схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается и выдается, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка (т.е. отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка).
Учитывая изложенное, схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается в отношении земельных участков, образуемых после 01.03.2010, в то время как положения части 9 статьи 38 Закона о кадастре применяются в отношении ранее учтенных земельных участков (то есть земельных участков, учтенных до 01.03.2008).
Таким образом, требования органа кадастрового учета о наличии схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением местоположения и площади ранее учтенного земельного участка не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Учитывая большое количество поступающих в Управление обращений с жалобами на действия (бездействие) сотрудников ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю при принятии решений об отказе в кадастровом учете в связи с уточнением сведений о площади и местоположения границ земельного участка по причине отсутствия в составе приложения к межевому плану схем расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, а также в целях недопущения дальнейшего нарушения норм действующего законодательства, Управление поручает довести содержание настоящего письма до всех сотрудников ФГУ "Земельная кадастровая палата", уполномоченных на принятие решений об осуществлении кадастрового учета, о чем сообщить в Управление не позднее 12.08.2011 (в том числе по адресу электронной почты: ukmo-omo@rambler.ru).
Начальник Управления контроля и |
О.А. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 июля 2011 г. N 14-4952/11 "О недопустимости нарушения норм действующего законодательства"
Текст письма официально опубликован не был