Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Е. Дмитриева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Е. Дмитриев просит признать не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 37 (части 1-4), 45 и 55 Конституции Российской Федерации следующие положения Трудового кодекса Российской Федерации:
часть первую статьи 386, закрепляющую, что работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
часть первую статьи 392, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Не оспаривая содержание данных норм, нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что суды общей юрисдикции, рассматривая гражданское дело по заявлению его бывшего работодателя об оспаривании предписания государственного инспектора труда, сделали вывод о том, что при вынесении предписания государственный инспектор труда должен соблюдать сроки, установленные оспариваемыми нормами для обращения работника в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.Е. Дмитриевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявителем нормы содержатся в главе 60 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, и направлены на обеспечение реализации права работника на защиту трудовых прав, а потому сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Оценка же правильности применения судом предусмотренных оспариваемыми нормами сроков при использовании работником иного способа защиты трудовых прав, не связанного с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, - обращение в государственную инспекцию труда (глава 57 Трудового кодекса Российской Федерации "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права") - связана с проверкой законности и обоснованности судебных постановлений и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дмитриева Сергея Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 618-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дмитриева Сергея Евгеньевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 386 и 392 Трудового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был