Ассоциация российских банков обращается к Вам с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение Банка России от 29 августа 2008 года N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П) на Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Банка России от 1 сентября 2009 года N 16 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" (далее - Информационное письмо) в случае регулярного проведения клиентом кредитной организации однотипных операций, в отношении каждой из которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация обязана направлять в уполномоченный орган сообщения о каждой такой операции.
Однако в ряде случаев возникновение подозрений в том, что соответствующие операции могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма, обусловлено именно фактом их систематического совершения. К примеру, между одними и теми же лицами, по одним и тем же реквизитам, с одним и тем же или однотипным назначением платежа.
Таким образом, именно систематичность, а не суммарность совершаемых операций (зарплата в размере 15 000 рублей не вызывает подозрений, а выплаты такой суммы каждые два дня нетипичны) являются критерием для направления соответствующих сведений в уполномоченный орган.
В таких случаях информирование о каждой однотипной расчётной операции (например, каждая операция по снятию в банкомате наличных денежных средств) приводит к искажению/потере смысла направляемого сообщения, так как каждая отдельно взятая расчетная операция не может быть признана подозрительной (сомнительной). К тому же, такая информация не позволит отражать признаки системности (неоднократности) в деятельности клиента кредитной организации. Указание информации в поле DESCR_1 (DESCR_2) не дает возможности при первичной автоматической обработке оперативно выделить соответствующие операции из общей массы сообщений.
Нельзя не учитывать и тот факт, что направление сведений о каждой расчетной операции, совершаемой в рамках одного контракта, привело бы к существенному увеличению количества направляемых сообщений и повышению вследствие этого загрузки каналов связи, к росту трудозатрат на обработку и анализ сообщений сотрудниками уполномоченного органа.
В Информационном письме указано, что "обобщение данных о нескольких финансовых операциях в поле DESCR_1 (DESCR_2) приведет к тому, что в соответствующих полях DBF-файла ОЭС не будет отражен целый ряд реквизитов операции".
По мнению Ассоциации российских банков, возможность отражения в DBF-файле параметра "систематичность/периодичность" (при отсутствии - 0, при наличии систематичности/неоднократности - 1) позволит не только сократить объем направляемых сообщений, но и значительно упростит процедуру анализа и выявления причин квалификации указанных операций как "необычных".
В связи с этим целесообразно внести изменения в Положение N 321-П в части установления специального поля для отражения признака системности при отправке сообщения по однотипным операциям, под которыми подразумеваются операции между одними и теми же контрагентами, по одним и тем же реквизитам, с типовым/аналогичным назначением платежа, например, в рамках одного договора.
До момента вступления в силу предложенных изменений в Положение N 321-П необходимо предоставить возможность кредитным организациям направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу одно сообщение по совокупности однотипных операций, если кредитная организация считает такой вариант направления сообщений наиболее оптимальным и эффективным для отражения выявленной подозрительной схемы.
Ранее с аналогичным предложением Ассоциация российских банков обращалась в Банк России, который, учитывая возникающие проблемы в деятельности кредитных организаций при реализации требований Положения N 321-П, поддержал инициативу АРБ.
Принимая во внимание изложенное, просим Вас рассмотреть данный вопрос на Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Ассоциация российских банков выражает надежду на эффективное сотрудничество с Росфинмониторингом по вопросам совершенствования действующего законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 23 мая 2012 г. N А-01/5-323 "О внесении изменений в Положение Банка России от 29 августа 2008 года N 321-П"
Текст письма официально опубликован не был