Методические рекомендации ФСС РФ от 22 мая 2012 г.
"О финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 г. N 294 "Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Постановление) и "Правилами финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.02.2012 г. N 113н (далее - Правила), разъясняем следующее:
1.Общие положения
Финансированию подлежат мероприятия по охране труда, перечисленные в п. 3 Правил, проводимые в 2012 году. Поскольку действие Закона распространяется на взаимоотношения, возникшие с начала текущего года, расходы страхователей на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2012 году, согласованные с региональным отделением и подтвержденные в установленном порядке, подлежат возмещению в пределах разрешенной в текущем году суммы.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) на текущий финансовый год.
В соответствии с п. 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2012 году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за 2011 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2011 году.
2. Документы, представляемые страхователем для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении
2.1. Для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда страхователю необходимо предоставить следующие документы:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- копия приказа организации о создании аттестационной комиссии для организации, подготовки и проведения в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда;
- копия договора с организацией, осуществляющей функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестующая организация), аккредитованной в установленном порядке на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием количества рабочих мест, подлежащих аттестации и стоимости проведения аттестации указанного количества рабочих мест. Если договор на проведение аттестации рабочих мест заключен на срок, выходящий за рамки 2012 года, необходимо предоставить копию дополнительного соглашения, определяющего объем работ, проводимых в 2012 году, поскольку действие Закона распространяется на правоотношения 2012 года;
- калькуляция стоимости проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (если она является приложением к договору с аттестующей организацией);
- копия уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр организаций). В уведомлении, выданном Минздравсоцразвития России, должно быть указано, что данная организация аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (по форме приложения 1 к письму Фонда социального страхования РФ от 04.04.2012 г. N 15-03-18/07-3726). Предоставляется страхователями, впервые проводящими аттестацию рабочих мест по условиям труда и включивших ее в план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году.
Порядок аккредитации организаций, осуществляющих функции по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, определен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда", с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 10.09.2010 г. N 794н, от 30.06.2011 г. N 644н, от 22.11.2011 г. N 1379н.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в строгом соответствии с "Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н (далее - Порядок проведения аттестации).
Обращаем внимание, что аттестацию рабочих мест может проводить только организация, включенная в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а именно осуществляющих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации рабочих мест иными организациями не предусмотрено. Кроме того, аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
Согласно п. 44 Порядка проведения аттестации результаты аттестации должны быть оформлены в виде пакета документов. Таким образом, аттестация, проведенная без надлежащего оформления всех соответствующих документов, не может быть признана полностью проведенной, а расходы на ее проведение не будут возмещаться за счет средств Фонда.
Для страхователей, впервые проводящих аттестацию рабочих мест по условиям труда и включивших ее в план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году, возможно ее финансирование за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с обязательным предоставлением копии плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам проведенной в 2012 году аттестации.
Согласно п. 5 Правил в рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган Фонда запрашивает посредством межведомственного запроса в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации сведения о включении аттестующей организации в реестр организаций оказывающих услуги в области охраны труда. Для реализации данного требования, филиалу Регионального отделения необходимо запрашивать вышеуказанные сведения на портале Фонда социального страхования РФ "Система межведомственного взаимодействия" (далее - Портал СМЭВ). Адрес портала: http://smev.fca.fss.ru. Количество запросов должно соответствовать количеству страхователей, обратившихся в 2012 году с заявлением о финансировании аттестации рабочих мест. Ответ, полученный посредством Портала СМЭВ, филиал направляет на бумажном носителе в Региональное отделение одновременно с пакетом документов страхователя.
2.2. Для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении мероприятий по проведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда страхователю необходимо представить:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В качестве одного из мероприятий должно быть указано приведение уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума, вибрации и (или) уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда со сроком выполнения в 2012 году;
- копия ведомости рабочих мест подразделения организации, где будет проведено заявленное мероприятие, и результатов их аттестации по условиям труда;
- копии протоколов измерений и оценки параметров вредных и (или) опасных производственных факторов, оформленные по каждому фактору на отдельное рабочее место, подтверждающие превышение на рабочих местах работников предельно допустимых уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений, установленных в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда;
- карта аттестации рабочего места по условиям труда, чьей неотъемлемой частью являются вышеуказанные протоколы измерений и оценки параметров вредных и (или) опасных производственных факторов;
- копии протоколов измерений и оценки параметров вредных и (или) опасных производственных факторов, оформленные по результатам повторных замеров после реализации соответствующих мероприятий (предоставляются в случае, если работы проведены на момент обращения страхователя за финансовым обеспечением предупредительных мер);
- копия документа, подтверждающего поэтапное проведение работ (предоставляется если работа проводится в несколько этапов);
- копии документов, подтверждающих стоимость приобретения страхователем соответствующего оборудования:
1. копия договора о поставке оборудования (со сроками поставки),
2. прайс-лист на данное оборудование с указанием цены, копия технических характеристик оборудования
3. копия паспорта оборудования,
4. копия сертификата соответствия на данное оборудование;
- копия договора на проведение работ с целью приведения уровней запыленности и загазованности, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (предоставляется в случае включения мероприятий, не требующих приобретения оборудования, например, ремонт, модернизация действующих средств коллективной защиты и т.д.)
При подтверждении расходов, страхователь представляет документы, содержащие результаты повторных измерений запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней всех видов излучений на рабочих местах, проведенных аттестующей организацией в ходе внеплановой аттестации. В случае поэтапного (в течение 2012 года) проведения работ с целью приведения уровней запыленности и загазованности, уровней шума и вибрации и уровней излучений в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, результаты повторных измерений представляются на заключительном этапе.
Возмещению за счет средств Фонда подлежат расходы страхователя на приобретение и установку оборудования, либо проведение работ с целью приведения уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, если весь комплекс работ проведен в течение 2012 года и указанные мероприятия привели к снижению заявленных вредных и (или) опасных производственных факторов до уровня, установленного государственными нормативными требованиями.
2.3. Для рассмотрения вопроса об обучении отдельных категорий работников, страхователю необходимо представить:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- копия приказа организации о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства;
- список работников, направляемых на обучение по охране труда (приложение N 3, является неотъемлемой частью плана финансового обеспечения) в двух экземплярах);
- копия договора на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (далее - обучающая организация), аккредитованной в установленном порядке на выполнение работ (оказание услуг) по организации и проведению обучения работников по охране труда;
- копия уведомления о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В уведомлении, выданном Минздравсоцразвития России, должно быть указано, что данная организация аккредитована на оказание услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда;
- копия программы обучения, утвержденной в установленном порядке. Примерные программы обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных определены Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 21.06.2003 г. N 153 "Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных"
Одновременно со списками работников, направляемых на обучение по охране труда, страхователь представляет документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к той или иной категории работников, имеющих право проходить обучение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а именно:
случае включения в списки руководителей организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек):
- копии приказов о назначении на должность руководителя организации малого предпринимательства;
- справку о средней численности работников малого предприятия за прошедший календарный год;
случае включения в списки работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда:
- копии приказов о возложении на работника организации малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек) обязанностей специалиста по охране труда;
- справку о средней численности работников малого предприятия за прошедший календарный год;
в случае включения в списки руководителей (в т.ч. руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений:
- копии трудовых книжек или копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей (в т.ч. руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений. В случае включения руководителей структурных подразделений следует предоставить подтверждение структуры государственного (муниципального) учреждения, согласованное (утвержденное) вышестоящим органом;
в случае включения в списки руководителей и специалистов служб охраны труда организаций:
- копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организации;
в случае включения в списки членов комитетов (комиссии) по охране труда:
- копии приказов работодателя об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда;
в случае включения в списки уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов:
- выписки из протоколов (копии протоколов) решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Порядок аккредитации организаций, осуществляющих функции по проведению обучения по охране труда определен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 г. N 205н, с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.2010 г. N 794н.
Согласно п. 5 Правил в рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган Фонда запрашивает посредством межведомственного запроса в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации сведения о включении обучающей организации в реестр организаций оказывающих услуги в области охраны труда. Для реализации данного требования, филиалу Регионального отделения необходимо запрашивать вышеуказанные сведения на портале Фонда социального страхования РФ "Система межведомственного взаимодействия" (далее - Портал СМЭВ). Адрес портала: http://smev.fca.fss.ru. Количество запросов должно соответствовать количеству страхователей, обратившихся в 2012 году с заявлением о финансировании обучения отдельных категорий работников. Ответ, полученный посредством Портала СМЭВ, филиал направляет на бумажном носителе в Региональное отделение одновременно с пакетом документов страхователя.
2.4. Для рассмотрения вопроса об оплате расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (далее - типовые нормы) и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- перечень СИЗ, приобретаемых в соответствии типовыми нормами (приложение N 4, является неотъемлемой частью плана финансового обеспечения), в двух экземплярах, с приложением выписки (или ксерокопий страниц) из Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви, либо других средств индивидуальной защиты и копий документов, подтверждающих стоимость приобретаемых СИЗ (счет либо договор на приобретение);
- перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение N 5, является неотъемлемой частью плана финансового обеспечения), в двух экземплярах, с приложением копий протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ и копий документов, подтверждающих стоимость приобретаемых СИЗ (счет либо договор на приобретение);
- копии протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ, оформленные по результатам аттестации рабочих мест (приложение N 6, приложение N 7, приложение N 8);
- копии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии средств индивидуальной защиты (действующие на момент приобретения СИЗ).
При обеспечении работников СИЗ в соответствии с предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ по результатам аттестации рабочих мест, следует руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. N 290н "Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты":
1. Предоставление работникам СИЗ осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест.
2. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от вредных и опасных факторов на рабочих местах. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя и основываются на результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. То есть, когда в плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанном по результатам аттестации, указано мероприятие по разработке норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, обуви и других СИЗ для работников конкретных профессий, работодатель разрабатывает локальный нормативный акт, в котором указывает, какими именно СИЗ, в каком количестве и на какой срок необходимо обеспечить работников определенных профессий. Страхователь, предоставляя в филиал локальный нормативный акт об обеспечении своих работников СИЗ, должен приложить к нему документ, подтверждающий, что данные нормы разработаны с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников). Кроме того, необходимо указать, чем конкретно СИЗ в самостоятельно разработанных нормах улучшают защиту работников от вредных воздействий и по сравнению с какими типовыми отраслевыми нормами.
3. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников) заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную или улучшенную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Страхователь, производящий замену СИЗ, должен представить документ (например, официальное письмо страхователя), в котором будет указано, для работников каких профессий производится замена СИЗ и по какой причине (с указанием СИЗ, которое подлежит замене (со ссылкой на N , дату и пункт типовых отраслевых норм), СИЗ, которое будет приобретено взамен, и в чем конкретно заключается улучшение защиты работников от вредных воздействий при данной замене. Обращаем внимание, что замена СИЗ, указанных в типовых отраслевых нормах может производиться только на СИЗ, обладающее аналогичной защитной функцией (например, халат можно заменить на костюм, халат х/б на халат из смесовых тканей и т.д.; недопустима замена, например, костюма х/б с кислотозащитной пропиткой на костюм х/б и т.д.). Если меняется срок использования СИЗ, данное изменение необходимо обосновать.
4. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условия или связанных с загрязнением. Приобретение и выдача работникам СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются.
2.5. Для рассмотрения вопроса об оплате стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, страхователю необходимо представить:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- копия заключительного акта врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров работающих на предприятии за предыдущий год с поименным указанием лиц, подлежащих направлению на санаторно-курортное лечение и профилем рекомендованного лечения (либо диагнозом заболевания);
- список работников, направляемых на санаторно-курортное лечение в соответствии с заключительным актом по результатам периодического медицинского осмотра, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте (приложение N 9, является неотъемлемой частью плана финансового обеспечения), в двух экземплярах;
- копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение на территории РФ (с приложением протоколов) - санатории, в которых предполагается санаторно-курортное лечение работников с признаками профессиональных заболеваний, должны иметь лицензии на осуществление санаторно-курортной помощи, содержащие предоставление медицинских услуг по профпатологии;
- копии документов, подтверждающих стоимость санаторно-курортного лечения (счет либо договор на приобретение);
- калькуляции стоимости путевок, составленные организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение.
Санаторно-курортному лечению подлежат работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которым рекомендовано такое лечение по результатам периодического медицинского осмотра в соответствии с заключительным актом медицинской комиссии. При выборе санаторно-курортного учреждения страхователю необходимо учитывать профиль рекомендованного работникам лечения (либо диагноз заболевания).
Финансируется приобретение путевок работникам в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, сроком пребывания 21 день. Продолжительность санаторно-курортного лечения определена Стандартами санаторно-курортной помощи, утвержденными Приказами Минздравсоцразвития России.
Поскольку посреднические услуги за счет средств Фонда не оплачиваются, цена путевки у посреднической организации не должна превышать цену путевки, установленной санаторно-курортной организацией.
2.6. Для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, страхователю необходимо представить:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) в 2012 году, с указанием профессии, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников (далее - список подлежащих медосмотрам);
- копия договора с медицинской организацией на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее - договор) с приложением калькуляции стоимости периодических медицинских осмотров (далее - калькуляция). Рекомендуемая форма калькуляции приведена в приложении N 10;
- копия лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
В договоре с медицинской организацией (или в приложении к нему) на проведение периодических медицинских осмотров в обязательном порядке должна содержаться информация о стоимости осмотра каждым специалистом и стоимости проведения каждого исследования. В случае если договор составлен больше, чем на один (2012) год, должно быть дополнительное соглашение, в котором будет оговорена стоимость периодических медосмотров, проводимых в 2012 году.
Общая стоимость периодических медосмотров на 2012 год, указанная в договоре или дополнительном соглашении, должна совпадать с общей стоимостью, указанной в калькуляции. Стоимость осмотра каждым специалистом и проведения исследований, указанная в калькуляции, должна совпадать со стоимостью, указанной в прейскуранте цен на оказание медицинских услуг (приложение к договору).
Страхователь вправе проводить за счет страховых взносов периодический медицинский осмотр либо всех работников, указанных в договоре (калькуляции), либо провести полный периодический медосмотр только части работников. В этом случае страхователь предоставляет список работников, которые будут проходить периодические медосмотры за счет страховых взносов (с указанием данных, содержащихся в рекомендуемой форме калькуляции). Данный список будет являться неотъемлемой частью плана финансового обеспечения и должен быть представлен в двух экземплярах.
Периодическим медицинским осмотром может считаться только медицинский осмотр, проведенный в строгом соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. N 302н (далее - Приказ N 302н). Работник должен быть осмотрен всеми врачами-специалистами и пройти все лабораторные и функциональные исследования, предусмотренные Приказом N 302н, в противном случае такой медосмотр не может считаться периодическим медицинским осмотром, и расходы на его проведение не могут быть возмещены за счет средств Фонда.
В случае внесения изменений страхователем в список работников, которые будут проходить периодические медицинские осмотры за счет страховых взносов, (например, в связи с увольнением работника) после согласования Региональным отделением плана финансового обеспечения, следует учитывать, что общая стоимость осмотра выбывшего из списка работника и работника, вновь включенного в список, может различаться. Во избежание разногласий рекомендуем страхователю, обратившемуся с просьбой внести изменения в согласованный план финансового обеспечения, предоставить список работников, которые исключены и которые вновь включены (с указанием информации, содержащейся в рекомендуемой форме калькуляции). Обращаем внимание, что вновь включенные работники должны быть перечислены в списке работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, согласованным с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с Приказом N 302н участие врача - терапевта, врача - психиатра и врача - нарколога при прохождении периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых. Обращаем внимание, что в состав врачебной комиссии включаются врач - профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология". То есть, все врачи-специалисты, участвующие в проведении периодического медосмотра, должны быть обучены по специальности "профпатология" и иметь соответствующие документы. Расходы на периодические медицинские осмотры, проведенные с нарушением данных требований, не возмещаются за счет средств Фонда.
2.7. Для рассмотрения вопроса об обеспечении работников лечебно-профилактическим питанием (далее - ЛПП), для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (далее - Перечень), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. N 46н (далее - Приказ), страхователю необходимо представить:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием профессий или должностей работников и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня;
- копия локального нормативного акта страхователя, устанавливающий номер рациона ЛПП;
- график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП;
- копии документов о фактически отработанном работниками, имеющими право на ЛПП, времени в особо вредных условиях труда;
- копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП на планируемый период;
- копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производится не в структурных подразделениях страхователя;
- копии документов, подтверждающих затраты работодателя на обеспечение работников ЛПП, в том числе недельные меню-раскладки, согласованные с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Финансовому обеспечению подлежит обеспечение работников ЛПП только в строгом соответствии с требованиями Приказа. Финансовое обеспечение питанием или отдельными продуктами питания (например, только молоком) с нарушением требований Приказа не предусмотрено.
Наименование профессий и должностей работников должно соответствовать наименованиям профессий и должностей, указанных в Перечне производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение ЛПП в связи с особо вредными условиями труда, приведенном в приложении 1 к Приказу.
Приготовление и выдача лечебно-профилактического питания производятся в строгом соответствии с утвержденными Приказом рационами лечебно-профилактического питания и правилами бесплатной выдачи ЛПП. В соответствии с перечнем продуктов, предусмотренных рационами лечебно-профилактического питания, составляются недельные меню-раскладки на каждый рабочий день и картотека блюд, утверждаемые в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.8. Для рассмотрения вопроса о приобретении страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры), страхователю необходимо представить:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- копия приказа страхователя об организации и проведении предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников;
- копию лицензии страхователя на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников или копию договора с организацией, оказывающей услуги по проведению предсменных (предрейсовых) осмотров работников, с приложением лицензии данной организации на право осуществления указанного вида деятельности;
- копии счетов на оплату приобретаемых алкотестеров или алкометров;
При рассмотрении вопроса о выделении средств на приобретение страхователями алкотестеров рекомендуем пользоваться Письмом Минздравсоцразвития России от 20.12.2006 г. N 6840-ВС "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения водителей транспортных средств", а именно Перечнем зарегистрированных индикаторов алкогольных паров зарубежного и отечественного производства.
В случае проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров сторонней организацией, в договоре, заключенном между ней и страхователем, должны быть прописаны условия проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, в том числе использование алкотестеров (алкометров) заказчика. Кроме того, в договоре (либо приложении к договору) должно быть прописано количество медицинских осмотров с использованием алкотестеров (алкометров), которые будут проводиться в 2012 году.
2.9. Для рассмотрения вопроса о приобретении страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые автомобильные перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов), страхователю необходимо представить:
- заявление (приложение N 1);
- план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году (приложение N 2), составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда с указанием суммы финансового обеспечения, в двух экземплярах;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Если проведение данного мероприятия в 2012 году обусловлено коллективным договором, соглашением по охране труда между работодателем и представительным органом работников, то необходимо представить их копии (выписки из соответствующих документов);
- копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских или грузовых перевозок;
- перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, с указанием государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении заявленным транспортным средством последнего технического осмотра;
- копии паспортов транспортных средств;
- копия свидетельства о регистрации транспортного средства в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- копии счетов на оплату приобретенных тахографов.
Обращаем внимание, что нормативными правовыми актами Российской Федерации регламентировано использование тахографов только на грузовых автомобилях и автобусах, осуществляющих междугородные и международные перевозки:
1. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";
2. Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 г. N 86 "Об утверждении правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации" (далее - Правила использования тахографов).
В соответствии с Правилами использования тахографов, тахографы, применяемые в Российской Федерации на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для международных и междугородных перевозок, должны иметь выданный Госстандартом России сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Российской Федерации, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо.
Одним из документов, который в обязательном порядке должен быть представлен страхователем, является план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации на 2012 год, составленный по результатам аттестации рабочих мест. Поскольку аттестация рабочих мест проводится не реже одного раза в пять лет, план мероприятий может быть 3 видов:
1. Если аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденном Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12 - по форме приложения N 11;
2. Если аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с "Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 г. N 569 - по форме приложения N 12;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 8"
3. Если аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с "Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н - по форме приложения N 13
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 8"
В плане мероприятий, составленном по результатам аттестации рабочих мест либо на основании других документов, должен быть указан срок выполнения выбранного мероприятия, не выходящий за пределы 2012 года.
Копии документов, указанных в п. 2 настоящих Методических рекомендаций, должны быть заверены в порядке, установленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 г. N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан": верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью, на копии указывается дата ее выдачи.
При приеме от страхователя заявления и документов по финансовому обеспечению предупредительных мер следует руководствоваться пунктом 2 Правил, согласно которому финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году. При этом следует контролировать расходы страхователя на обеспечение по указанному виду страхования и начисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний так, чтобы сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер, не превышала сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за год в целом.
3. Порядок представления документов
3.1. Страхователь представляет документы (в соответствии с п. 2 настоящей методики) в филиал регионального отделения по месту регистрации до 01 августа 2012 года (последний день приема филиалом заявления и прилагающихся документов 31 июля 2012 года).
3.2. Филиал Регионального отделения производит расчет планируемой суммы финансового обеспечения в 2012 году. Расчет планируемой суммы финансового обеспечения производится в подсистеме "Профилактика" ЕИИС "Соцстрах".
Обращаем внимание, что при расчете планируемой суммы должны быть учтены как расходы страхователя, произведенные до 01.07.2011 г., так и расходы страхователя за 2011год, произведенные Региональным отделением в рамках "пилотного" проекта.
3.3. К пакету документов прикладываются заверенные в установленном порядке:
- копии расчетных ведомостей страхователя по форме 4-ФСС РФ (титульный лист и III раздел расчетной ведомости) за 2011 год и расчет по страховым взносам на первое число месяца 2012 года, в котором представлены документы на рассмотрение;
- справка о выплатах, произведенных после 01.07.2011 г. филиалом в рамках пилотного проекта (приложение N 14).
3.4. К пакету документов необходимо приложить копии платежных поручений страхователя (либо заверенную филиалом распечатку платежей страхователей из подсистемы "Форма 4" ЕИИС "Соцстрах"), если на момент подачи документов страхователем погашена просроченная задолженность по состоянию на первое число месяца, в котором представлены документы.
3.5. В соответствии с письмом Фонда социального страхования РФ от 06.04.2011 г. N 14-03-11/07-3060 к пакету документов прилагаются аналитические справки о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за 2010 г. и 2011 г. В них филиал указывает количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших в 2010 (2011) году у данного страхователя с разбивкой по степени тяжести, коэффициент частоты страховых случаев, объемы средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2010 (2011) году и перечень мероприятий, на которые были направлены указанные средства.
Коэффициент частоты (количество страховых случаев на тысячу работающих) рассчитывается следующим образом:
Кч = (количество страховых случаев за 2010 (2011) г. / среднесписочная численность работающих за 2010 (2011) г.) х 1000
Рекомендуемая форма аналитических справок приведена в приложении N 15 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.6. В соответствии с письмом Фонда социального страхования РФ от 06.04.2011 г. N 14-03-11/07-3060 филиалу следует обсудить со страхователем мероприятия по охране труда, входящие в план финансового обеспечения предупредительных мер в 2012 году, с целью их оптимального выбора. Указанные разъяснения филиалом оформляются в виде письма в адрес страхователя, копия которого направляется в региональное отделение вместе с пакетом документов (по страхователям, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 6000,0 тыс. рублей аналитические справки и рекомендации предоставляются в электронном виде в формате Word).
3.7. Аналитические справки и письмо в адрес страхователя, указанные в п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций могут быть составлены и доведены до страхователя как при обращении последнего в филиал с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, так и заранее.
3.8. Пакет документов, представленных страхователем и оформленных филиалом, направляется филиалом для согласования в региональное отделение с сопроводительным письмом не позднее следующего за приемом документов рабочего дня (последний день регистрации региональным отделением сопроводительного письма филиала - 1 августа 2012 года).
3.9. При представлении страхователем неполного комплекта документов заявление не принимается филиалом к рассмотрению.
3.10. В случае получения отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер, страхователь вправе повторно, но не позднее 31 июля 2012 г., обратиться с заявлением в филиал по месту своей регистрации, с приложением полного комплекта документов.
4. Порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер
4.1. Основанием для направления страхователем страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер является приказ директора филиала регионального отделения. Приказ издается по согласованию с региональным отделением и формируется в подсистеме "Профилактика" ЕИИС "Соцстрах".
4.2. Решение о направлении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер по страхователям, у которых начисленные страховые взносы в 2011 году составили 6 и более млн. рублей, принимается по согласованию с Фондом социального страхования РФ. Комплекты документов страхователей, подлежащие согласованию с Фондом, предоставляются в региональное отделение в двух экземплярах.
4.3. Согласованный региональным отделением план финансового обеспечения возвращается в филиал для издания приказа о финансовом обеспечении предупредительных мер. Согласно п. 6 Правил решение о финансовом обеспечении предупредительных мер оформляется приказом директора филиала не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от страхователя полного комплекта документов.
4.4. Приказ о финансовом обеспечении предупредительных мер в трехдневный срок с даты его издания направляется страхователю.
4.5. Решение филиала или регионального отделения об отказе в финансовом обеспечении (с указанием причин отказа) в трехдневный срок с даты его принятия направляется страхователю.
4.6. При наличии просроченной задолженности на момент подачи заявления филиал самостоятельно принимает решение об отказе в финансовом обеспечении и сообщает об этом страхователю с указанием причины отказа.
4.7. Изменение и корректировка плана финансового обеспечения (а также внесение изменений в список лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в перечень профессий и должностей работников организации, которых необходимо обеспечить средствами индивидуальной защиты и в список работников, которые будут проходить периодические медицинские осмотры за счет страховых взносов), в пределах согласованной суммы, допускается только по согласованию с региональным отделением не позднее последнего рабочего дня отчетного квартала.
5. Учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер
5.1. В сроки, установленные для представления расчета по страховым взносам, страхователь направляет в филиал Отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников по форме приложения N 16.
5.2. Филиал осуществляет контроль за использованием страхователем средств на финансовое обеспечение предупредительных мер и обобщает представленную информацию. Информация о принятых решениях о направлении средств на финансовое обеспечение в 2012 году предупредительных мер предоставляется в отдел организации страхования профессиональных рисков регионального отделения в срок до 14.09.2012 г. по форме приложения N 17 на бумажном носителе и в электронном виде. Указанная информация формируется с помощью подсистемы "Профилактика" ЕИИС "Соцстрах". Сводный отчет по итогам работы по финансовому обеспечению предупредительных мер предоставляется в отдел организации страхования профессиональных рисков регионального отделения в срок до 14.01.2013 г. по форме приложения N 18 на бумажном носителе и в электронном виде.
6. Заключительные положения
6.1. Расходы, произведенные страхователем в нарушение решения исполнительного органа Фонда, а также не подтвержденные документально, не подлежат возмещению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены методические рекомендации по финансированию в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников.
Средства выделяются в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС России на текущий финансовый год.
Расходы финансируют страхователи за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд в этом году. Объем - не более 20% взносов за 2011 г. за вычетом произведенных в нем расходов страхователя на выплату обеспечения по ОСС.
В частности, для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда страхователю необходимо предоставить следующие документы. Это заявление, копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятии, копия уведомления о включении аттестующей организации в реестр юрлиц, оказывающих услуги в области охраны труда, и другие документы. Формы приводятся.
Документы направляются в региональное отделение Фонда до 1 августа 2012 г.
В случае получения отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь вправе повторно подать заявление, но не позднее 31 июля 2012 г.
Решение о направлении средств страхователям, у которых начисленные страховые взносы в 2011 г. составили 6 млн руб. и более, принимается региональным отделением по согласованию с ФСС России.
Страхователи отчитываются об использовании выделенных средств. Форма отчета приводится.
Методические рекомендации ФСС РФ от 22 мая 2012 г. "О финансовом обеспечении в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был