Приложение
к приказу Федеральной миграционной службы
от 14 мая 2012 г. N 166
Административный регламент
предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
С изменениями и дополнениями от:
15 ноября 2013 г., 18 ноября 2015 г.
I. Общие положения
Предмет регулирования административного регламента
1. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом*(1), устанавливает сроки и последовательность административных процедур, требования к порядку их выполнения при осуществлении государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы*(2) представительствами и представителями ФМС России за рубежом*(3) и территориальными органами ФМС России*(4).
Заявители
2. Государственная услуга предоставляется соотечественникам*(5):
постоянно проживающим за рубежом и обратившимся в загранаппарат ФМС России;
постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации и обратившимся в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации, реализующем соответствующую региональную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом*(6);
получившим временное убежище в Российской Федерации и обратившимся в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги.
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
3. Информация о местах нахождения, графике работы, контактных телефонах (телефонах для справок) ФМС России, загранаппарата ФМС России и территориальных органов содержится в информационно-телекоммуникационной сети Интернет*(7) на официальном сайте ФМС России (www.fms.gov.ru) и официальных сайтах ее территориальных органов*(8), в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"*(9), а также размещается на информационных стендах в помещениях загранаппарата ФМС России и территориальных органов и в официальных информационных материалах о Государственной программе (официальном информационном пакете о Государственной программе, брошюрах, буклетах, памятках и других печатных изданиях).
Информация о месте нахождения ФМС России, загранаппарата ФМС России и территориальных органов, а также сведения об их справочных телефонах, адресах интернет-сайтов ФМС России и электронной почты содержатся в приложении N 1 к Административному регламенту.
4. В загранаппарате ФМС России прием соотечественников, постоянно проживающих за рубежом*(10), осуществляется в течение рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка.
5. В территориальных органах устанавливается следующий график приема соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации*(11) либо получивших временное убежище в Российской Федерации:
понедельник - четверг:
|
с 09.00 до 18.00, обеденный перерыв с 13.00 до 13.45;
|
пятница:
|
с 09.00 до 16.45, обеденный перерыв с 13.00 до 13.45;
|
суббота - воскресенье:
|
выходной.
|
С учетом интересов соотечественников, проживающих в Российской Федерации либо получивших временное убежище в Российской Федерации, временных и климатических условий, а также особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации допускается изменение начальником территориального органа часов приема, но при этом прием должен быть организован таким образом, чтобы избежать образование очередей.
6. Прием соотечественников при обращении в загранаппарат ФМС России или территориальный орган может осуществляться по предварительной записи по телефону, электронной почте или посредством Единого портала. При предварительной записи соотечественник сообщает свои данные, предмет обращения и желаемое время представления документов.
Предварительная запись соотечественников осуществляется путем внесения информации в книгу предварительной записи посетителей, которая ведется на бумажных или электронных носителях.
7. Информация по вопросам оказания государственной услуги предоставляется соотечественникам:
при личном обращении в загранаппарат ФМС России или территориальные органы;
с использованием средств телефонной связи (в том числе с помощью автоинформирования) и электронной почты;
посредством размещения на интернет-сайтах ФМС России и Едином портале;
с использованием средств массовой информации, а также официальных информационных материалов о Государственной программе.
8. Загранаппарат ФМС России при наличии технической возможности организовывает информирование соотечественников, проживающих за рубежом, по вопросам предоставления государственной услуги с использованием видеоконференцсвязи с территориальными органами, участвующими в предоставлении государственной услуги, и уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за реализацию соответствующей региональной программы переселения*(12).
9. Информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается в местах, предназначенных для ожидания, которые оборудуются информационными стендами с информацией о Государственной программе, а также обеспечиваются информационными материалами о Государственной программе, предназначенными для бесплатного распространения.
При наличии технической возможности в местах, предназначенных для ожидания, предоставляется возможность доступа к информационным системам, содержащим сведения о Государственной программе (Единому порталу, информационному порталу МИД России (www.ruvek.ru) и интернет-сайтам ФМС России, в том числе информационному порталу www.aiss.gov.ru, созданному в целях оценки уровня обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий, выявления возможности трудоустройства в субъектах Российской Федерации, оказания социальной поддержки, переобучения и повышения квалификации, а также жилищного обустройства).
10. Сведения, размещаемые на информационных стендах, а также на интернет-сайтах ФМС России и Едином портале, должны включать в себя:
содержание Государственной программы, в том числе условия переселения;
текст Административного регламента с приложениями и/или извлечения из него, дающие представление о сроках и последовательности действий по оказанию государственной услуги;
перечень субъектов Российской Федерации, реализующих соответствующую региональную программу переселения;
сведения о местах нахождения, графике (режиме) работы, номерах телефонов, интернет-адресах и/или электронной почты загранаппарата ФМС России и территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги;
перечень заявителей;
блок-схему предоставления государственной услуги (приложение N 2 к Административному регламенту);
перечень документов, необходимых для получения свидетельства участника Государственной программы;
образцы заполнения заявления об участии в Государственной программе*(13) и заявления о замене свидетельства участника Государственной программы;
сроки рассмотрения документов, оформления и выдачи свидетельства участника Государственной программы.
11. В случае письменного обращения соотечественника, в том числе с использованием сети Интернет, необходимая информация о государственной услуге предоставляется в течение 30 календарных дней с даты регистрации такого обращения в ФМС России, загранаппарате ФМС России или территориальном органе.
12. При ответах на телефонные звонки и устные обращения, поступившие в ФМС России, территориальный орган или загранаппарат ФМС России, уполномоченные федеральные государственные гражданские служащие или сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированные к ФМС России*(14), подробно и в вежливой форме дают ответы на вопросы обратившихся лиц. Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании подразделения ФМС России, в которое позвонил соотечественник, фамилии, имени и отчестве сотрудника, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут.
13. Информация общего характера (о месте нахождения загранаппарата ФМС России и территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, графике их работы, адресах интернет-сайтов ФМС России) может предоставляться в круглосуточном режиме с использованием средств автоинформирования.
14. Лицу, обратившемуся в загранаппарат ФМС России или в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, за углубленным разъяснением содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностях, предоставляется подробная информация, предусмотренная пунктом 10 Административного регламента, а также информация:
об основаниях для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и основаниях отказа в предоставлении государственной услуги;
о правах и обязательствах участников Государственной программы и членов их семей;
о территориях вселения, в которых для потенциальных участников Государственной программы имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда;
о возможностях приема, трудоустройства и жилищного обустройства в территориях вселения, в том числе информация о мерах социальной поддержки и размерах предоставляемых государственных гарантий;
о возможностях получения (продолжения) общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования, а также профессионального обучения и дополнительного образования;
о возможностях ведения предпринимательской деятельности и о мерах ее государственной поддержки в Российской Федерации, о программах поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, реализуемых в субъектах Российской Федерации.
Данная информация, а также информация об обстоятельствах, являющихся основанием для замены свидетельства участника Государственной программы, размещается на информационном стенде в помещении загранаппарата ФМС России и территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги.
15. Разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей осуществляется сотрудником загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, в форме устной беседы либо в письменной форме (в том числе при обращении посредством электронной почты). При проведении разъяснительной работы о содержании Государственной программы используются официальные информационные материалы.
При необходимости соотечественнику оказывается содействие в выборе оптимального варианта переселения и консультирование по вопросам, связанным с участием в Государственной программе.
Максимальный срок выполнения действий по разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностях в форме устной беседы при личном обращении соотечественника составляет 25 минут.
16. Загранаппарат ФМС России и территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, осуществляют учет соотечественников, обратившихся за разъяснением содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностях.
17. Сведения о ходе предоставления государственной услуги сообщаются соотечественнику сотрудниками загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в оказании государственной услуги. Соотечественник, подавший документы, необходимые для оказания государственной услуги, имеет право на получение информации о ходе предоставления государственной услуги по телефону, электронной почте или посредством личного посещения в приемные часы загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
18. Наименование государственной услуги - оформление, выдача и замена свидетельства участника Государственной программы.
Органы, предоставляющие государственную услугу
19. Государственная услуга предоставляется:
загранаппаратом ФМС России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
территориальными органами, участвующими в предоставлении государственной услуги, в отношении соотечественников, проживающих в Российской Федерации либо получивших временное убежище в Российской Федерации.
Информирование о предоставлении государственной услуги осуществляется, в том числе центральным аппаратом ФМС России и территориальными органами.
20. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с:
органами внутренних дел Российской Федерации;
органами федеральной службы безопасности;
органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
соответствующим уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
21. При предоставлении государственной услуги загранаппарат ФМС России, территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, не вправе требовать от соотечественника осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Результат предоставления государственной услуги
22. Результатом предоставления государственной услуги является:
направление соотечественнику уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы;
выдача свидетельства участника Государственной программы;
замена свидетельства участника Государственной программы.
Сроки предоставления государственной услуги
23. Направление соотечественнику уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы или о согласовании кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подачи заявления в загранаппарат ФМС России или территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги.
24. Оформление свидетельства участника Государственной программы осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня подачи в загранаппарат ФМС России или территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов.
25. Замена свидетельства участника Государственной программы осуществляется в течение 14 календарных дней со дня подачи в загранаппарат ФМС России или территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соответствующего заявления владельцем свидетельства участника Государственной программы.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
26. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"*(15);
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(16);
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(17);
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(18);
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"*(19);
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"*(20);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"*(21);
Абзац девятый утратил силу;
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"*(22);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 817 "О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"*(23);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 403 "Об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию"*(24);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 528 "Об утверждении Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 817"*(25);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия"*(26);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов"*(27);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)"*(28);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи"*(29);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы"*(30);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 196-р об утверждении формы заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом*(31);
приказом ФМС России от 2 августа 2007 г. N 164 "Об утверждении Порядка направления информации при реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"*(32) (в редакции приказов ФМС России от 4 апреля 2008 г. N 82*(33), от 20 августа 2010 г. N 256*(34), от 12 сентября 2013 г. N 379*(35)).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги
28. Заявление заполняется разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета, либо с использованием пишущих машин или средств электронно-вычислительной техники, без помарок и исправлений.
29. При подаче заявления в загранаппарат ФМС России соотечественник, проживающий за рубежом, одновременно представляет копии документов:
удостоверяющих личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление, с предъявлением оригиналов этих документов;
о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление, с предъявлением оригиналов этих документов;
об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).
30. При подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, представляет копии документов, указанных в пункте 29 Административного регламента, а также копии документов, подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации. При этом соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, предъявляет оригиналы документов:
подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации;
удостоверяющих его личность;
о его семейном положении.
Соотечественник, получивший временное убежище в Российской Федерации и желающий принять участие в Государственной программе, при подаче заявления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, представляет копии документов, указанных в пункте 29 Административного регламента, а также копии свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителю и (или) членам его семьи с предъявлением оригиналов всех необходимых документов.
Соотечественнику, проживающему в Российской Федерации либо получившему временное убежище в Российской Федерации, обеспечивается возможность подачи заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме с использованием Единого портала. Особенности, связанные с приемом заявления и прилагаемых к ней документов в электронной форме, установлены пунктами 39 - 45 Административного регламента.
31. Копии документов, составленных на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы.
32. Оформленные на территории иностранных государств документы, копии которых представляются в загранаппарат ФМС России или территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
33. Заявление о замене свидетельства участника Государственной программы подается соотечественником в загранаппарат ФМС России или в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, по месту постановки на учет владельца свидетельства.
Заявление составляется в произвольной форме с обязательным указанием следующей информации:
фамилия, имя, отчество (при наличии) участника Государственной программы, обратившегося с заявлением о замене свидетельства участника Государственной программы;
обстоятельства, послужившие основанием для замены свидетельства участника Государственной программы, указанные в пункте 96 Административного регламента;
фамилии, имена, отчества (при наличии) членов семьи участника Государственной программы, подлежащих включению в свидетельство участника Государственной программы, с указанием степени родства;
адрес места жительства (места пребывания) участника Государственной программы.
34. Заявление о замене свидетельства участника Государственной программы заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств, на русском языке.
36. Вместе с заявлением о замене свидетельства участника Государственной программы соотечественник представляет:
копии документов, удостоверяющих личность соотечественника и личность членов его семьи, с предъявлением оригиналов этих документов;
2 фотографии соотечественника в черно-белом исполнении размером 35х45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.
37. Соотечественник несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в заявлении и заявлении о замене свидетельства участника Государственной программы.
38. При предоставлении государственной услуги запрещается требовать от соотечественника:
предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующие# отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу.
Соотечественник вправе предоставить указанные документы и информацию в загранаппарат ФМС России или территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, по собственной инициативе.
Особенности подачи заявления в электронном виде
39. Для направления заявления в форме электронного документа на Едином портале обеспечивается доступность заполнения заявления в электронной форме.
заявление в форме электронного документа формируется в виде файла в формате XML.
40. Сведения, содержащиеся в заявлении, подаваемом в форме электронного документа, должны соответствовать сведениям, содержащимся в заявлении.
41. При заполнении заявления в форме электронного документа соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, прикрепляет к нему электронные файлы, содержащие в себе цветные изображения документов, указанных в пункте 30 Административного регламента. Файлы, содержащие в себе цветные изображения документов, должны соответствовать форматам JPEG, TIFF либо PDF. Максимальный размер каждого прикрепленного файла не должен превышать 2 МБ.
42. Прикрепленные к заявлении электронные копии документов должны быть пригодными для прочтения, полностью и четко отражать внешний вид и содержание оригиналов документов, в том числе имеющиеся в них буквенные и цифровые надписи, изображения (фотографические, графические, табличные и иные), печати, подписи.
43. После подачи соотечественником, проживающим в Российской Федерации либо получившим временное убежище в Российской Федерации, заявления с использованием Единого портала осуществляется передача заявления посредством автоматизированной системы ФМС России в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги и указанный в заявлении.
44. При поступлении заявления в форме электронного документа сотрудник территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления, направляет соотечественнику, проживающему в Российской Федерации либо получившему временное убежище в Российской Федерации, электронное уведомление о приеме заявления либо о мотивированном отказе в приеме заявления. Электронное уведомление доступно для просмотра соотечественнику, проживающему в Российской Федерации либо получившему временное убежище в Российской Федерации, в соответствующем разделе личного кабинета на Едином портале.
45. При подаче заявления в форме электронного документа оригиналы документов, перечисленных в пункте 30 Административного регламента, предъявляются соотечественником, проживающим в Российской Федерации либо получившим временное убежище в Российской Федерации, при личном обращении в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме
46. Лицу, желающему принять участие в Государственной программе, отказывается в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае если данное лицо не является в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественником и не может быть признано соотечественником, проживающим за рубежом.
47. Основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов (в том числе поданных с использованием Единого портала), необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
нарушение требований к форме и/или содержанию заявления либо к содержанию заявления о замене свидетельства участника Государственной программы;
текст заявления или заявления о замене свидетельства участника Государственной программы не поддается прочтению;
отсутствие (либо непредъявление) какого-либо из документов, указанных в пунктах 29, 30, 33 или 36 Административного регламента;
представленные документы или фотографии не соответствуют требованиям, указанным в пунктах 28, 31-34, 36 или 41, 42 Административного регламента;
в представленных (в том числе в электронной форме) документах (или их копиях) отсутствуют необходимые печати, не имеется надлежащих подписей; тексты документов написаны не разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адрес их места жительства написаны не полностью; в документах имеются подчистки, приписки, зачеркивания и иные не оговоренные в них исправления; документы (либо электронные файлы их содержащие) имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.
Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
48. В оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае, если соотечественник и/или член его семьи, включенный в заявление:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания (при подаче заявления в территориальный орган ФМС России, участвующий в предоставлении государственной услуги);
9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе, участвующем в предоставлении государственной услуги, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.
10) не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.
Кроме указанных случаев, в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается в случае принятия в установленном порядке решения:
о нежелательности пребывания (проживания) соотечественника и/или члена его семьи, включенного в заявление, в Российской Федерации;
об административном выдворении соотечественника и/или члена его семьи, включенного в заявление, из Российской Федерации;
о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
50. Предоставление государственной услуги приостанавливается, в случае если при личном обращении в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, соотечественником, проживающим в Российской Федерации либо получившим временное убежище в Российской Федерации, выявлены ошибки или неточности принципиального характера в заявлении, поданном им ранее в форме электронного документа через Единый портал (пункт 94 Административного регламента).
Для возобновления государственной услуги соотечественнику, проживающему в Российской Федерации либо получившему временное убежище в Российской Федерации, необходимо повторно подать заявление в форме электронного документа или на бумажном носителе.
Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
51. Иные услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Плата за предоставление государственной услуги
52. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления либо заявления о замене свидетельства участника Государственной программы и при получении свидетельства участника Государственной программы
53. Время ожидания в очереди не должно превышать:
при подаче заявления, заявления о замене свидетельства участника Государственной программы и документов - 15 минут;
при получении свидетельства участника Государственной программы - 10 минут.
Срок и порядок регистрации заявления, в том числе заявления, поданного в форме электронного документа, и заявления о замене свидетельства участника Государственной программы
54. Максимальный срок действий, связанных с приемом заявления (в том числе заявления, поданного в форме электронного документа) и прилагаемых к нему документов, составляет 15 минут.
55. заявление (в том числе заявление, поданное в форме электронного документа) регистрируется в журнале учета заявлений (приложение N 4 к Административному регламенту). При этом для регистрации заявления (в том числе заявления, поданного в форме электронного документа) и начала процедуры его обработки сотрудником формируется его электронный вариант. Максимальный срок действий, связанных с формированием электронного варианта заявления, составляет 25 минут.
Регистрация заявления (в том числе заявления, поданного в форме электронного документа) и формирование его электронного варианта осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня приема заявления.
56. заявлении и его электронному варианту присваивается имя, имеющее следующее реквизиты: порядковый номер, фамилия и инициалы соотечественника.
57. Для регистрации заявления и его электронного варианта в загранаппарате ФМС России в журнал учета заявлений заносится следующая информация: имя заявления, номер электронного варианта заявления и дата его направления в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, дата получения электронного варианта заявления из территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги.
58. Для регистрации заявления и его электронного варианта в территориальном органе, участвующем в предоставлении государственной услуги, в журнал учета заявлений заносится следующая информация: имя заявления, номер электронного варианта заявления и дата его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, дата получения электронного варианта заявления из уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
59. При приеме заявления о замене свидетельства участника Государственной программы и прилагаемых к нему документов соотечественнику выдается справка о приеме заявления о замене свидетельства участника Государственной программы к рассмотрению с указанием срока его рассмотрения.
Максимальный срок действий, связанных с приемом заявления о замене свидетельства участника Государственной программы, составляет 10 минут.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к местам ожидания и приема соотечественников, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о предоставлении государственной услуги
60. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, предназначены для ознакомления соотечественников с информационно-справочными материалами о Государственной программе, оформления необходимых документов (заполнения заявления, заявления о замене свидетельства участника Государственной программы), ожидания.
При наличии технической возможности, помещения, в которых предоставляется государственная услуга, оборудуются электронной системой управления очередью.
Помещения для предоставления государственной услуги оборудуются информационными стендами, содержащими визуальную и текстовую информацию о Государственной программе и государственной услуге.
В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, предусматривается наличие мест ожидания и мест для заполнения документов.
Помещения для ожидания и приема соотечественников должны обеспечивать возможность реализации прав инвалидов на предоставление государственной услуги. Помещения оборудуются пандусами, лифтами (при необходимости), санитарно-техническими помещениями (доступными для инвалидов). Расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.
61. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.
Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для получателей государственной услуги и оптимальным условиям для работы сотрудников.
62. Места ожидания в очереди для подачи или получения документов оборудуются стульями, кресельными секциями, скамьями (бзаявленийками).
Места для заполнения документов оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками заявления.
63. Прием осуществляется в помещениях "зального" типа, при этом помещения разделяются на части с использованием перегородок в виде окон (киосков). При отсутствии такой возможности помещение для непосредственного взаимодействия сотрудников с соотечественниками может быть организовано в виде отдельных рабочих мест для каждого ведущего прием сотрудника.
Сотрудники загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бейджами) с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности либо настольными табличками аналогичного содержания.
64. Окна (кабинеты) приема соотечественников должны иметь информационные таблички (вывески) с указанием:
номера окна (кабинета);
фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности сотрудника;
часов приема и времени перерыва на обед, технического перерыва.
65. Каждое рабочее место должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным ресурсам, а также печатающим и сканирующим устройством.
При организации рабочих мест следует предусмотреть возможность беспрепятственного входа (выхода) сотрудников из помещения.
Показатели доступности и качества предоставления государственной услуги
66. Показателями доступности и качества предоставления государственной услуги являются:
взаимодействие соотечественника с сотрудниками загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, при оформлении свидетельства участника Государственной программы осуществляется 2 раза - при приеме заявления и прилагаемых к нему документов, а также при получении соотечественником свидетельства участника Государственной программы;
количество взаимодействий с сотрудниками территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, при подаче соотечественником, проживающим в Российской Федерации либо получившим временное убежище в Российской Федерации, заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме сокращается до 1 раза - при получении соотечественником свидетельства участника Государственной программы;
взаимодействие соотечественника с сотрудниками загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, при замене свидетельства участника Государственной программы осуществляется 2 раза - при подаче заявления о замене свидетельства участника Государственной программы и получении нового свидетельства участника Государственной программы;
взаимодействие соотечественника с сотрудниками загранаппарата ФМС России или территориального органа возможно при получении соотечественником информации о государственной услуге или при обращении в загранаппарат ФМС России или территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, за углубленным разъяснением содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностях;
разъяснение соотечественникам за рубежом условий переселения в рамках соответствующих региональных программ переселения, в том числе с использованием видеоконференцсвязи, устанавливаемой между загранаппаратом ФМС России и уполномоченными органами субъекта Российской Федерации, а также территориальными органами, участвующими в предоставлении государственной услуги;
наличие полной и исчерпывающей информации о предоставлении государственной услуги (в том числе о сроках предоставления государственной услуги и документах, необходимых для предоставления государственной услуги) на информационных стендах загранаппарата ФМС России и территориальных органов, интернет-сайтах ФМС России, на Едином портале, а также предоставление указанной информации по телефону сотрудниками загранаппарата ФМС России и территориальных органов;
возможность подачи заявления в форме электронного документа с помощью Единого портала;
наличие необходимого и достаточного количества сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги, а также помещений, в которых осуществляется прием от соотечественников заявлений, заявлений о замене свидетельства участника Государственной программы и необходимых документов, в целях соблюдения сроков предоставления государственной услуги, указанных в Административном регламенте;
возможность оформления свидетельства участника Государственной программы как за пределами Российской Федерации, так и на территории Российской Федерации.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
67. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
подготовка регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы (прием и согласование заявления);
оформление и выдача свидетельства участника Государственной программы;
особенности осуществления административных процедур по подготовке регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы и выдаче свидетельства участника Государственной программы в электронной форме;
замена свидетельства участника Государственной программы.
Подготовка регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы
68. Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача соотечественником заявления:
на бумажном носителе непосредственно в загранаппарат ФМС России или в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, с представлением всех необходимых копий документов и предъявлением соответствующих оригиналов документов (пункты 29, 30 Административного регламента);
в форме электронного документа с использованием Единого портала с представлением всех необходимых цветных копий документов (пункты 40 - 42 Административного регламента).
69. Соотечественник, проживающий за рубежом, подает заявление в загранаппарат ФМС России в государстве своего постоянного проживания.
Соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, подает заявление в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги.
70. При приеме заявления сотрудник:
удостоверяется, что лицо, подавшее заявление, является в соответствии с законодательством Российской Федерации соотечественником или может являться соотечественником за рубежом;
проверяет правильность заполнения заявления;
проверяет наличие документов, представляемых вместе с заявлением (пункты 29 или 30 Административного регламента);
сверяет предъявленные оригиналы документов с их копиями и в случае, если представленные копии документов не заверены в установленном порядке, выполняет на них надпись об их соответствии оригиналам документов и заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов;
удостоверяется, что представленные документы соответствуют требованиям, указанным в пунктах 28, 31, 32 Административного регламента;
удостоверяется, что в представленных документах (их копиях) имеются необходимые печати и надлежащие подписи; тексты документов написаны разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адреса их мест жительства написаны полностью; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; документы не имеют серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
осуществляет сверку данных, указанных соотечественником в заявлении, со сведениями, содержащимися в представленных документах.
71. В случае отказа в приеме заявления и прилагаемых к нему документов в связи с наличием оснований, указанных в пункте 47 Административного регламента, сотрудник информирует соотечественника об имеющихся недостатках и предлагает принять меры по их устранению.
При этом по согласованию с соотечественником назначается дата его повторного обращения и производится предварительная запись на прием.
72. В случае возникновения у соотечественника трудностей по заполнению заявления, сотрудник оказывает соотечественнику необходимую методическую помощь по вопросам, связанным с ее заполнением.
73. Сотрудник загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, принявший заявление заверяет подпись соотечественника, дату подачи заявления, а также удостоверяет факт надлежащего заполнения бланка заявления и представления необходимых документов путем проставления на заявлении своей фамилии, подписи и даты приема документов. К заявлении приобщаются копии документов, указанные в пунктах 29 или 30 Административного регламента.
На подпись сотрудника, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы, проставляется оттиск печати загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги.
74. Соотечественнику выдается справка о приеме заявления к рассмотрению с указанием даты приема и срока рассмотрения заявления (приложение N 6 к Административному регламенту).
75. Для регистрации заявления и начала процедуры обработки сотрудником формируется его электронный вариант. Порядок и сроки регистрация заявления и его электронного варианта в загранаппарате ФМС России или территориальном органе, участвующем в предоставлении государственной услуги, определены в пунктах 55 - 58 Административного регламента.
76. После регистрации заявления и формирования его электронного варианта сотрудник загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, обеспечивает направление его электронного варианта:
на рассмотрение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации;
для проверки внесенных в него сведений по учетам ФМС России;
для организации проверок по учетам МВД России;
для организации проверок по учетам ФСКН России;
для организации проверок по учетам ФСБ России.
Проверка по учетам ФМС России осуществляется территориальным органом ФМС России, участвующим в предоставлении государственной услуги, в течение 3 рабочих дней.
Проверки по заявлению по учетам МВД России, ФСКН России и ФСБ России осуществляются в срок, не превышающий 16 рабочих дней с момента поступления заявления в органы внутренних дел Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в органы федеральной службы безопасности.
Проверки по учетам МВД России, ФСКН России и ФСБ России при наличии технической возможности могут осуществляться сотрудниками территориальных органов ФМС России, участвующих в предоставлении государственной услуги, в форме направления электронных запросов и получения ответов на них посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалификационной электронной подписи.
Общий срок согласования заявления и проведение по нему проверок не должен превышать 20 рабочих дней. Срок давности проведенных по заявлении согласований и проверок не должен превышать 3 месяцев.
77. После получения в установленном порядке результатов проверок по учетам МВД России, ФСКН России, ФСБ России, ФМС России, а также информации уполномоченного органа субъекта Российской Федерации территориальным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги, принимается мотивированное решение о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы. О принятом решении соотечественник, проживающий за рубежом, уведомляется загранаппаратом ФМС России, а соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, - территориальным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги. При этом сроки направления такого уведомления не должны превышать сроков, указанных в пункте 23 Административного регламента.
В случае согласования кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения ему направляется уведомление (приложение N 5 к Административному регламенту) и соотечественник приглашается для получения свидетельства участника Государственной программы.
78. В случае несоответствия соотечественника условиям избранной им региональной программы переселения ему оказывается содействие в подборе иных вариантов переселения в рамках действующих региональных программ переселения.
Оформление и выдача свидетельства участника Государственной программы
79. Основанием для начала административной процедуры является принятие территориальным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги, решения о выдаче соотечественнику свидетельства участника Государственной программы.
85. При отсутствии препятствий для участия в Государственной программе свидетельство участника Государственной программы оформляется в максимально короткий срок, который не должен превышать срок, указанный в пункте 24 Административного регламента.
Свидетельство участника Государственной программы оформляется в виде документа на бумажном носителе. Образец бланка свидетельства участника Государственной программы утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 817.
86. Записи на страницах свидетельства участника Государственной программы производятся с помощью пригодных для этих целей печатающих устройств, а при их отсутствии - от руки, в соответствии с требованиями, установленными Правилами заполнения, замены, учета и хранения свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 817*(36).
Максимальный срок выполнения действий, связанных с заполнением свидетельства участника Государственной программы, составляет 15 минут.
87. Свидетельство участника Государственной программы подписывается:
в случае выдачи за пределами Российской Федерации - руководителем загранаппарата ФМС России за рубежом;
в случае выдачи на территории Российской Федерации - начальником территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, или его заместителем.
88. Свидетельство вручается участнику Государственной программы при личном посещении загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги.
О выдаче свидетельства участника Государственной программы делается запись в журнале учета поступления свидетельств участника Государственной программы и их выдачи гражданам по форме согласно приложению к Правилам.
Особенности осуществления административных процедур по подготовке регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы и выдаче свидетельства участника Государственной программы в электронной форме
89. Основанием для начала административной процедуры является подача соотечественником, проживающим в Российской Федерации либо получившим временное убежище в Российской Федерации, с использованием Единого портала заявления в форме электронного документа с прикреплением к нему файлов, содержащих в себе цветные изображения необходимых документов.
90. При приеме заявления, поданного в форме электронного документа, сотрудник территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги:
удостоверяется, что лицо, подавшее заявление, может являться в соответствии с законодательством Российской Федерации соотечественником или соотечественником за рубежом;
проверяет правильность заполнения заявления;
проверяет наличие в электронных файлах цветных копий документов, указанных в пункте 30 Административного регламента;
удостоверяется, что представленные электронные документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним пунктами 28, 31 и/или 32, а также 41 и 42 Административного регламента;
удостоверяется, что в представленных в электронной форме копиях документов имеются необходимые печати и надлежащие подписи; тексты документов написаны разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адреса их мест жительства написаны полностью; в документах нет (либо не видно) подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; документы (либо электронные файлы их содержащие) не имеют серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
осуществляет сверку сведений, указанных соотечественником в заявлении, со сведениями, указанными в представленных в электронной форме копиях документов.
91. В случае отказа в приеме заявления и прилагаемых к нему электронных документов в связи с наличием оснований, указанных в пункте 47 Административного регламента, сотрудник информирует соотечественника, проживающего в Российской Федерации либо получившего временное убежище в Российской Федерации, об имеющихся недостатках и предлагает принять меры по их устранению. Данная информация направляется в виде электронного сообщения в порядке и сроки, указанные в пункте 44 Административного регламента. При этом соотечественнику, проживающему в Российской Федерации либо получившему временное убежище в Российской Федерации, предлагается устранить выявленные недостатки и подать заявление в форме электронного документа с использованием Единого портала или лично в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги. Электронное сообщение об отказе в приеме заявления должно содержать информацию о причинах такого отказа со ссылкой на пункт Административного регламента.
92. Заявление, поданное в форме электронного документа, распечатывается в 2-х экземплярах, и сотрудник территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, заполняет реквизиты "Должность и Ф.И.О. (полностью) сотрудника, принявшего документы, служебный телефон", "Дата приема документов" и "Подпись сотрудника, принявшего заявление".
В поле, предназначенном для подписи соотечественника, проживающего в Российской Федерации либо получившего временное убежище в Российской Федерации, производится запись "Заявление принято в форме электронного документа". На проверки, указанные в пункте 76 Административного регламента, заявление, поданное в форме электронного документа, направляется с данной пометкой.
93. Регистрация заявления, поданного в форме электронного документа, и формирование его электронного варианта осуществляется в порядке и сроки, указанные в пунктах 55, 56 и 58 Административного регламента.
94. При личном обращении соотечественника, проживающего в Российской Федерации либо получившего временное убежище в Российской Федерации, в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, он проверяет правильность заполнения заявления, поступившего в форме электронного документа, и проставляет подпись в специально отведенном поле на бумажном носителе.
При этом сотрудник сверяет предъявленные соотечественником, проживающим в Российской Федерации либо получившим временное убежище в Российской Федерации, оригиналы документов с их копиями, представленными в форме электронных документов.
Проведение сверки и заверение подписи заявителя удостоверяется путем проставления на заявлении фамилии, инициалов и подписи сотрудника, осуществляющего сверку, а также оттиска печати территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги.
В случае выявления ошибок или неточностей в заявлении или разночтений между оригиналами документов и их копиями, поступившими в электронной форме, данное заявление списывается в дело, а соотечественнику предлагается устранить недочеты и повторно подать заявление.
94.1. При отсутствии препятствий для участия в Государственной программе и обстоятельств, указанных в пункте 94 Административного регламента, свидетельство участника Государственной программы оформляется и выдается соотечественнику, проживающему в Российской Федерации либо получившему временное убежище в Российской Федерации, в день его обращения в территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги.
Замена свидетельства участника Государственной программы
95. Основанием для начала административной процедуры является обращение соотечественника с заявлением о замене свидетельства участника Государственной программы*(37).
96. Заявление о замене свидетельства подается соотечественником в загранаппарат ФМС России или территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги, по месту учета владельца свидетельства участника Государственной программы, при наступлении одного из следующих обстоятельств:
изменение фамилии, имени, отчества владельца свидетельства участника Государственной программы;
установление неточностей или ошибок в произведенных отметках и записях;
непригодность свидетельства участника Государственной программы для пользования;
утрата свидетельства участника Государственной программы;
утрата членом (членами) семьи участника Государственной программы статуса члена (членов) семьи участника Государственной программы.
97. Соотечественник вместе с заявлением о замене свидетельства предоставляет документы, указанные в пункте 36 Административного регламента.
98. При приеме заявления о замене свидетельства сотрудник загранаппарата ФМС России или территориального органа ФМС России, участвующего в предоставлении государственной услуги, убеждается в отсутствии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в пункте 47 Административного регламента.
При наличии оснований для отказа в приеме заявления о замене свидетельства сотрудник загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, указывает на имеющиеся недостатки и предлагает соотечественнику устранить их.
99. При приеме заявления о замене свидетельства соотечественнику выдается справка с указанием срока рассмотрения заявления о замене свидетельства (приложение N 6 к Административному регламенту).
100. Новое свидетельство участника Государственной программы выдается на основании оформленного в письменной форме решения руководителя загранаппарата ФМС России или территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, по месту учета владельца свидетельства участника Государственной программы.
В данном решении должны быть изложены причины и обстоятельства, повлекшие необходимость замены свидетельства участника Государственной программы.
В случае выдачи нового свидетельства в связи с его заменой срок действия ранее выданного свидетельства не продлевается.
Сведения о замене свидетельства участника Государственной программы вносятся в журнал учета поступления свидетельств участника Государственной программы и их выдачи гражданам по форме согласно приложению к Правилам.
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением сотрудниками положений Административного регламента, а также принятием ими решений
101. Текущий контроль за соблюдением порядка предоставления государственной услуги, установленного настоящим Административным регламентом, а также законностью и обоснованностью принятия решений сотрудниками при организации работы по оформлению и выдаче (замене) свидетельства участника Государственной программы осуществляется ФМС России, загранаппаратом ФМС России и территориальными органами, участвующими в предоставлении государственной услуги.
Для текущего контроля используются сведения, содержащиеся в электронной базе данных, служебных документах ФМС России, журнале учета заявлений, журнале учета поступления свидетельств и их выдачи гражданам, а также письменной информации сотрудников, осуществляющих административные процедуры, связанные с предоставлением государственной услуги.
О случаях и причинах нарушения сроков и порядка выполнения административных процедур ответственные за их осуществление сотрудники незамедлительно информируют своих непосредственных руководителей, а также осуществляют срочные меры по устранению нарушений.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
102. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав соотечественников, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения соотечественников, содержащих жалобы на действие (бездействие) сотрудников ФМС России, загранаппарата ФМС России, территориальных органов.
Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на плановой основе или по поручению руководителя ФМС России.
При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению соотечественника.
103. Проверка соответствия полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии с правовыми актами ФМС России.
104. В случае выявления нарушений прав соотечественников по результатам проведенных проверок в отношении виновных лиц принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность сотрудников ФМС России, загранаппарата ФМС России, территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемое) ими в ходе предоставления государственной услуги
105. Сотрудник, уполномоченный на осуществление приема документов, несет персональную ответственность за полноту и правильность их оформления, сохранность принятых документов, порядок и сроки их приема.
106. Сотрудник, ответственный за организацию процедуры подготовки регистрации соотечественника к участию в Государственной программе, несет персональную ответственность:
за достоверность сведений, вносимых в электронный вариант заявления;
за своевременность и качество проводимых проверок по заявлении;
за соответствие результатов рассмотрения заявления требованиям законодательства Российской Федерации и Административного регламента;
за соблюдение порядка рассмотрения и согласования заявления.
107. Сотрудник, уполномоченный на выдачу (замену) свидетельства участника Государственной программы, несет персональную ответственность за соблюдение порядка его выдачи (замены).
108. Сотрудник, уполномоченный на предоставление информации о государственной услуге или на осуществление углубленного разъяснения содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностях, несет персональную ответственность за полноту и достоверность представленной информации. В случае предоставления информации о Государственной программе и государственной услуге в письменной форме, сотрудник также несет персональную ответственность за соблюдение срока и порядка предоставления информации.
109. Сотрудник, осуществляющий предоставление государственной услуги, несет ответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования информации, содержащей персональные данные соотечественника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник при обработке персональных данных соотечественников обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от несанкционированного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
110. Персональная ответственность сотрудников загранаппарата ФМС России и территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, закрепляется в их должностных инструкциях (регламентах) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
111. Ответственность за нарушение установленного Административным регламентом порядка оформления и выдачи свидетельства участника Государственной программы наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам общественного контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны соотечественников и их объединений
112. Соотечественники, их объединения и организации в случае выявления фактов нарушения порядка предоставления государственной услуги, или ненадлежащего исполнения Административного регламента вправе обратиться с жалобой в ФМС России.
Жалоба может быть представлена на личном приеме, направлена почтовым отправлением или в электронной форме с использованием сети Интернет.
113. Соотечественники, их объединения и организации вправе представлять в ФМС России, загранаппарат ФМС России, территориальные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги, рекомендации и предложения по оптимизации предоставления государственной услуги.
114. Общественный контроль за предоставлением государственной услуги включает в себя организацию и проведение совместных мероприятий (конгрессов, конференций, "круглых" столов) соотечественников, их объединений и организаций и представителей федеральных органов власти, задействованных в работе по реализации Государственной программы, в том числе сотрудников ФМС России, загранаппарата ФМС России, территориальных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги. Рекомендации и предложения по вопросам предоставления государственной услуги, выработанные в ходе проведения конгрессов, конференций, "круглых" столов, учитываются ФМС России, загранаппаратом ФМС России, территориальными органами, участвующими в предоставлении государственной услуги, в дальнейшей работе по реализации Государственной программы и предоставлению государственной услуги.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц ФМС России, сотрудников загранаппарата ФМС России и территориальных органов
115. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействия) и решения должностных лиц ФМС России, сотрудников загранаппарата ФМС России и территориальных органов, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги. Соотечественник или иные лица могут обратиться с жалобой на такие действия (бездействие) или решения, что является основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования.
Рассмотрение жалоб соотечественников и иных лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом соотечественники или иные лица могут обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации заявления или заявления о замене свидетельства участника Государственной программы;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование у соотечественника документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме у соотечественника документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
затребование с соотечественника платы за предоставление государственной услуги;
отказ загранаппарата ФМС России, территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, либо соответствующих сотрудников в исправлении допущенных опечаток и ошибок в свидетельстве участника Государственной программы.
116. В досудебном порядке соотечественники и иные лица могут обжаловать действия (бездействие) сотрудников по подведомственности:
структурных подразделений территориального органа - начальнику территориального органа;
загранаппарата ФМС России и территориальных органов - в ФМС России;
ФМС России - руководителю ФМС России.
117. Соотечественник или иное лицо имеет право подать жалобу в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в ФМС России, загранаппарат ФМС России или территориальный орган.
118. Жалоба может быть направлена по почте, через Единый портал, интернет-сайты ФМС России, а также может быть принята в ходе личного приема, осуществляемого сотрудниками ФМС России, загранаппарата ФМС России и территориальных органов.
119. При обращении соотечественника или иного лица с письменной жалобой срок рассмотрения такой жалобы не должен превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа загранаппарата ФМС России, территориального органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, соответствующего сотрудника в приеме документов у соотечественника или в исправлении допущенных опечаток и ошибок в свидетельстве участника Государственной программы - в течение 5 рабочих дней со дня регистрации жалобы. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, срок рассмотрении жалобы сокращается.
120. Жалоба соотечественника или иного лица в письменной форме должна содержать следующую информацию:
наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства обратившегося лица, контактный телефон, почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ либо уведомление о переадресации обращения;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу;
доводы, на основании которых обратившееся лицо не согласно с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу. Обратившимся с жалобой лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
121. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления сотрудники, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
122. По результатам рассмотрения жалобы сотрудником ФМС России либо ее территориального органа принимается решение об удовлетворении требований обратившегося лица либо об отказе в его удовлетворении.
Удовлетворение жалобы может в том числе осуществляться в следующих формах:
отмены принятого загранаппаратом ФМС России, территориальным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги, либо соответствующим сотрудником решения;
исправления допущенных загранаппаратом ФМС России либо территориальным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги, опечаток и ошибок в выданном свидетельстве участника Государственной программы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, обратившемуся лицу в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
______________________________
*(1) Далее - "Административный регламент", "Государственная программа" соответственно.
*(2) Далее - "государственная услуга".
*(3) Далее - "загранаппарат ФМС России".
*(4) Далее - "территориальные органы".
*(5) Статья 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670; 2002, N 22, ст. 2031; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3740; 2010, N 30, ст. 4010; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036).
*(6) Далее - "территориальный орган, участвующий в предоставлении государственной услуги", "региональная программа" соответственно.
*(7) Далее - "сеть Интернет".
*(8) Далее - "интернет-сайты ФМС России".
*(9) Далее - "Единый портал".
*(10) Далее - "соотечественник, проживающий за рубежом".
*(11) Далее - "соотечественник, проживающий в Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации".
*(12) Далее - "уполномоченный орган субъекта Российской Федерации".
*(13) Далее - "заявление".
*(14) Далее - "сотрудники".
*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670; 2002, N 22, ст. 2031; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3740; 2010, N 30, ст. 4010; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036.
*(16) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30, ст. 3583, 3616; N 49, ст. 5735, 5748; 2009, N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52, ст. 6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, 28, 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 50, ст. 7339; ст. 7340; 7342; 2012, ст. N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6398; N 53, ст. 7597, 7628, 7646; 2013, N 23, ст. 2866, 2868; N 27 ст. 3477; N 30, ст. 4040, 4057; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6694; N 52, ст. 6954, 6955; 2014, N 16, ст. 1828; N 19, ст. 2311; N 49, ст. 6921; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 36, 57, 75, 77; N 21, ст. 2981, 2984; N 29, ст. 4339.
*(17) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26; ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, 2321; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6608, N 49, ст. 7043; 7061; N 50, ст. 7342; ст. 7352; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6396, 6397; N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7640, 7645; 2013, N 19, ст. 2309, 2310; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3461, 3470, 3477; N 30, ст. 4037, 4040, 4057; N 30, ст. 4081; N 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955, 7007; 2014, N 16, ст. 1828, 1830, 1831; N 19, ст. 2311, 2332; N 26, ст. 3370; N 30, ст. 4231, 4233; N 48, ст. 6638, 6659; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 61, 72; N 10, ст. 1426; N 14, ст. 2016; N 21, ст. 2984; N 27, ст. 3951, 3990, 3993; N 29, ст. 4339, 4356.
*(18) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206.
*(19) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217; 4243.
*(20) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390.
*(21) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, 6961, 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; 2015, N 1, ст. 67, 72; N 29, ст. 4342.
*(22) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820; 2009, N 11, ст. 1278; N 27, ст. 3341; 2010, N 3, ст. 275; 2012, N 38, ст. 5074; 2013, N 28, ст. 3816; 2014, N 14, ст. 1615; N 27, ст. 3754; N 30, ст. 4288; N 51, ст. 7417.
*(23) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 273; N 27, ст. 3290; 2010, N 30, ст. 4101; 2013, N 11, ст. 1130; 2014, N 33, ст. 4587; N 50, ст. 7096. Далее - "постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 817".
*(24) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3290; 2010, N 16, ст. 1925; N 43, ст. 5513; 2013, N 10, ст. 1040; N 11, ст. 1130; 2014, N 33, ст. 4587; N 43, ст. 5892.
*(25) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 30, ст. 4101; 2013, N 11, ст. 1130; N 12, ст. 1337; 2014, N 50, ст. 7096.
*(26) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503; N 49, ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303; N 42, ст. 5746; N 48, ст. 6862, 6876; N 50, ст. 7113.
*(27) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4479.
*(28) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5807; 2014, N 50, ст. 7113; 2015, N 1, ст. 283; N 8, ст. 1175.
*(29) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 8, ст. 1027.
*(30) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 30, ст. 4276; 2013, N 9, ст. 954; N 29, ст. 3967; N 31, ст. 4225; N 45, ст. 5822; N 52, ст. 7189; 2014, N 46, ст. 6367; N 50, ст. 7101; 2015, N 2, ст. 491; N 9, ст. 1342; N 45, ст. 6267.
*(31) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 853; 2014, N 43, ст. 5935; 2015, N 6, ст. 971.
*(32) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2007 г., регистрационный N 9983.
*(33) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2008 г., регистрационный N 11572.
*(34) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18413.
*(35) "Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный N 30222.
*(36) Далее - "Правила".
*(37) Далее - "заявление о замене свидетельства".