Решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N АКПИ12-688
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2012 г. N АПЛ12-526 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мухаметова К.Б. о признании частично недействующими абзаца второго пункта 10, подпункта 5 пункта 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, пунктов 14, 15.4 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаца второго пункта 10" имеется в виду "абзац второй подпункта 2 пункта 10"
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 1999 г., N 52, в "Российской газете" 31 декабря 1999 г.
Абзацем вторым подпункта 2 пункта 10 Правил установлено, что подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 Правил лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, представляет в Государственную инспекцию документ о прохождении обучения (за исключением лиц, получивших подготовку в индивидуальном порядке).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2000 г., регистрационный N 2349, утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
В силу пункта 14 Инструкции к сдаче экзаменов допускаются лица, желающие получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, при соблюдении условий, установленных в пунктах 10 и 11 Правил, и представлении документов, предусмотренных пунктом 16 Правил.
Согласно пункту 15.4 Инструкции при подготовке кандидата в водители в порядке, указанном во втором абзаце подпункта 2 пункта 10 Правил, документ о прохождении обучения не представляется.
Мухаметов К.Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 10 Правил в части, предусматривающей возможность прохождения самостоятельной подготовки водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В"; подпункта 5 пункта 16 Правил в части, устанавливающей, что лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившее подготовку в индивидуальном порядке, не представляет в Государственную инспекцию документ о прохождении обучения; пунктов 14, 15.4 Инструкции. Ссылается на то, что оспариваемые положения противоречат статьям 1, 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), поскольку не содержат требований прохождения самостоятельной подготовки в объеме соответствующих программ и не обязывают представлять в Государственную инспекцию сведения, подтверждающие прохождение такой подготовки, а также нарушают его права и права его близких, гарантирующие охрану жизни, здоровья и имущества, защиту прав и законных интересов, а также на защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, предусмотренных статьей 1 Закона о безопасности дорожного движения.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 5 мая 2012 г. N РД-П4-2643).
В судебном заседании Мухаметов К.Б. поддержал заявленные требования, просил об их удовлетворении.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Митрошин Д.В., Желтенков Д.Б., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не противоречат законодательству Российской Федерации, международному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 27 Закона о безопасности дорожного движения, предусматривающей, что порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации, и устанавливают порядок сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В целях реализации закрепленных Правилами порядка сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами положений и совершенствования экзаменационной деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации принята Инструкция, регламентирующая порядок организации работы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (далее - экзамены), оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
В силу статьи 27 Закона о безопасности дорожного движения право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 данного Закона (пункт 1), согласно которым граждане Российской Федерации, достигшие установленного данной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами (пункт 1 статьи 25).
Статьей 26 Закона о безопасности дорожного движения установлены основные требования по подготовке водителей транспортных средств, в соответствии с которыми допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории (пункт 1); допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ (пункт 2); типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 636 и предусматривают теоретическое и практическое обучение.
Главой 21 Правил дорожного движения установлено, что первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах, учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования данных Правил (пункты 21.1, 21.2).
Из приведенных правовых норм следует, что самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" допускается в объеме соответствующих программ, Правил дорожного движения и предусматривает практическое обучение только с обучающим.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии абзаца второго подпункта 2 пункта 10 Правил статье 26 Закона о безопасности дорожного движения по мотиву отсутствия в нем требования о прохождении самостоятельной подготовки водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ, поскольку данное требование следует из абзаца третьего данного подпункта пункта 10 Правил, в соответствии с которым подготовка водителей транспортных средств осуществляется на основе примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и федеральным органом управления Государственной инспекции.
Также несостоятельным является и довод заявителя о противоречии статье 26 Закона о безопасности дорожного движения подпункта 5 пункта 16 Правил и пункта 15.4 Инструкции по тем основаниям, что они исключают возможность представления в Государственную инспекцию документа о прохождении обучения самостоятельно, поскольку ни Закон о безопасности дорожного движения, ни Правила дорожного движения не содержат требований о представлении такого документа.
Помимо этого установленные разделами IV и V Правил порядок сдачи экзаменов и содержание экзаменов для кандидатов в водители обязательны как для лиц, прошедших подготовку или переподготовку в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, так и для лиц, прошедших подготовку в индивидуальном порядке у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, или самостоятельно.
По приведенным выше основаниям суд считает не противоречащими Закону о безопасности дорожного движения и положения пункта 14 Инструкции, а также несостоятельным утверждение заявителя о несоответствии оспариваемых норм Правил и Инструкции по основанию отсутствия регламентации порядка допуска к экзаменам лиц, прошедших самостоятельную подготовку, Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Мухаметова К.Б. о признании частично недействующими абзаца второго пункта 10, подпункта 5 пункта 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, пунктов 14, 15.4 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались положения, предусматривающие возможность самостоятельной подготовки для сдачи экзаменов на получение водительских прав.
Согласно этим нормам те, кто получил подготовку в индивидуальном порядке, не представляют в ГИБДД документ о прохождении обучения.
По мнению заявителя, подобный порядок противоречит закону.
Причина - данные нормы не требуют проходить самостоятельную подготовку в объеме соответствующих программ.
Также они не обязывают представлять в ГИБДД сведения, подтверждающие прохождение подобной подготовки. Этим нарушаются права заявителя и его близких на охрану жизни и здоровья.
ВС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусматривают, что самостоятельная подготовка водителей (для получения прав на категории "А" и "В") допускается в объеме соответствующих программ, ПДД.
При этом практическое обучение предусматривается только с обучающим.
Таким образом, подготовка всех водителей проводится на основе примерных программ, утвержденных уполномоченными органами власти.
Также несостоятелен довод о незаконности норм из-за того, что они исключают возможность представить документ о прохождении обучения самостоятельно.
Ни Закон о безопасности дорожного движения, ни ПДД не требуют представлять подобный документ.
Порядок сдачи экзаменов и их содержание обязательны как для лиц, прошедших подготовку или переподготовку в образовательных учреждениях, так и для тех, кто готовился в индивидуальном порядке у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, или самостоятельно.
Решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N АКПИ12-688
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2012 г. N АПЛ12-526 настоящее решение оставлено без изменения