Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова,. А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В .Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.А. Поповой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка М.А. Попова оспаривает конституционность положения части второй статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", закрепляющего право нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в случае их смерти на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 42, 45 и 46, а также статье 43 ГК Российской Федерации, поскольку не предоставляет нетрудоспособным членам семьи инвалида-чернобыльца, который признан безвестно отсутствующим, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое положение направлено на обеспечение права членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося воздействию радиации, посредством предоставления денежных компенсаций, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования (в том числе от трудовых пенсий по случаю потери кормильца, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаемых семьям граждан, признанных безвестно отсутствующими, на равных условиях с семьями умерших граждан).
При этом основанием для установления членам семьи инвалида-чернобыльца ежемесячных денежных компенсаций, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является смерть кормильца, пострадавшего вследствие радиационного воздействия (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П и от 7 июня 2011 года N 842-О-О).
Таким образом, нет оснований считать, что положением части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" нарушаются указанные в жалобе конституционные права заявительницы, муж которой - инвалид-чернобылец - был признан безвестно отсутствующим.
Проверка же соответствия оспариваемой нормы статье 43 ГК Российской Федерации, определяющей правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поповой Марии Афанасьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 1149-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поповой Марии Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав положением части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Текст Определения официально опубликован не был