Рекомендация Совета Европейского Союза 2009/C 296/02*(1) от 30 ноября 2009 г.
об окружающей среде, свободной от табачного дыма
Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества и, в частности, вторым подпараграфом Статьи 152(4),
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии,
После консультаций с Европейским парламентом*(2),
Основываясь на заключении Европейского Комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Статья 152 Договора предусматривает, что деятельность Сообщества, которая будет дополнять национальные политические курсы, будет направлена на улучшение здоровья в обществе, профилактику расстройств и заболеваний человека, а также на устранение источников опасности для здоровья человека.
(2) В соответствии со Статьей 137 Договора Сообщество должно поддерживать и дополнять деятельность государств-членов ЕС, inter alia, в области совершенствования, в частности, условий труда с целью защиты здоровья работников и обеспечения безопасности.
(3) Воздействие табачного дыма из окружающей среды (ETS), также называемого вторичным табачным дымом, является широко распространенным источником смертности, заболеваемости и инвалидности в Европейском Союзе.
(4) По скромным подсчетам в 2002 г. в Европейском Союзе в результате воздействия табачного дыма из окружающей среды умерли на рабочих местах 7300 взрослых, включая 2800 не курящих. В дальнейшем 72000 смертей взрослых людей, включая 16400 не курящих, были связаны с воздействием табачного дыма в домашних условиях.
(5) Воздействие вторичного табачного дыма является особенно опасным для детей и подростков, может увеличить вероятность того, что они начнут курить.
(6) Табачный дым из окружающей среды (ETS) был классифицирован Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и Международным Агентством по Изучению Рака как общеизвестный канцероген, а также как канцероген, представляющий опасность на рабочих местах при определенных видах работ, Финляндией и Германией.
(7) Все люди имеют право на высокий уровень защиты здоровья и должны быть защищены от воздействия табачного дыма.
(8) Ведение произвольных политик на национальном уровне доказало свою неэффективность в области сокращения воздействия табачного дыма. Надлежаще исполняемое и подвергаемое мониторингу законодательство, обязательное для государств-членов ЕС, является эффективным средством обеспечения адекватной защиты здоровья людей от рисков воздействия вторичного табачного дыма.
(9) Законодательство об окружающей среде, свободной от табачного дыма, становится более эффективным при поддержке такими мерами, как кампании по распространению сведений, поддержка отказа от употребления табака, строгие предупреждения о вреде здоровью на упаковке табачных изделий и другие предписания на табачной продукции.
(10) Гражданское общество играет важную роль при создании поддержки и обеспечении соблюдения законодательства об окружающей среде, свободной от табачного дыма.
(11) Политика защиты от табачного дыма должна иметь адекватные средства имплементации мультисекторального подхода к контролю над табаком.
(12) Существует необходимость в расширенном взаимодействии между государствами-членами ЕС с целью способствования обмену информацией и передовым опытом, а также развития стандартизированной системы мониторинга в ЕС.
(13) Резолюция Совета ЕС и Министров Здравоохранения государств-членов ЕС, встретившихся на заседании Совета ЕС 18 июля 1989 г., о запрете курения в местах, открытых для посещения общественности*(4), призвала государства-члены ЕС к принятию мер по запрещению курения в определенных закрытых помещениях, открытых для посещения общественности, а также к расширению запрета на курение на все виды общественного транспорта.
(14) Рекомендация Совета ЕС 2003/54/ЕС от 2 декабря 2002 г. о профилактике курения и об инициативах по улучшению контроля над табаком*(5) рекомендовала государствам-членам ЕС имплементировать законодательство и/или принять другие эффективные меры по обеспечению защиты от воздействия табачного дыма из окружающей среды на рабочих местах, закрытых общественных местах и в общественном транспорте.
(15) Директива Совета ЕС 89/391/ЕЭС от 12 июня 1989 г. о введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья работников,*(6) прямо не относится к табачному дыму, но охватывает все риски для здоровья и безопасности работников*(7).
(16) В своем Плане Действий в сфере охраны Окружающей среды и Здравоохранения (2004-2010)*(8) Европейская Комиссия приняла меры к "усилению работы по улучшению качества воздуха в помещениях", в частности, посредством "поощрения запрета курения на всех рабочих местах путем разработки правовых механизмов и инициатив по улучшению здравоохранения, как на уровне Европейского Союза, так и на уровне государств-членов ЕС".
(17) Консультации, инициированные в связи с выходом Зеленой Книги Европейской Комиссии "О Европе, свободной от табачного дыма: варианты действий на уровне ЕС"*(9) ("Зеленая Книга") усилили поддержку всесторонним курсам на борьбу с курением на всех закрытых рабочих местах, общественных местах, а также поддержку дальнейших действий ЕС по распространению в государствах-членах ЕС идеи окружающей среды, свободной от табачного дыма.
(18) Совет по Делам Трудоустройства, Социальной Политики, Здравоохранения и Потребителей провел обмен мнениями в отношении вариантов действий на уровне ЕС по вопросу защиты окружающей среды от табачного дыма 30 и 31 мая 2007 года. Он приветствовал положения Зеленой Книги и сделал акцент на необходимости создания в Сообществе руководства по дальнейшему продвижению идеи окружающей среды, свободной от табачного дыма на уровне ЕС, также как и на необходимости поддержки Сообществом национальных мер в этой сфере и их координации.
(19) Резолюция Европейского парламента от 24 октября 2007 г. о Зеленой Книге призвала государства-члены ЕС к принятию всестороннего законодательства в течение двух лет и предписала Европейской Комиссии составить соответствующее законодательное предложение к 2011 г. в случае неудовлетворительных результатов в этой работе. Она также призвала Европейскую Комиссию внести предложения о поправках в текущее рамочное законодательство с целью классификации табачного дыма из окружающей среды как канцерогена и наложения обязательства на работодателей по обеспечению защиты рабочих мест от табачного дыма.
(20) Рамочная Конвенция ВОЗ о Контроле над Табаком (FCTC) была подписана в июне 2003 г. всеми членами ВОЗ и на данный момент ратифицирована 167 сторонами, включая Сообщество и 26 государств-членов ЕС. Статья 8 этой Конвенции устанавливает юридическое обязательство для Участников принять и имплементировать в рамках действующей национальной юрисдикции в соответствии с национальным законодательством эффективные меры по защите населения от воздействия вторичного табачного дыма на всех закрытых рабочих местах, общественном транспорте и закрытых общественных местах и, при необходимости, в других общественных местах, а также активно продвигать на других юрисдикционных уровнях принятие и имплементацию этих мер.
(21) На Второй Конференции Участников FCTC в июле 2007 г. были утверждены руководства по защите от воздействия табачного дыма*(10) с целью оказания помощи Участникам в исполнении ими своих обязательств в соответствии со Статьей 8 Конвенции. Каждая сторона должна стремиться имплементировать рекомендации руководств в течение пяти лет с момента вступления в силу Конвенции для этого Участника.
(22) Статья 14 Рамочной Конвенции ВОЗ создает юридическое обязательство для ее Участников по развитию и распространению надлежащих, исчерпывающих и целостных руководств, основанных на научных доказательствах и передовом опыте, а также по принятию эффективных мер с целью продвижения идеи отказа от табака и должного лечения от табачной зависимости. Третья Конференция Участников Рамочной Конвенции ВОЗ приняла решение о создании рабочей группы по разработке руководств по имплементации этой Статьи.
(23) Европейская Стратегия по Контролю над Табаком, принятая в сентябре 2000 г. Региональным Комитетом ВОЗ по Европе, рекомендовала государствам-членам ЕС обеспечивать право граждан на окружающую среду, свободную от табачного дыма, inter alia, путем защиты от табачного дыма общественных мест, рабочих мест и общественного транспорта, запрета для несовершеннолетних курения на улице рядом с любыми учебными заведениями, во всех медицинских приемных и на общественных мероприятиях, равно как и путем причисления табачного дыма из окружающей среды к канцерогенам.
(24) Данная Рекомендация действует без ущерба законодательству Сообщества, устанавливающему минимальные требования к безопасности и защите здоровья работников, принятому в соответствии со Статьей 137 Договора, Директиве 2001/37/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 5 июня 2001 г. относительно сближения законодательных, регулятивных и административных положений Государств-членов ЕС в области производства, представлении на рынке и продажи табачной продукции*(11), а также Решению Европейской Комиссии 2003/641/ЕС от 5 сентября 2003 г. об использовании цветных фотографий или других иллюстраций в качестве предупреждений о вреде здоровью на упаковках табачных изделий*(12).
Рекомендует государствам-членам ЕС:
1. обеспечить эффективную защиту от воздействия табачного дыма на внутренних рабочих местах, внутренних общественных местах, общественном транспорте и, при необходимости, других общественных местах, как предусмотрено Статьей 8 Рамочной Конвенции ВОЗ о табачном контроле (FCTC), основанную на приложенных руководствах по защите от воздействия табачного дыма, принятых на Второй Конференции Участников FCTC, в течение пяти лет после вступления в силу FCTC для этого государства-члена ЕС или не позднее трех лет после принятия данной Рекомендации;
2. развивать и/или укреплять стратегии и меры по снижению воздействия вторичного табачного дыма на детей и подростков;
3. дополнять политики по защите от табачного дыма мерами поддержки, которые могут включать:
(a) принятие эффективных мер по содействию отказу от использования табака и адекватному лечению табачной зависимости, принимая во внимание национальные условия и приоритеты, как обозначено в Статье 14 FCTC; и
(b) введение комбинированных предупреждений, как определено Статьей 2(4) Решения Европейской Комиссии 2003/641/ЕС от 5 сентября 2003 г. об использовании цветных фотографий или других иллюстраций в качестве предупреждений о вреде здоровью на табачных упаковках*(13); и размещение информации об услугах, поддерживающих отказ от использования табака, на упаковках табачной продукции с целью улучшения информирования потребителей об угрозах здоровью при использовании табака и воздействии табачного дыма, а также поощрения отказа от использования табака и предотвращения начала курения;
4. разработать, имплементировать, периодически обновлять и пересматривать всеобъемлющие мультисекторальные стратегии табачного контроля, планы или программы, которые направлены, кроме всего прочего, на достижение защиты от табачного дыма во всех местах, доступных для общественности, или мест коллективного использования вне зависимости от права собственности или права доступа;
5. обеспечить необходимые средства имплементации национальных стратегий, политик и программ табачного контроля для обеспечения эффективной защиты от воздействия табачного дыма;
6. сообщить Европейской Комиссии, по возможности в течение шести месяцев после принятия данной Рекомендации, о центральных национальных пунктах табачного контроля с целью обмена информацией и наилучшим опытом, также как и методикой координации с другими государствами-членами ЕС;
7. тесно сотрудничать между собой и с Европейской Комиссией при создании согласованной структуры определений, контрольных точек и индикаторов имплементации данной Рекомендации;
8. отслеживать и оценивать эффективность политических мер с использованием вышеуказанных индикаторов;
9. информировать Европейскую Комиссию о законодательных и иных мерах, принятых в соответствии с требованиями данной Рекомендации, а также о результатах мониторинга и оценки,
призывает Европейскую комиссию:
1. отчитываться об имплементации, функционировании и влиянии предложенных мер на основе информации, предоставленной государствами-членами ЕС;
2. в условиях возможного пересмотра Директивы 2001/37/ЕС считать все меры, связанные с продукцией, направленными на снижение привлекательности табачных изделий и зависимости от них;
3. анализировать правовые аспекты и доказательную базу влияния менее привлекательной упаковки, в том числе на функционирование внутреннего рынка.
Совершено в Брюсселе 30 ноября 2009 г.
От имени Совета ЕС
Председатель
S.O. Littorin
_____________________________
*(1) Council Recommendation of 30 November 2009 on smoke-free environments (2009/C 296/02). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N С 296, 5.12. 2009, стр. 4.
*(2) Резолюция передана после необязательной консультации (еще не опубликована в Официальном Журнале).
*(3) Заключение от 5 ноября 2009 г. (еще не опубликовано в Официальном Журнале).
*(4) ОЖ N С 189, 26.7.1989, стр. 1.
*(5) ОЖ N L 22, 25.1.2003, стр. 31.
*(6) ОЖ N L 183, 29.6.1989, стр. 1.
*(7) Для примера, Дело C-49/00 Европейская Комиссия против Италии, [2001] ECR I-8575, параграфы 12-13.
*(8) Совет Министров (2004) 416, окончательный вариант.
*(9) Совет Министров (2007) 27, окончательный вариант.
*(10) FCTC/COP 2 (7) Руководства по защите от воздействия табачного дыма, разработанные рабочей группой, созванной в соответствии с решением FCTC/COP 1 (15) Конференции Участников Рамочной Конвенции ВОЗ по Контролю над Табаком.
*(11) ОЖ N L 194, 18.7.2001, стр. 26.
*(12) ОЖ N L 226, 10.9.2003, стр. 24.
*(13) См. сноску 12.
*(14) Возможно присутствие составляющих элементов табачного дыма в слишком низких количествах, чтобы была возможность их измерить. Внимание должно быть уделено вероятности того, что производители табачной продукции или гостиничного сектора могут попытаться использовать ограничения данного определения.
*(15) Публикация "Методические рекомендации ВОЗ: защита от воздействия вторичного табачного дыма" (Женева, Всемирная Организация Здравоохранения, 2007) содержит указания и ссылки на исследования по наблюдению, проведенные где-либо еще по всем этим показателям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Совета Европейского Союза 2009/C 296/02 от 30 ноября 2009 г. об окружающей среде, свободной от табачного дыма
Переводчик - Хичин А.Г.
Текст перевода официально опубликован не был; текст рекомендации на английском языке опубликован в Официальном Журнале N С 296, 5.12. 2009, стр. 4.