Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее на имя Президента Российской Федерации, по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию, в том числе в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Вместе с тем в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства, в связи с чем Департамент вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.
В соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Кроме того, Законом о банкротстве (п. 6 ст. 129) предусмотрены императивные нормы, предусматривающие особенности реализации объектов коммунальной инфраструктуры путем проведения конкурса с обязательством покупателя обеспечить надлежащее содержание и использование таких объектов в соответствии с целевым назначением, безопасную эксплуатацию объекта системы жизнеобеспечения, стабильное и бесперебойное предоставление жизненно важных услуг гражданам.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, то есть обеспечить баланс интересов последних.
Действия арбитражного управляющего в интересах кредиторов направлены на то, чтобы наиболее полно удовлетворить требования кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, путем достижения целей, определенных Законом для этих процедур.
К этим целям относят, в частности, в наблюдении - обеспечение сохранности имущества должника, в финансовом оздоровлении - погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, во внешнем управлении - восстановление платежеспособности должника, обеспечивающее полное погашение задолженности перед кредиторами, в конкурсном производстве - соразмерное удовлетворение требований кредиторов. (абзацы 13-16 статьи 2 Закона о банкротстве).
В своем постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абз. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева" Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что "в силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства".
Таким образом целью института несостоятельности является определение и обеспечение гарантированного баланса прав и законных интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства), с учетом интересов общества. При этом баланс интересов следует рассматривать как соотношение интересов субъектов, участвующих в процессе несостоятельности (банкротства), а не как установление их равновесия.
С учетом изложенного предложение о передаче в муниципальную собственность социально значимых объектов на основании решения суда в случае, если должником до момента продажи указанных значимых объектов в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве, будет допускаться ненадлежащее содержание и использование последних в соответствии с их целевым назначением представляется недостаточно обоснованным, так как это приведет к нарушению баланса интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства).
Заместитель директора |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2011 г. N Д06-5506 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был