Минэкономразвития России рассмотрело обращение ЗАО по вопросу, связанному с необходимостью предоставления оригиналов разрешений на добычу охотничьих ресурсов и талонов к ним при осуществлении экспортером экспорта косметической продукции российского производства, содержащей субстанцию медвежьего жира и желчи (далее - обращение) и сообщает.
Следует отметить, что вопросы, обозначенные в обращении, по существу не относятся к компетенции Минэкономразвития России в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2008 г. N 437 (далее - Положение).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "5 июня 2008 г."
При этом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, является Минпромторг России.
Кроме того, координацию и контроль за деятельностью Росприроднадзора осуществляет в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, Минприроды России.
Также обращаем внимание, что в соответствии с Положением Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации, в связи с чем, изложенная позиция не является обязательной для правоприменителя.
По существу вопросов, обозначенных в обращении, отмечаем следующее.
Как следует из Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон) требования Закона, а также принятых в соответствии с ним подзаконных актов распространяются не только на объекты животного мира и их части, но и на продукцию, полученную из них.
В частности, согласно статье 5 Закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относится установление порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и полученной из них продукции.
На основании указанной нормы Закона приказом Минприроды России от 27 февраля 2008 г. N 47 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию видов животных и растений, их частей или полученной из них продукции, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб (далее - Регламент).
Согласно пункту 6.1 Регламента для получения разрешения СИТЕС российские и иностранные юридические или физические лица представляют в Административный орган СИТЕС заявление, в котором, среди прочего, приводится описание образца (живые животные или растения, шкуры, черепа, чучела, тушки, рога, клыки, икра, образцы тканей, семена, клубни, корни, корневища, а также изделия, включая препараты медицинского и другого назначения, настойки, кремы, растительные экстракты и т.п.; для живых животных - пол и возраст, наличие идентификационных меток). К заявлению, в соответствии с пунктом 6.2 Регламента, прилагаются копия контракта между экспортером и импортером или иного договорного документа, подтверждающего намерения о совершении данного вывоза или ввоза, за исключением перевозки образцов животного и растительного происхождения, находящихся в личной собственности, а также документы, подтверждающие законность добывания. При этом документами, подтверждающими добывание, приобретение, распоряжение и владение образцом, согласно пункту 6.3 Регламента, могут являться, в частности, как разрешение на добывание объектов животного и растительного мира, так и талон к лицензии на отстрел (добывание), протокол охоты либо иное разрешение на добывание объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выданное соответствующим специально уполномоченным государственным органом или владельцем охотничьего хозяйства, а также товарный чек.
Следует отметить, что Регламентом не установлено разграничение применительно к лицам, в отношении которых осуществляется государственная функция, между лицами, осуществляющими ввоз или вывоз непосредственно животных/растений и их частей и лицами, ввозящими или вывозящими продукцию, полученную из них, а также между непосредственными производителями данной продукции и экспортерами. Таким образом, указанные требования Регламента применимы во всех данных случаях, в том числе и к экспортерам, которые, как следует из обращения, в рассматриваемом случае не являются непосредственными пользователями объектов животного мира (т.к. не осуществляют добычу медведей, из чьих жира и желчи осуществляется производство крема) и, соответственно, обладателями разрешений на добывание объектов животного мира и талонов к ним. Кроме того, в рассматриваемом случае экспортер в свою очередь является приобретателем готовой продукции, произведенной из объектов животного мира.
Вместе с тем, перечень, установленный пунктом 6.3 Регламента, является открытым и альтернативным, в связи с чем, товарный чек на приобретение соответствующих товаров, наряду с прочими указанными документами, может являться доказательством законности добывания, приобретения, распоряжения и владения образцом.
Следует обратить внимание, что согласно пункту 6.3 Регламента в целях соблюдения требований СИТЕС Административный орган СИТЕС в России может запрашивать дополнительную уточняющую информацию, касающуюся предстоящего вывоза (ввоза) объектов животного или растительного мира (сомнение в подлинности предоставленных документов и достоверности указанных в них данных).
Также обращаем внимание, что согласно пунктам 15.1, 15.2 и 15.7 Регламента действия и решения Росприроднадзора, принятые в рамках исполнения государственной функции, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации руководителю Росприроднадзора, в Минприроды России, а также в судебном порядке.
Директор |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 марта 2011 г. N Д05-593 "Об обращении ЗАО "Экспортфарм" по вопросу экспорта косметической продукции"
Текст письма официально опубликован не был