1. О порядке блокирования операций по счету участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе Оператором электронной площадки.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Организатором, Специализированной организацией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в не прекращении блокирования операций по счету Заявителя для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что блокирование операций по счету Заявителя для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе осуществляется Оператором электронной площадки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
18.11.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников размещения заказа. По результатам рассмотрения первых частей заявок 4 участника размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе, допущены к участию в Аукционе и признаны участниками Аукциона.
Согласно протоколу проведения Аукциона 3 участника Аукциона подавали предложения о цене контракта.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона 3 заявки на участие в Аукционе признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
По результатам проведения Аукциона заключены контракты.
Согласно части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме направляют оператору электронной площадки проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Согласно представленным на заседание Инспекции представителем Оператора электронной площадки документам и сведениям протокол подведения итогов Аукциона от 15.12.2011 размещен на сайте Оператора электронной площадки 15.12.2011.
Следовательно, регламентированный срок направления Оператору электронной площадки Заказчиком проекта контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, - 23:59 20.12.2011.
Однако в указанный срок Заказчик не направил Оператору электронной площадки проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, что нарушает часть 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.2 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов заказ признается размещенным со дня заключения контракта.
В соответствии с частью 17 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме всех участников открытого аукциона в электронной форме в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе.
На заседании Инспекции представитель Оператора электронной площадки пояснил, что в связи с ненаправлением в регламентированный срок Оператору электронной площадки Заказчиком проекта контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, размещение заказа в форме Аукциона не завершено, вследствие чего правовые основания для прекращения блокирования операций по счетам участников размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе у Оператора электронной площадки отсутствуют.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в не прекращении блокирования операций по счету Заявителя для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, соответствуют законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
Пунктом 8.8 информационной карты документации об Аукционе установлен срок оказания услуг в рамках исполнения государственных контрактов, заключаемых по результатам проведения Аукциона, с 21.01.2012 по 31.12.2012.
Следовательно, при дальнейшем продолжении процедуры размещения заказа в форме Аукциона, будут нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, так как документация об Аукционе содержит срок оказания услуг в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, не позволяющий в настоящее время осуществить оказания услуг в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, на условиях, установленных документацией об Аукционе.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 11.07.2012 г. по делу N П-366/12)
2. Об установлении допустимых требований к участникам размещения заказа, в частности, о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурсов N 1, 2.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями:
- Заказчика, выразившимися в установлении в конкурсных документациях требования к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса;
- Конкурсной комиссии, выразившимися в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсах N 1, 2.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурсов N 1, 2 Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частями 4 - 6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
27.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Конкурса N 1. Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе подано 5 (пять) заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 1 один участник размещения заказа допущен к участию в Конкурсе N 1 по лоту N 1 и признан участником данного конкурса. В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о размещении заказов указанный конкурс признан несостоявшимся, победитель определен. По результатам проведения Конкурса N 1 по лоту N 1 03.05.2012 между Заказчиком и победителем Конкурса N 1 заключен государственный контракт.
28.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Конкурса N 2 с начальной (максимальной) ценой государственного контракта.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 2 подано 4 (четыре) заявки на участие в Конкурсе N 2 по лоту N 3.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 2 два участника размещения заказа допущены к участию в Конкурсе N 2 по лоту N 3 и признаны участниками Конкурса N 2 по лоту N 3.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе N 2 определен победитель Конкурса. По результатам проведения Конкурса N 2 по лоту N 3 между Заказчиком и победителем Конкурса N 2 заключен государственный контракт.
Пунктом 7 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсных документаций установлено требование к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса.
Согласно пункту 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 3 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсных документаций предмет Конкурса N 1 по лоту N 1 определен как "НИОКР "Разработка технологии и организация производства биотехнологического жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства Этанерцепт, не производимого отечественными производителями и не защищенного патентами иностранных компаний на территории Российской Федерации" Шифр "1.3 Этанерцепт 2012""; предмет Конкурса N 2 по лоту N 3 определен как "НИОКР "Разработка технологии и организация производства синтетического жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства Ритонавир, не производимого отечественными производителями и не защищенного патентами иностранных компаний на территории Российской Федерации" Шифр "1.1 Ритонавир 2012"".
Пунктом 3 раздела III "Требования к техническим характеристикам работ" Конкурсных документаций установлено следующее содержание работ, подлежащих выполнению в рамках государственных контрактов:
- разработка состава и технологии производства лекарственного средства Этанерцепт в форме лиофилизата для приготовления раствора для подкожного введения, Ритонавир в форме капсул (далее - ЛП);
- разработка методов контроля качества ЛП;
- наработка и контроль качества образцов ЛП;
- доклиническое исследование ЛП;
- разработка документов для государственной регистрации ЛП в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, определен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Согласно пунктам 16, 47 указанного перечня к лицензируемым видам деятельности относятся производство лекарственных средств и фармацевтическая деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Положение о лицензировании производства лекарственных средств утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 684 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств".
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
Согласно статье 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению, в том числе, в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств для медицинского применения;
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
- перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
- изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Учитывая изложенное, разработка технологии и организация производства лекарственного средства, являющаяся предметом Конкурсов N 1, 2, не относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсных документациях требования к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса, нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе N 2 Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе N 2 по лоту N 3 на основании пункта 2 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов в связи с тем, что перечень разрешенных для производства лекарственных форм, содержащийся в лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств не содержит лекарственной формы, соответствующей форме капсулы.
Ввиду того, что установление Заказчиком в Конкурсной документации требования к участникам размещения заказов о наличии действующих лицензий на выполнение работ по предмету лота конкурса, а именно, лицензии на производство лекарственных средств с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота конкурса, нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе N 2 по лоту N 3, нарушают часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 11.07.2012 г. по делу N П-367/12)
3. О возможности блокирования электронной площадкой денежных средств участника размещения заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Оператора электронной площадки, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в том, что Оператором электронной площадки неправомерно осуществлено блокирование операций по счету участника размещения заказа для проведения операции по обеспечению участия в Аукционе в отношении денежных средств, внесенных в качестве обеспечение заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частями 4 - 6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
12.09.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, а также документацией об Аукционе дата и время окончания срока подачи заявок - 20.09.2011 в 09:00, дата окончания срока рассмотрения заявок - 23.09.2011, дата проведения Аукциона - 26.09.2011.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме поступили 4 заявки участников размещения заказа. По результатам рассмотрения первых частей заявок все участники размещения заказа допущены к участию в Аукционе.
Как следует из протокола проведения Аукциона Аукцион в соответствии с частью 21 статьи 41.10 Закона о размещении заказов признан несостоявшимся в связи с тем, что в ходе Аукциона не подано участниками размещения заказа ни одного предложения о цене контракта.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 41.10 Закона о размещении заказов, независимо от времени окончания открытого аукциона.
На заседании Инспекции представителем Оператора электронной площадки представил документы и сведения, что 19.09.2011 с 08:45 по 20.09.2011 до 18:00 электронная площадка подверглась DDoS-атаке, что явилось причиной отсутствия возможности у участников размещения заказа подачи заявок на участие в Аукционе 20.09.2011 в срок до 09:00. В целях обеспечения равного доступа участников размещения заказа подачи заявки на участие в Аукционе, Оператором электронной площадки продлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе до 18:00 21.09.2011, установлена новая дата и время Аукциона 28.09.2011 в 09:10. Вместе с тем, Оператором электронной площадки уведомление о продлении срока подачи заявок на участие в Аукционе размещено на сайте электронной площадке и направлено Заказчику 20.09.2011 в 19:33.
Как следует из протокола проведения Аукциона Аукцион в соответствии с частью 21 статьи 41.10 Закона о размещении заказов признан несостоявшимся в связи с тем, что в ходе Аукциона не подано ни одного предложения о цене контракта участниками размещения заказа.
На заседании Инспекции представитель Оператора электронной площадки пояснил, в связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся денежные средства участников размещения заказа в размере обеспечения заявок на участие в Аукционе Оператором заблокированы.
Между тем, решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере размещения заказов по делу от 26.09.2011 N К-2115/11 зафиксировано, что 19.09.2011 и 20.09.2011 в период проведения открытых аукционов в электронной форме Оператором электронной площадки не обеспечена непрерывность проведения открытых аукционов в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения аукционов в электронной форме, равного доступа участников аукционов в электронной форме к участию в таких аукционах в электронной форме.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в не обеспечении непрерывности проведения Аукциона, надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Аукциона, равного доступа участников Аукциона к участию в нем, являются нарушением части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Инспекции установлено, что согласно акту внеплановой проверки комиссии Мурманского УФАС России от 21.02.2012 N 06-06/12-02-798 действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона признаны соответствующими Закону о размещении заказов.
При этом, на заседании Инспекции представитель Оператора электронной площадки представил документы и пояснил, что 21.09.2011 в 18:13 Оператором электронной площадки направлены Заказчику, Уполномоченному органу для рассмотрения первые части заявок участников размещения заказа и в связи с DDoS-атакой осуществлено блокирование обеспечения заявок участников размещения заказа на участие в Аукционе.
Таким образом, причиной блокирования Оператором электронной площадки денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе явилась DDoS-атака на сайте электронной площадки.
Согласно пункту 2 части 5 раздела 1 Технического задания и пунктом 4.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен срок поставки товара не позднее 10.12.2011, что не позволяет в настоящее время поставить товар в рамках исполнения контракта на условиях, установленных документацией об Аукционе.
Таким образом, при дальнейшем продолжении процедуры Аукциона будут нарушены права и законные интересы участников размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4-6, пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423, Инспекция решила следующее.
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
3. В связи с тем, что материалы дела от 26.09.2011 N К-2115/11 по выявленному нарушению Оператором электронной площадки Закона о размещении заказов уже переданы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы данного дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
В связи с вынесенным решением Инспекция Федеральной антимонопольной службы по осуществлению внеплановых проверок предписывает:
1. Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки аннулировать открытый аукцион в электронной форме.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность Заказчику аннулировать торги в форме открытого аукциона в электронной форме.
3. Оператору электронной площадки прекратить осуществленное блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе в электронной форме участников размещения заказа, подавших заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
4. Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки в срок до 01.08.2012 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а так же по факсимильной связи.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 11.07.2012 г. по делу N П-364/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен августовский Обзор практики осуществления проверок в отношении действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Закона о госзакупках.
Оператор блокировал операции по счету участника размещения заказа в виде открытого аукциона в электронной форме в размере обеспечения заявки.
Уполномоченный орган в течение 5 дней со дня размещения на площадке протокола подведения итогов торгов должен был направить оператору проект контракта, но не сделал этого.
Заказ признается размещенным с даты заключения контракта. Блокирование операций по счету прекращается в течение 1 рабочего дня с этого момента.
В указанных условиях оператор прекратить блокирование не может.
Заказчик установил в конкурсной документации требование о наличии действующей лицензии на изготовление медикаментов с указанием разрешенных к производству лекарственных форм, соответствующих предмету лота.
Это является нарушением законодательства, т. к. разработка технологии и организация производства лекарств к лицензируемым видам деятельности не относятся.
Обзор практики проведения проверок в отношении действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.