1. В течение двух дней со дня поступления запроса участника размещения заказа о разъяснении положений документации об аукционе, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса на официальном сайте.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству филиала "Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова" в Сибирском региональном центре, г. Красноярск.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика в том числе: Заказчик в установленный Законом о размещении заказов срок не разместил на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) ответы на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе в электронной форме, направленные Заявителем.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в электронной форме, документацией об Аукционе в электронной форме:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 1 430 000 000 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона в электронной форме размещено 20.06.2012;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме (по местному времени) 06.07.2012 09:00;
4) дата проведения Аукциона в электронной форме 09.07.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Заявитель 14.06.2012 и 15.06.2012 направил запросы о разъяснении положений документации об Аукционе в электронной форме (Далее - Запросы).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что не разместил ответы на Запросы, в связи с техническими неполадками в работе программно-аппаратного комплекса Официального сайта 18.06.2012 и 19.06.2012.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии не представил доказательств того, что Официальный сайт 18.06.2012 и 19.06.2012 работал с техническими неполадками.
Таким образом, Заказчик в установленные Законом о размещении заказов сроки не разместил на Официальном сайте ответы на Запросы, направленные Заявителем, что нарушает часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия признать жалобу Заявителя обоснованной. Признать в действиях Заказчика в том числе нарушение части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику предписание. Передать материалы дела от 26.06.2012 N К-1189/12 по выявленному нарушению Закона о размещении заказов соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 26.06.2012 г. по делу N К-1089/12)
2. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта, при этом установленные конкурсной документацией подкритерии не могут создавать преимущественное условие отдельным участникам размещения заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение топографо-геодезических работ по обеспечению демаркации российско-литовской государственной границы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила в том числе следующее:
29.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 49 918 270 рублей.
На участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников размещения заказа. При этом 1 участник размещения заказа по результатам рассмотрения заявок не допущен к участию в Конкурсе.
В соответствии с подпунктом 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен "Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 (далее - Постановление), в котором предусмотрены виды критериев, из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 5.1 "Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе и принятия решения о признании участника Конкурса победителем" раздела 1.3 "Общие условия проведения Конкурса" Конкурсной документации оценка заявок производится, в том числе, на основании критерия "качество работ и квалификация участника". По критерию "качество работ и квалификация участника" устанавливается, в том числе, показатель "наличие в составе российской делегации по демаркации российско-литовской государственной границы представителя участника Конкурса".
Установление указанного подкритерия не позволяет оценить квалификацию участника размещения заказа и создает преимущественное условие отдельным участникам размещения заказа.
Применение указанного подкритерия не соответствует части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, является нарушением части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия, в том числе решила признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов. Передать материалы дела от 16.04.2012 N К-615/12 соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 16.04.2012 г. по делу N К-615/12)
3. Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, оператор электронной площадки, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы документацию о торгах со всеми изменениями, заявки на участие в торгах, все протоколы торгов, а так же аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии, Оператора электронной площадки при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе неправомерным отказом Аукционной комиссией в допуске Заявителя к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
В связи с тем, что Заказчик, Уполномоченный орган на заседание Комиссии не явились, пояснения в отношении доводов рассматриваемой жалобы Заявителя не представлены.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила, что на Официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 115 981 300 рублей.
Согласно указанному извещению, а также документации о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.05.2012 14:00, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 05.06.2012, дата проведения Аукциона - 08.06.2012.
На участие в Аукционе подано 7 заявок от участников размещения заказа. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе 1 участник размещения заказа допущен к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
Согласно части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, оператор электронной площадки, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки не представлены документы, предусмотренные частью 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов, в том числе первые части заявок на участие в Аукционе от участников размещения заказа, что нарушает положения части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что довод Заявителя о неправомерном отказе Аукционной комиссии в допуске Заявителю к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе рассмотрен ранее Комиссией Ставропольского УФАС России при вынесении решения от 14.06.2012 N РЗ-356-2012, при этом Ставропольским УФАС России проведена внеплановая проверка Аукциона в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
По результатам рассмотрения указанного довода Заявителя, отказ в допуске Заявителю к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Комиссией Ставропольского УФАС России признан соответствующим законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
В связи с тем, что Комиссией Ставропольского УФАС России по рассматриваемому вопросу принято решение ранее, довод Заявителя Комиссией не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила, в том числе признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.06.2012 N К-1127/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 18.06.2012 г. по делу N К-1127/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре практики рассмотрения жалоб при проведении торгов в силу Закона о госзакупках обращено внимание на следующее.
Любой аккредитованный участник размещения заказа вправе направить на адрес электронной площадки, где планируется провести открытый аукцион в электронной форме, запрос о разъяснении положений аукционной документации.
По общему правилу в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки названного запроса заказчик (уполномоченный орган, специализированная организация) размещает разъяснение на официальном сайте.
Заказчик не опубликовал ответы на представленные запросы, обосновав это техническими неполадками в работе программно-аппаратного комплекса сайта. Однако доказательств сбоев он не представил. Таким образом, заказчиком нарушены требования Закона о размещении заказов.
Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе, чтобы выявить лучшие условия исполнения контракта. При этом в конкурсной документации нельзя устанавливать подкритерии, которые не позволяют оценить квалификацию участника размещения заказа и создают преимущественные условия отдельным лицам.
Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, оператор электронной площадки, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу следующее. Это документация о торгах (вместе с изменениями), извещение о проведении запроса котировок, заявки на участие в таковых, все протоколы, аудио-, видеозаписи и иные материалы, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника на электронной площадке. В противном случае нарушается Закон о госзакупках.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.