Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2012 г. N 03-02-08/65 Об истребовании налоговым органом документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2012 г. N 03-02-08/65

 

Вопрос: МФНС проводит камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу УСН за 2011 год (по почте получила уведомление о вызове налогоплательщика) и предлагает предоставить мне (ИП) копии всех первичных документов за 2011 год. Это накладные на отгрузку и ттн (их 300 шт., каждая накладная по 3 листа минимум) и договоры с покупателями (их 150). Наш режим налогообложения УСН - доходы 6%. И предоставление такого количества документов объясняется тем, что в 2011 г. наш доход за год составил 53 млн. руб., так как мы близки к порогу 60 млн. дохода в год, мы у них "на особом контроле" и обязаны предоставлять всю первичку. У налоговой есть наша выписка движений по банку, полученная с банка со всеми суммами и назначениями платежа, нареканий нет. Зачем я должна делать копии всех документов? Налоги платим вовремя и немалые, в среднем по 1 млн. в квартал.

Скажите, насколько правомерны действия налоговой и могу ли я отказаться предоставлять копии первичной документации?

 

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об истребовании налоговым органом документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, и сообщается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 7 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 346.23 Кодекса. Форма указанной налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н. Главой 26.2 Кодекса обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено.

Пунктами 3 и 4 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой 19 Кодекса.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Рассмотрен вопрос об истребовании налоговым органом документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки.

В силу НК РФ упомянутая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других материалов о деятельности такового, которые есть у налогового органа.

При проведении проверки налоговый орган по общему правилу не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Одно из исключений - представление таковых вместе с налоговой декларацией предусмотрено НК РФ.

Последний не обязывает налогоплательщика вместе с налоговой декларацией по налогу, уплачиваемому в рамках УСН, подавать первичные учетные документы.

Налогоплательщика уведомляют в случае, если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями в представленных им документах либо несоответствия его данных тем, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе налогового контроля. При этом налогоплательщик должен подать в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок (противоречий), вправе дополнительно подать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных налоговой декларации (расчета).

Если налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, то оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Данная позиция Президиума ВАС РФ отражена в постановлении от 11.11.2008 N 7307/08.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2012 г. N 03-02-08/65


Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 7-13 августа 2012 г. N 28