Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Соглашению о взаимном признании
электронных подписей
от 18 октября 2011 г. N ИМ-П13-17872/01-69/44
Порядок
разрешения конфликтных ситуаций, связанных с применением ЭП при межведомственном электронном взаимодействии
1. Общие положения
1.1. Возникновение конфликтных ситуаций может быть связано с формированием, доставкой, получением, подтверждением получения электронных документов, а также использованием в данных документах ЭП. Конфликтные ситуации могут возникать в следующих случаях:
не подтверждение подлинности защищенных электронных документов средствами проверки ЭП получателя;
оспаривание факта идентификации владельца ЭП, подписавшего электронный документ;
заявление отправителя или получателя электронного документа об его искажении;
оспаривание факта отправления и (или) получения электронного документа;
оспаривания времени отправления и (или) получения электронного документа;
иные случаи возникновения конфликтных ситуаций.
1.2. Конфликтные ситуации разрешаются (урегулируются) Участниками Соглашения (далее Стороны) в рабочем порядке и/или по итогам работы Экспертной комиссии, создаваемой Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
2. Уведомление о конфликтной ситуации
2.1. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих, по мнению одной из Сторон, о возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, данная Сторона (далее - Сторона-инициатор) незамедлительно извещает другую заинтересованную Сторону, а также Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о возможном возникновении и/или наличии конфликтной ситуации, обстоятельствах, свидетельствующих о ее возникновении или наличии, а также ее предполагаемых причинах.
2.2. Сторона, которой было направлено извещение о конфликтной ситуации и участвующая в ее разрешении (далее - Сторона-ответчик), обязана не позднее чем в течение следующего рабочего дня проверить наличие указанных в извещении обстоятельств, и, по необходимости, принять меры по разрешению конфликтной ситуации со своей стороны.
2.3. В тот же срок Сторона-ответчик извещает доступными способами Сторону-инициатора, а также Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о результатах проверки и, при необходимости, о мерах, принятых для разрешения конфликтной ситуации.
3. Разрешение конфликтной ситуации в рабочем порядке
3.1. Конфликтная ситуация признается разрешенной в рабочем порядке в случае, если Сторона-инициатор удовлетворена информацией, полученной в извещениях Стороны-ответчика, и не имеет к ней претензий в связи с конфликтной ситуацией.
3.2. В случае, если конфликтная ситуация не была разрешена в рабочем порядке (Сторона-инициатор не удовлетворена информацией, полученной от Стороны-ответчика), Сторона-инициатор должна не позднее чем в течение трех рабочих дней после возникновения конфликтной ситуации направить уведомление о конфликтной ситуации (далее - Уведомление) в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации через СМЭВ.
3.3. Уведомление должно содержать информацию о предмете и существе конфликтной ситуации, обстоятельствах, по мнению Стороны-инициатора, свидетельствующих о наличии конфликтной ситуации, возможных причинах и последствиях ее возникновения.
3.4. Уведомление должно содержать информацию с указанием фамилий, имен, отчеств, должностей и контактной информации должностных лиц Стороны-инициатора, уполномоченных в разрешении конфликтной ситуации.
3.5. Уведомление составляется в виде электронного документа и подписывается уполномоченным должностным лицом Стороны-инициатора. При этом факт доставки Уведомления должен быть подтвержден.
4. Порядок создания и работы Экспертной комиссии Минкомсвязи России
4.1. Не позднее чем на третий рабочий день после получения Уведомления, конфликтная ситуация должна быть передана на рассмотрение Экспертной комиссии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
4.2. Экспертная комиссия формируется на основании приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В приказе также определяется состав Экспертной комиссии.
4.3. Для рассмотрения конфликтной ситуации устанавливается пятидневный срок работы Экспертной комиссии. В исключительных случаях срок работы Экспертной комиссии по согласованию со Сторонами может быть дополнительно продлен не более чем на десять дней.
4.4. В состав Экспертной комиссии могут быть включены уполномоченные лица Сторон, участвующих в разрешении конфликтной ситуации.
4.5. В состав Экспертной комиссии назначаются представители структурных подразделений информационно-технического обеспечения и обеспечения информационной безопасности, а также представители структурных подразделений - исполнителей электронного документа.
4.6. В состав Экспертной комиссии должен входить уполномоченный представитель доверенного УЦ.
4.7. К работе Экспертной комиссии для проведения технической экспертизы могут привлекаться независимые эксперты, в том числе представители поставщиков средств защиты информации.
4.8. Лица, входящие в состав Экспертной комиссии, должны обладать необходимыми знаниями и опытом работы в области подготовки и исполнения электронных документов, построения и функционирования Системы доверенных УЦ, организации и обеспечения информационной безопасности при обмене электронными документами, должны иметь соответствующий допуск к необходимым для проведения работы Экспертной комиссии документальным материалам и программно-техническим средствам.
4.9. При участии в Экспертной комиссии представителей сторонних органов и организаций их право представлять соответствующие органы и организации должно подтверждаться официальным документом (доверенностью, предписанием, копией приказа или распоряжения).
4.10. Экспертная комиссия имеет право:
получать доступ к необходимым для проведения ее работы документальным материалам Сторон, на бумажных и электронных носителях;
проводить ознакомление с условиями и порядком подготовки, формирования, обработки, доставки, исполнения, хранения и учета электронных документов;
проводить ознакомление с условиями и порядком эксплуатации Сторонами программно-технических средств обмена электронными документами;
проводить ознакомление с условиями и порядком изготовления, использования и хранения Сторонами ключевой информации, а также иной конфиденциальной информации и ее носителей, необходимых для работы Экспертной комиссии;
получать объяснения от должностных лиц Сторон, обеспечивающих обмен электронными документами;
получать от Сторон любую иную информацию, относящуюся, по ее мнению, к рассматриваемой конфликтной ситуации.
4.11. Для проведения необходимых проверок и документирования данных, Экспертной комиссией могут применяться специальные программно-технические средства.
4.12. Все мероприятия Экспертной комиссии по проверке с применением аппаратно-программных средств должны протоколироваться. Протоколы прилагаются к акту работы комиссии.
4.13. По итогам работы Экспертной комиссии составляется акт, при этом акт должен содержать следующую информацию:
состав Экспертной комиссии;
дату и место составления акта;
даты и время начала и окончания работы Экспертной комиссии;
фактические обстоятельства, установленные Экспертной комиссией;
краткий перечень мероприятий, проведенных Экспертной комиссией;
выводы, к которым пришла Экспертная комиссия в результате проведенных мероприятий;
подписи членов Экспертной комиссии.
4.14. К акту может прилагаться особое мнение члена или членов Экспертной комиссии, не согласных с выводами Экспертной комиссии, указанными в акте. Особое мнение составляется в произвольной форме, подписывается членом или членами Экспертной комиссии, чье мнение оно отражает.
4.15. Акт составляется в форме документа на бумажном носителе, по одному экземпляру каждой Стороне. По обращению любого из членов Экспертной комиссии, Стороной, к которой было направлено обращение, ему должна быть выдана заверенная копия акта.
4.16. Акт Экспертной комиссии является основанием для принятия Сторонами решения по урегулированию конфликтной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.