Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 69-АПГ12-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Еременко Т.И. и Анишиной В.И.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Урубаевой Н.С., Урубаевой В.Н., Нагибиной Н.Н., Нагибина С.А. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 февраля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления Урубаевой Н.С., Урубаевой В.Н., Нагибиной Н.Н., Нагибина С.А., Алагуловой Е.Ю., Нагибина Г.С., Нагибина К.С. о признании недействующим в части Приказа Управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2009 года N 1-нп "Об утверждении формы и порядка заполнения, а также срока и порядка рассмотрения заявок на выделение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 ноября 2009 года Управлением по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издан Приказ N 1-нп "Об утверждении формы и порядка заполнения, а также срока и порядка рассмотрения заявок на выделение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", который официально опубликован в газете "Новости Югры" от 11 декабря 2009 года N 196.
Согласно преамбуле к данному Приказу, он принят во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование", Приказа Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 апреля 2008 года N 315 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Приказа Федерального агентства по рыболовству от 4 марта 2009 года N 166 "Об утверждении формы и порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", пункта 3.21 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2002 года N 443-п "Об Управлении по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции от 21 июля 2009 года), пункта 2.2 приложения к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 октября 2004 года N 401-п "Об утверждении Положения о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции от 21 июля 2009 года).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2002 года N 443-п не содержит пункта 3.21.
Абзацем 2 пункта 1 Порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного названным Приказом, установлено, что в целях получения водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование коренным малочисленным народам Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их общинам, лица из числа малочисленных народов и их общины подают заявки по форме, утвержденной согласно приложениям 1 и 2 к данному приказу.
В силу пункта 2 действие Порядка распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам и их общины в местах традиционного проживания в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации", Перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р.
Урубаева Н.С., Урубаева В.Н., Нагибина Н.Н., Нагибин С.А., Алагулова Е.Ю., Нагибин Г.С., Нагибин К.С. обратились в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Приказа Управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2009 года N 1-нп "Об утверждении формы и порядка заполнения, а также срока и порядка рассмотрения заявок на выделение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в части.
В обоснование своих требований заявители ссылались на то, что по национальности являются коренными малочисленными народами Севера - хантами и манси, в связи с чем пользуются правами и льготами, установленными законодательством в области использования объектов животного мира, в том числе в сфере рыболовства.
Однако глава их семьи Нагибин С.А., уроженец автономного округа, лишён этих прав и возможностей, поскольку не относится к лицам, принадлежащим к коренным малочисленным народам Севера, что, по мнению заявителей, является нарушением статьи 49 Федерального закона от 22 марта 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", положения которой о праве приоритетного пользования животным миром распространяются не только на представителей коренных малочисленных народов Севера, но и на иных граждан, постоянно проживающих на данной территории и на законных основаниях включённых в одну из групп населения, указанных в части первой данной статьи, то есть этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "24 апреля 1995 г."
Кроме того статья 3 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предусматривает, что положения названного закона могут распространяться и на иных лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Заявители не согласны с оспариваемым Приказом, поскольку им утверждён Порядок заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действие которого распространяется лишь на лиц, относящихся к малочисленным народам и их общины в местах традиционного проживания. Кроме того, в преамбуле к оспариваемому приказу имеется неполное перечисление нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере осуществления традиционного рыболовства, что не соответствует статье 15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-ОЗ "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Утвержденный Порядок заполнения заявок, являющийся приложением к приказу, по мнению заявителей, нарушает их права, так как предусматривает заполнение заявок только лицами, принадлежащими к коренным малочисленным народам Севера на территории автономного округа, в процедуре заполнения заявок отсутствует возможность участия в этом лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, к которым относится глава семьи, старожил Нагибин С.А., русский по национальности.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 февраля 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ на основании и во исполнение указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Как усматривается из материалов дела, 8 октября 2004 года правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издано Постановление N 401-п, которым утверждено Положение о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах на территории автономного округа, согласно пункту 2.2 которого форма и порядок заполнения, а также срок и порядок рассмотрения заявок для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера утверждаются приказом Управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов.
Разрешая данный спор, суд установил, что оспариваемый Приказ был издан Управлением по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управление) в пределах полномочий, предоставленных ему Положением об Управлении по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2002 года N 443-п.
Таким образом, верно истолковав положения федеральных и региональных нормативных актов, а также всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной ему федеральным законом.
Анализируя нормы оспариваемого акта, суд обоснованно посчитал, что они федеральному законодательству не противоречат.
Федеральным агентством по рыболовству принят Приказ от 4 марта 2009 года N 166 "Об утверждении формы и порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сроках и порядке их рассмотрения", которым утверждены соответствующие формы и порядок заполнения заявок, а также сроки и порядок их рассмотрения.
Из содержания Приказа Управления по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2009 года N 1-нп "Об утверждении формы и порядка заполнения, а также срока и порядка рассмотрения заявок на выделение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следует, что исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в оспариваемом акте воспроизведены без каких-либо изменений форма заявки, порядок ее заполнения, а также порядок и срок ее рассмотрения, содержащиеся в приказе федерального органа исполнительной власти.
В частности, пунктами 1, 2 Порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, утвержденного Приказом Федерального агентства по рыболовству от 4 марта 2009 года N 166, установлено, что в целях получения водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) и их общинам, лица из числа малочисленных народов и их общины подают заявки по форме, утвержденной согласно приложению 1 к данному приказу. Действие этого Порядка распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам и их общины в местах традиционного проживания в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255, Перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.
При таких обстоятельствах, суждение суда об отсутствии нарушения прав заявителей региональными органами исполнительной власти является правильным, поскольку субъектом Российской Федерации в данном случае по сути утверждены положения, содержащиеся в федеральном акте, в связи с чем содержание оспариваемого Приказа согласуется с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Более того, в пункте 3 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. N 765, прямо указано на то, что на основании решений, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности именно коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Следовательно, у заявителей нет оснований считать, что орган исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должен был принять решение по предмету, отличному от того, который определён федеральными органами государственной власти.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных в данном деле, и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Урубаевой Н.С., Урубаевой В.Н., Нагибиной Н.Н., Нагибина С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Еременко Т.И. |
|
Анишина В.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 69-АПГ12-1
Текст определения официально опубликован не был