Обращаемся к Вам по просьбе, кредитных организаций, в деятельности которых возникла проблема применения законодательства о расчетах и кассовых операциях при осуществлении операции по кассовому обслуживанию органов Федерального казначейства.
Согласно пункту 8 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
В соответствии с пунктом 2.5 Положения об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденного 13 декабря 2006 г. Банком России (N 298-П) и Минфином России (N 173н), прием в кассу кредитной организации наличных денег от представителей бюджетополучателей, лицевые счета которых открыты в органе Федерального казначейства, производится в соответствии с требованиями, установленными Положением Банка России от 24 апреля 2008 года N 318-П "О порядке ведения кассовых операциях и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 318-П).
В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в которых созданы казначейства иного уровня бюджетной системы, указанное Положение может применяться по аналогии.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения N 318-П в кредитной организации, внутреннем структурном подразделении (за исключением обменного пункта) прием наличных денег кассовым работником от организаций для зачисления (перечисления) на их банковские счета, открытые в соответствии с Инструкцией Банка России от 14 сентября 2006 года N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция N 28-И), в этой или иной кредитной организации осуществляется по объявлениям на взнос наличными 0402001.
На основании указанной нормы Инструкции N 28-И некоторыми кредитными организациями сделан вывод о том, что объявление на взнос наличными может использоваться для оформления перевода средств. Для этого имеются следующие основания.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
Ряд кредитных организаций заключили с органами Федерального казначейства, казначействами субъектов РФ и муниципальных образований договоры на кассовое обслуживание. В результате наличные денежные средства принимаются от представителей бюджетополучателей в кассу кредитной организации, а затем подлежат зачислению на бюджетный счет соответствующего казначейства, открытый в Банке России. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 156 Бюджетного кодекса РФ такие бюджетные счета могут открываться непосредственно в кредитных организациях.
При этом возможны следующие три ситуации.
Во-первых, счет казначейства соответствующего уровня находится в том же банке, который принимает наличные денежные средства на основании договора банковского счета. Принятые им наличные денежные средства подлежат зачислению на счет казначейства, открытый в этой же кредитной организации. Вопрос о наличии или отсутствии перевода денежных средств в данном случае может быть решен следующим образом. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 161-ФЗ внесение наличных денежных средств на свой банковский счет у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств. Получается, что в случае внесения наличных денежных средства на счет получателя третьим лицом - перевод денежных средств имеется. Однако в пункте 1 статьи 861.1 ГК РФ в редакции проекта федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено иное правило, которое представляется нам более обоснованным. Им установлено, что внесение любым лицом наличных денег на банковский счет в одном банке не является переводом денежных средств.
Получатель бюджетных средств вносит деньги на свой лицевой счет в казначействе, а фактически - на счет своего казначейства, открытый в банке, принявшем наличные денежные средства. Отсюда следует, что при любом подходе перевод денежных средств имеется. Поступившие денежные средства будут вначале зачислены на счет казначейства, затем - на счет получателя бюджетных средств. При этом никакие расчетные документы в данном случае не будут оформлены, т.е. объявление на взнос наличными фактически будет использоваться для оформления распоряжения о переводе средств.
Во-вторых, предположим, что банк, принявший наличные денежные средства, осуществляет по месту своего нахождения кассовое обслуживание территориального органа Федерального казначейства (или казначейства другого уровня) на основании заключенного между ними договора о кассовом обслуживании. При этом бюджетный счет органа казначейства открыт в территориальном учреждении Банка России, расположенном в другом месте. В описанном случае банк, принявший наличные денежные средства по договору о кассовом обслуживании, обязан перечислить их в Банк России в безналичном порядке, например, оформив собственное платежное поручение. В этом случае возникает перевод денежных средств. Объявление на взнос наличными в данном случае не используется для оформления перевода денежных средств, что представляется обоснованным.
В-третьих, счет казначейства может быть открыт в одной кредитной организации, а кассовое обслуживание может осуществлять другая кредитная организация, которая одновременно обслуживает корреспондентский счет первой кредитной организации. Получив наличные денежные средства на основании объявления на взнос наличными, банк зачислит их на ведущийся у него корреспондентский счет другой кредитной организации, предоставив ей выписку. Затем кредитная организация, обслуживающая счет казначейства, зачислит поступившую сумму на бюджетный счет казначейства. В свою очередь, казначейство зачислит поступившую сумму на лицевой счет получателя бюджетных средств. В данном случае перевод денежных средств также имеется. Однако никакие расчетные документы никем оформляться не будут. Получается, что объявление на взнос наличными также как и в первом случае будет использовано как распоряжение о переводе средств, что представляется необоснованным.
Из преамбулы Положения N 318-П следует, что оно определяет порядок ведения кассовых операций, в связи с чем все вопросы, связанные с дальнейшим возможным переводом средств, в том числе в части оформления в дальнейшем расчетных документов, Положение N 318-П не должно регулировать.
Объявление на взнос наличными - кассовый документ. Оно не может использоваться для оформления перевода денежных средств. Перевод средств может осуществляться только в рамках форм безналичных расчетов (пункт 1.1 Положения N 383-П) на основании распоряжения, оформленного соответствующими расчетными документами.
Содержащаяся в пункте 3.1. Положения N 318-П норма о том, что принятые по объявлению на взнос наличными денежные средства должны быть зачислены на счет в этой же или в другой кредитной организации, на наш взгляд, означает, что объявление на взнос наличными должно использоваться всегда при приеме наличных денежных средств от юридического лица вне зависимости от того, на какой счет и в какой кредитной организации они впоследствии должны быть зачислены. Однако это правило не должно использоваться для обоснования вывода о возможности оформления перевода денежных средств с помощью объявления на взнос наличными.
В связи с поставленной нами проблемой, просим разъяснить:
1. имеют ли операции по приему наличных денежных средств от организаций - получателей бюджетных средств и их последующему перечислению на счета казначейства в описанных выше трех случаях признаки перевода денежных средств?
2. является ли объявление на взнос наличными тем документом, в котором может заключаться распоряжение на перевод денежных средств? Если нет, тогда каким расчетным документом в описанных выше трех случаях следует оформить перевод денежных средств?
Учитывая необходимость корректного разграничения перевода средств и кассовых операций, которые могут сопровождать перевод денежных средств в различных ситуациях, просим Вас высказать официальную точку зрения Банка России по поставленным вопросам.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 13 августа 2012 г. N А-02/5-458 "О разграничении перевода денежных средств и кассовых операций"
Текст письма официально опубликован не был