1. Решение об отказе в допуске к участию в Аукционе оформляется должностными лицами Заказчика, Уполномоченного органа путем заполнения электронной формы протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и посредством функционала оператора электронной площадки дублируется автоматически в отосланном уведомлении отклоненному участнику.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе действиями Заказчика, Аукционной комиссии, которые в электронной форме протокола рассмотрения первых частей заявок не указали обоснование решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе. При этом протокол рассмотрения первых частей заявок, содержащий данное обоснование, на момент окончания рассмотрения первых частей заявок не размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Официальный сайт), в результате чего, Заявителю не известна причина отклонения его заявки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколам, составленным в ходе размещения заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 1 831 242 000 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона размещено 28.04.2012;
3) на участие в Аукционе подано 4 (четыре) заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущены 2 (два) участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 04.06.2012;
6) в период проведения Аукциона от 1 (одного) участника Аукциона подано предложение о цене контракта, равное 1 822 085 790,00 рублей;
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила в том числе следующее.
Согласно части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Согласно документам и сведениям, представленным Заказчиком, Оператором электронной площадки на заседании Комиссии, Заказчиком 01.06.2012 составлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и направлен Оператору электронной площадки в прикрепленном файле, а также в электронной форме посредством функционала электронной площадки.
В соответствии с частью 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов протокола оператор электронной площадки обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе решении.
Согласно документам и сведениям, представленным на заседание Комиссии, Оператор электронной площадки в соответствии с частью 8 статьи 41.9 Закона о размещении заказов направил Заявителю уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе.
Вместе с тем, направленное Заявителю уведомление не содержит обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 3.2.7 Руководства пользователя Электронной Торговой Площадки (Консоль Заказчика) (далее - Руководство пользователя), размещенного на сайте Оператора электронной площадки, для каждого члена комиссии в столбце "Причина отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме" необходимо указать причину отказа. После того как все члены комиссии проголосовали в поле "Общее решение комиссии по допуску участника" необходимо поставить "галочку" на решении, которое вынесло большинство членов комиссии. Если большинство членов комиссии вынесло решение об отказе в допуске, то необходимо в поле "Пояснение" указать причину, эта причина дублируется автоматически в отосланном уведомлении отклоненному участнику.
Таким образом, обоснование решения об отказе в допуске к участию в Аукционе заполняется должностными лицами Заказчика, Уполномоченного органа при заполнении электронной формы протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с пунктом 3.2.7 Руководства пользователя и дублируется автоматически в отосланном уведомлении отклоненному участнику.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не указании в электронной форме протокола рассмотрения первых частей заявок обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной. Признать в действиях Заказчика нарушение в том числе части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов. Передать материалы дела от 08.06.2012 N К-1090/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 08.06.2012 г. по делу N К-1090/12)
2. Выбор способа размещения заказа устанавливается Заказчиком согласно "перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона" N 236-р от 27.02.2008, в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отдельных элементов здания, находящегося в эксплуатации: ремонт помещений и инженерных сетей здания Красносельского районного суда г. Санкт-Петербурга по адресу: СПб, Красное Село, ул. Суворова, д. 3,.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе тем, что Заказчиком, в нарушение положений Закона о размещении заказов, неверно выбран способ размещения заказа
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
09.04.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 132 140 762 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 14.05.2012 на участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки от участников размещения заказа. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 16.05.2012 оба участника размещения заказа допущены к участию в Конкурсе.
Согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается самостоятельно заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые, соответственно, производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается и осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р (далее - Перечень), содержит код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 4500000 - "Услуги строительные и объекты строительства", из которого исключен, в частности, код 4529000 "Здания и сооружения для органов государственного управления, обороны, государственной безопасности, финансов и иностранных представительств". При этом позиция 4529000 включает подпозицию 4529040 "Здания органов правосудия".
Таким образом, выполнение работ по ремонту помещений и инженерных сетей здания Красносельского районного суда не входит в Перечень.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о неверном выборе способа размещения заказа не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила признать жалобу Заявителя необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 18.05.2012 г. по делу N К-889/12)
3. Указание Заказчиком в извещении о проведении Конкурса предмета торгов, не соответствующего работам, указанным в конкурсной документации, ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку не позволяет произвести на официальном сайте поиск Конкурса по предмету государственного контракта.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обустройству здания школы N 1, расположенного в г. Новошахтинске по проспекту Ленина, 40.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе действиями Заказчика, который при проведении Заказчик неправильно выбрал способ размещения заказа в связи с ошибочным определением предмета закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила в том числе следующее.
Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Предметом Конкурса, объявленного Заказчиком, является оказание услуг по обустройству здания, в которые включены такие виды работ, как усиление стен, перегородок и проемов, усиление фундамента и перекрытий, ремонт крыши, наружные и внутренние отделочные работы, ремонт системы отопления, вентиляции, внутренний водопровод, внутренние сети канализации и другое.
Указанные работы включены в код ОКДП 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства".
Поскольку предмет торгов составляют виды работ, включенные в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р, размещение указанного заказа, с учетом части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, должно осуществляться путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, при проведении Конкурса Заказчик выбрал неправильный способ размещения государственного заказа, чем нарушил части 4, 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов. Указанные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, согласно пункту 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса должно содержать сведения о предмете государственного контракта с указанием количества поставляемого товара, объема оказываемых услуг.
Вместе с тем, при размещении на официальном сайте извещения о проведении Конкурса Заказчик указал в качестве сведений о предмете государственного контракта работы по обустройству здания школы. Тогда как техническое задание конкурсной документации содержит требования Заказчика о выполнении участником размещения заказа работ по реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, указание Заказчиком в извещении о проведении Конкурса предмета торгов, не соответствующего работам, указанным в конкурсной документации, ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку не позволяет произвести на официальном сайте поиск Конкурса по предмету государственного контракта, что нарушает пункт 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила в том числе признать жалобу Заявителя обоснованной. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4, 4.2 статьи 10, пункта 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа материалы дела от 15.02.2011 NК-271/11для рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 15.02.2011 г. по делу N К-271/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб при размещении государственных и муниципальных заказов путем проведения торгов (сентябрь 2012 г.).
В случае, когда решено отказать в допуске к открытому электронному аукциону, должностные лица заказчика, уполномоченного органа обязаны привести обоснование в электронной форме протокола рассмотрения первых частей заявок. Оно дублируется автоматически в уведомлении, отсылаемом отклоненному участнику. Если заказчик не привел такого обоснования в электронной форме протокола, то это является административным правонарушением.
Заказы на поставки (выполнение, оказание) некоторых товаров (работ, услуг) должны размещаться путем проведения открытого электронного аукциона. Их перечень определен Правительством РФ. В данный список не входят работы по ремонту помещений и инженерных сетей здания суда. В то же время перечнем предусмотрен код 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг. В этот код включены такие виды работ, как усиление стен, перегородок и проемов, фундамента и перекрытий, ремонт крыши, системы отопления, вентиляции, наружные и внутренние отделочные работы, внутренний водопровод, внутренние сети канализации и др. Заказчик обязан проводить аукцион, а не конкурс, если указанные работы составляют предмет торгов.
Если предмет торгов в извещении о конкурсе не соответствует тому, который указан в конкурсной документации, то это ограничивает количество участников размещения заказа. В подобном случае не получается найти на официальном сайте конкурс по предмету госконтракта.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2012 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.