1. О необходимости указания в извещении о размещении заказа требования об обеспечении исполнения контракта.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
Заказчик при размещении извещения о проведении Аукциона на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не установил требование обеспечения исполнения контракта, что противоречит требованиям документации об Аукционе. Данные действия Заказчика не позволили Заявителю в срок, установленный Законом о размещении заказов, подписать контракт по причине невозможности прикрепить документ об обеспечении исполнения контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 18 раздела 3 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее: "Размер обеспечения государственного контракта устанавливается в размере 30% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет 240 000 (двести сорок тысяч) рублей".
На заседании Инспекции установлено, что при заполнении извещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru Заказчиком в графе "Требование обеспечения исполнения контракта" установлено "не требуется".
Таким образом, сведения, содержащиеся в документации об Аукционе, не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении Аукциона, что противоречит части 6 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Опубликование должностным лицом заказчика в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Инспекции установлено, что в соответствии с частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов Заявитель направил Оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени Заявителя, при этом документ об обеспечении исполнения контракта Заявитель направить не смог по причине отсутствия в извещении о проведении Аукциона требования об обеспечении исполнения контракта.
Таким образом, Заявитель не является уклонившимся от заключения государственного контракта.
Вместе с тем, Заказчик разместил на сайте Оператора электронной площадки протокол разногласий, в соответствии с которым на основании того, что Заявитель не представил подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, документ об обеспечении исполнения контракта, принято решение о заключении государственного контракта с участником Аукциона, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4, 5, пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 23.07.2009 N 472, Инспекция решила признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов и передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 26.04.2012 г. по делу N П-204/12)
2. Об осуществлении проверки действий заказчика, аукционной комиссии при размещении заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Аукционной комиссии Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, действия Комиссии по размещению заказов, выразившиеся отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушили его права и законные интересы.
В результате осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
1. Заказчик разместил на сайте Оператора электронной площадки извещение и документацию об Аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по основанию непредоставления конкретных показателей, предусмотренных разделом 10 документации об Аукционе (не указан товарный знак на используемый товар).
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае несоответствия сведений требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
На заседании Инспекции установлено, что заявка на участие в Аукционе Заявителя не содержит указания на товарные знаки предлагаемого к поставке товара, а именно, заявка на участие в Аукционе Заявителя содержит перечень торговых наименований, согласно которому определить соответствие торгового наименования, предлагаемого Заявителем, конкретному товару, отвечающему потребностям Заказчика, не представляется возможным.
На основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Комиссия по размещению заказов не допустила Заявителя к участию в Аукционе.
Таким образом, Комиссия по размещению заказов при проведении Аукциона действовала в соответствии с Законом о размещении заказов.
2. Согласно части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об Аукционе, утвержденная Заказчиком, не содержит объема выполняемых работ, отвечающих потребностям Заказчика, а именно, перечень транспортных средств, требуемых к обслуживанию и ремонту, не содержит указания на количество транспортных средств конкретного производителя.
Данные действия Заказчика являются нарушением части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, должна содержать форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
В пункте 4.1.5 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, указано, что по государственному контракту, заключенному по итогам проведения Аукциона, Заказчик вправе произвести авансирование выполняемых работ в размере 20%.
Таким образом, Заказчик не установил в документации об Аукционе порядок оплаты товара, что является нарушением части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов указано, что не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей.
В пункте 4.4 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к участникам размещения заказа о предоставлении сведений о качестве работ, а именно: сведения о наличии охраняемой территории для автотранспорта, наличии технической базы, позволяющей производить техническое обслуживание, жестяные, сварочные, слесарные, кузовные, окрасочные, диагностические работы, наличие квалифицированных сотрудников (с подтверждением их квалификации по требованию Заказчика) для подтверждения качества оказываемых услуг, наличие оригинального диагностического оборудования для диагностики технического состояния автотранспорта Заказчика.
Данные требования Заказчика являются требованием о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей.
Таким образом, действие Заказчика, выразившиеся в установлении к участникам размещения заказа требований о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе сведений о наличии производственных мощностей, является нарушением части 2.1 статьи 34, части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4, 5, пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 23.07.2009 N 472, Инспекция пришла к следующим выводам. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2.1 статьи 34, части 4 статьи 41.6, части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 19.04.2012 г. по делу N П-128/12)
3. Об ошибках заказчика при направлении проекта контракта оператору электронной площадки.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика на действия Оператора электронной площадки при проведении Аукциона в электронной форме.
В обращении указано, что Заказчик не имел возможности направить проект государственного контракта Оператору электронной площадки по причине технического сбоя на сайте Оператора электронной площадки, что нарушило его права и законные интересы.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заказчика и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
1. Заказчик разместил на сайте Оператора электронной площадки (далее - ЭТП) извещение и документацию об Аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона в электронной форме Аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 15 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация направляют оператору электронной площадки проект контракта, без подписи контракта заказчиком в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона.
Согласно документации об Аукционе в электронной форме, срок направления Заказчиком проекта государственного контракта, без подписи Заказчика, Оператору электронной площадки - 04.08.2012.
Из обращения Заказчика следует, что на основании части 15 статьи 41.11 Закона о размещении заказов 04.08.2012 Заказчик предпринял попытку направления Оператору электронной площадки проект государственного контракта без подписи Заказчика, но по причине технических неполадок в работе ЭТП произвести данное действие Заказчику не удалось.
На заседание Инспекции представитель Оператора электронной площадки представил документы, согласно которым при проведении Аукциона в электронной форме программно-аппаратный комплекс Оператора электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.
Кроме того, из вышеуказанных документов следует, что Заказчик направил Оператору электронной площадки проект государственного контракта, без подписи Заказчика 05.08.2012.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не направлении Оператору электронной площадки проекта государственного контракта, без подписи Заказчика, в срок, установленный Законом о размещении заказов, являются нарушением части 15 статьи 41.11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Раздел 23 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе в электронной форме, утвержденной Заказчиком, предусматривает возможность расторжения государственного контракта в одностороннем порядке.
Установление данного требования в проекте государственного контракта является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Данное нарушение Закона о размещении заказов, допущенное Заказчиком, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Инспекцией установлено, что 08.08.2011 по итогам проведения Аукциона в электронной форме Заказчик заключил государственный контракт с единственным участником Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4, 5, пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 23.07.2009 N 472, Инспекция решила признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 9, части 15 статьи 41.11 Закона о размещении заказов. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 22.04.2011 г. по делу N П-254/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики проведения проверок при размещении государственных (муниципальных) заказов (сентябрь 2012 г.).
Сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать тем, которые отражены в извещении о его проведении. Не допускается, чтобы в информационной карте аукциона устанавливался размер обеспечения контракта, а при заполнении извещения о размещении заказа в графе "Требование обеспечения исполнения контракта" указывалось, что оно не нужно.
К аукциону вправе не допускать в случае, когда в заявке не указаны товарные знаки. Т. е. в ней приведен перечень торговых наименований, по которому невозможно определить, соответствует ли предлагаемое название конкретному товару, отвечающему потребностям заказчика.
В документации об аукционе необходимо определять объем работ, отвечающих потребностям заказчика. Так, перечень транспортных средств, требующих обслуживания и ремонта, должен содержать указания на количество автомобилей конкретного производителя.
Заказчик обязан установить в документации об аукционе порядок оплаты поставляемого товара.
Требование о том, чтобы в составе заявки на участие в аукционе предоставлялись сведения о наличии производственных мощностей, незаконно.
Если открытый электронный аукцион признан несостоявшимся и только одна заявка признана соответствующей требованиям, оператору электронной площадки направляется проект контракта без подписи заказчика. Это нужно сделать в течение 4 дней после того, как на электронной площадке размещен протокол итогов аукциона. Невыполнение данного требования содержит признаки административного правонарушения.
В проекте контракта нельзя предусматривать возможность расторгнуть его в одностороннем порядке.
Обзор практики проведения проверок в отношении действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2012 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.