Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 15
к приказу Управления Федеральной
службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по г. Москве
от 25 мая 2012 г. N 227
Положение
о порядке расследования и учета несчастных случаев в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Общие положения
Расследованию и учету в соответствии с настоящим положением подлежат несчастные случаи, происшедшие с сотрудниками и другими лицами, участвующими в деятельности Управлении (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе - работников сторонних организаций, направленных по договоренности между работодателями в целях оказания практической помощи, а также физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем в соответствии и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (далее - работники), включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора (в том числе заключенного на срок до двух месяцев), в том числе в свободное от основной работы время (совместители).
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
в течение рабочего времени на территории Управления либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок оргтехники и одежды, средств индивидуальной защиты, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении оформленной установленным порядком работы за пределами установленной для сотрудника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в служебных целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве);
при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, указанные выше, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств, либо в работах по ликвидации их последствий.
1. Порядок
первоначальных действий и извещения о несчастных случаях
1.1. При несчастных случаях, указанных в настоящем положении Руководителю Управления или лицу, назначенному его представителем необходимо:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
немедленно проинформировать о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего и органы и организации, указанных ниже, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
1.2. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:
в соответствующую Государственную инспекцию труда.
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в орган местного самоуправления, управу по месту государственной регистрации юридического;
работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай.
в фонд социального страхования по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
1.3. О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие инстанции, государственную инспекцию труда, территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
2. Порядок
формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
2.1. Для расследования несчастного случая Руководитель Управления "незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Комиссию возглавляет Руководитель Управления (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Положением и ТК, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
2.2. При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.3. Если иное не предусмотрено настоящим Положением или Трудовым кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) Руководителя Управления. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.
2.4. Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
2.5. Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.
2.6. Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению Руководителя Управления (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.
2.7. Несчастный случай, происшедший с сотрудником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия сотрудника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
2.8. Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой Руководителем Управления (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
2.9. Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. По требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, Руководитель Управления (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
2.10. При несчастном случае, происшедшем в Управлении или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
2.11. При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.
3. Сроки расследования несчастных случаев
3.1. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней.
3.2. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
3.3. Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено Руководителю Управления или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном выше, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
3.4. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
3.5. Сроки расследования, указанные в п.п. 4.1.-4.4. исчисляются в календарных днях.
4. Порядок
проведения расследования несчастных случаев
4.1. При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от руководства организации и по возможности объяснения от пострадавшего.
4.2. По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях руководство организации за счет собственных средств обеспечивает:
выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;
фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
4.3. Материалы расследования несчастного случая включают:
приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости фото и видеоматериалы;
документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных факторов;
выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
выписки из ранее выданных Руководителем Управления и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
4.4. На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
4.5. Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных настоящим Положением случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
4.6. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.7. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.
5. Особенности расследования отдельных несчастных случаев на производстве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Первоочередные элементы расследования.
Организация опроса очевидцев
5.1. Часто возникают вопросы о порядке расследования несчастных случаев, происшедших с работниками сторонних организаций, которые были направлены для выполнения работ в другую организацию, а также с работниками арендных предприятий.
5.2. Несчастный случай расследуется в соответствии с п. 8 Положения, т.е. Руководитель Управления, на территории которого произошел несчастный случай с работником сторонней организации, направленным для выполнения задания, обязан организовать расследование, не дожидаясь прибытия представителя сторонней организации. Несвоевременное прибытие этих представителей не является основанием для продления установленных сроков расследования несчастного случая. (В случаях прибытия представителей сторонних организаций до окончания расследования в актах расследования производится соответствующая запись с указанием документа, в котором содержалась информация о несчастном случае).
5.3. Степень тяжести несчастного случая устанавливает врач, руководствуясь Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве". Всего может быть две степени тяжести несчастного случая - легкая и тяжелая. В зависимости от степени тяжести изменяется порядок расследования несчастного случая и последующие за расследованием обязанности работодателя. Пока на руках нет заключения врачей, и несчастный случай не повлек за собой летальный исход, можно приступать к рассмотрению обстоятельств несчастного случая как легкой степени тяжести.
Исключения составляют несчастные случаи, происшедшие с работниками сторонних организаций, производящих работы на выделенном участке (территории) другой организации. В этом случае организовать и провести расследование в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве должна организация, производящая работы, во время которых случилось несчастье.
5.4. В настоящее время довольно широкое распространение получила практика, при которой организация (в особенности малого и среднего бизнеса), не имея собственных производственных помещений и средств производства, работает на производственных площадях и при помощи средств производства, арендованных у других организаций. При этом в заключаемых договорах о передаче в аренду помещений, оборудования и т.д., как правило, не оговаривается взаимная ответственность арендодателя и арендатора за их безопасную эксплуатацию. Это зачастую создает дополнительные трудности при определении причин и ответственных лиц в ходе расследования несчастных случаев, происходящих с работниками организаций-арендаторов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.6. Для объективного и правильного определения причин указанных несчастных случаев в состав комиссий по их расследованию целесообразно включать (по согласованию) полномочных представителей организаций-арендодателей (собственников средств производства).
5.7. Решающий этап в расследовании несчастного случая на производстве - выяснение его обстоятельств и причин. Расследование должно быть проведено в сроки, указанные в п. 4 Положения, установленные в календарных днях. Нарушение установленных сроков расследования недопустимо, т. к. своевременное, "по горячим следам", расследование имеет важное значение для предупреждения травматизма. Главной задачей расследования любого несчастного случая на производстве являются быстрое определение его причин и незамедлительная реализация всех необходимых мероприятий по предупреждению рецидива (устранению причин несчастного случая и предупреждению повторного возникновения подобных происшествий). Эти вопросы должны быть разрешены в максимально короткий срок уже в первые дни расследования. Материалы расследования, включая составление актов расследования, обсуждение вопросов об установлении ответственности за допущенные нарушения конкретных должностных лиц и т.д., могут оформляться в последующие дни, после завершения окончательного выяснения обстоятельств и причин несчастного случая.
5.8. В соответствии с установившейся практикой расследования несчастных случаев на производстве в ходе расследования любого несчастного случая члены комиссии обязаны лично:
обследовать место происшествия (рабочего места, производственного участка;
опросить пострадавшего (по возможности) и очевидцев несчастного случая (при наличии таковых) и зафиксировать результаты опросов;
изучить действующие в Управлении нормативные и организационно-распорядительные документы, регламентирующие требования безопасности, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
рассмотреть (заслушать и зафиксировать) объяснения должностных и иных лиц, показания которых могут быть необходимы;
установить причины несчастного случая и лиц, допустивших нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
предложить Руководителю Управления необходимые мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев.
5.9. Первоочередной элемент расследования несчастных случаев - незамедлительный и тщательный осмотр места происшествия, т.к. информация, полученная в ходе осмотра, дает наиболее правильную картину происшедшего несчастного случая и становится определяющей при установлении истинных обстоятельств и причин несчастного случая. Осмотр места происшествия оформляется протоколом по соответствующей форме (Приложение N 3).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.11. Тщательному осмотру подлежат:
рабочее место, агрегаты, машины, механизмы, транспортные средства, где произошел несчастный случай;
части постройки, сооружения, оборудования, машины и механизмы;
материал, инструмент, приспособления и другие предметы, которыми была нанесена травма;
средства индивидуальной защиты, спецодежда и спецобувь, которыми пользовался пострадавший, для выяснения их пригодности и соответствия нормативным актам по охране труда;
защитные ограждения, блокировки, сигнализация и другие, защитные и предохранительные средства.
5.12. Причины и обстоятельства каждого несчастного случая зачастую бывают "уникальными". Это исключает возможность заранее определить "степень опасности" каждого конкретного происшествия. В то же время члены комиссии с повышенным вниманием должны изучить все обстоятельства и причины несчастных случаев, происшедших при эксплуатации машин, оргтехники, оборудования, приборов и т.д. в результате воздействия опасных факторов этого оборудования на сотрудника, а также в результате нарушений технологических процессов.
5.13. В целях наиболее объективной оценки таких происшествий, после обследования места происшествия комиссия должна рассмотреть вопрос о целесообразности выполнения технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ с привлечением специалистов-экспертов. Они должны проводиться работодателем по требованию комиссии за счет предприятия.
5.14. Несчастный случай, особенно групповой, с тяжелым или смертельным исходом, является чрезвычайным происшествием, свидетельствующим, как правило, о неудовлетворительном состоянии охраны труда на предприятии. Поэтому члены комиссии не должны ограничиваться осмотром только места происшествия. Для более полного выяснения причин таких несчастных случаев и выработки, исчерпывающих мер по их предупреждению в ходе расследования несчастных случаев с тяжелыми последствиями необходимо провести обследование машин и трудовых процессов, где произошел несчастный случай, а также изучение общего состояния безопасности в отделе.
5.15. Важный элемент расследования - опрос пострадавших, очевидцев происшедшего, должностных и иных лиц, показания которых нередко становятся решающими для правильного определения причин несчастного случая.
5.16. Наиболее точные и полные сведения о том, что произошло в действительности, могут дать сам пострадавший и очевидцы несчастного случая. В этой связи членам комиссии целесообразно их опросить лично. Объяснения иных лиц, сведения которых представляются важными для выяснения обстоятельств и причин несчастного случая, могут быть предоставлены членам комиссии в письменном виде.
5.17. В ходе опроса пострадавшего и очевидцев несчастного случая им следует предложить подробно и последовательно описать обстоятельства и причины несчастного случая. Им могут быть заданы наводящие вопросы, содержание которых связано с обстоятельствами каждого конкретного несчастного случая. Пострадавшим могут быть заданы следующие вопросы:
какую операцию (работу) осуществлял пострадавший в момент несчастного случая, в каком находился положении?
с помощью чего выполнялась данная работа?
не было ли отклонений в самочувствии и поведении пострадавшего от обычного (повседневного)?
в каком состоянии перед несчастным случаем находился машина (оборудование), оргтехника, какие нарушения техники безопасности были замечены и если были нарушения кому он об этом сообщил?
когда, кто и как обучал и инструктировал пострадавшего (и других сотрудников данного отдела) по охране руда?
какие средства индивидуальной защиты были у пострадавшего и пользовался ли он ими?
5.18. При опросе очевидцев несчастного случая, кроме того, следует выяснить:
где конкретно они находились в момент несчастного случая, какую работу при этом выполняли?
как вел себя пострадавший до несчастного случая и в момент происшествия?
были ли слышны сигналы об опасности, и как на них реагировал пострадавший?
замечал ли он ранее какие-либо нарушения по охране труда (особенно аналогичные тем, при которых произошел несчастный случай), знало ли об этих нарушениях руководство отдела и какие меры принимались?
что, по мнению очевидцев, является причиной несчастного случая?
5.19. Результаты опроса пострадавшего, очевидцев и других лиц оформлять протоколом (Приложение 3). В протоколе излагаются сведения, сообщенные данным лицом, записываются заданные вопросы и ответы на них. Протокол подписывается лицами, проводившими опрос и давшими показания. Объяснение пострадавшего также должно быть документально оформлено.
Протоколы опроса пострадавших и объяснения руководителей работ и иных лиц должны быть приложены к материалам расследования обязательно. При этом рекомендуется приобщать к материалам расследования только те из них, которые вносят какую-либо ясность в обстоятельства происшествия.
5.20. Организация работы по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочем месте регламентируется рядом документов, которые должны стать предметом тщательного рассмотрения членами комиссии. Зачастую именно внимательное изучение этих документов дает полный и объективный ответ на вопрос об истинных причинах несчастного случая.
5.21. Круг документов, с которыми целесообразно ознакомиться в ходе расследования, зависит от обстоятельств каждого конкретного несчастного случая и специфики работ (процесса), при выполнении которых он произошел. Вместе с тем во всех случаях в обязательном порядке должны быть рассмотрены следующие документы:
наряды, графики, путевые листы и т.д. на выполнение работ, при которых произошел несчастный случай; табель учета рабочего времени на участке, где случилось несчастье;
технические паспорта, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай;
акты ввода в эксплуатацию сооружений, технологических процессов, оборудования, акты (сведения) о проведении периодических испытаний и обслуживания;
действующие эксплуатационные документы на оборудование и процессы, где произошел несчастный случай (инструкции по эксплуатации, по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, технологические карты, описания, регламенты и др.);
документы, подтверждающие (дающие) право пострадавшего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай (удостоверения, допуски и др.);
документы, подтверждающие прохождение пострадавшим в установленном порядке инструктажей, стажировки, обучения и проверки знаний по охране труда (журналы, программы, протоколы и др.);
документы, подтверждающие правомочия должностных лиц Управления, проводивших инструктирование, обучение и проверку знаний по охране труда пострадавшего (удостоверения, протоколы);
законодательные и иные нормативно-правовые акты по охране труда (правила, нормы, стандарты и др.), регламентирующие требования безопасности при выполнении работы, во время которой произошел несчастный случай;
действующие в Управлении инструкции по охране труда для работ (профессий), при выполнении которых произошел несчастный случай;
положение об организации работы по охране, труда в Управлении, приказы о распределении обязанностей по охране труда между административно-техническим персоналом предприятия, включая обязанность и ответственность за надзор и безопасную эксплуатацию машин и оборудования, причинивших вред, должностные инструкции конкретных руководителей и должностных лиц.
Отсутствие указанных документов в материалах расследования не дает возможности с полной достоверностью определить истинные причины несчастного случая на производстве и лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов.
6. Порядок
оформления материалов расследования несчастных случаев (на основании ст. 230 ТК в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
6.1. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой на русском языке.
6.2. При групповом несчастном случае на рабочем месте акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
6.3. При несчастном случае на рабочем месте с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве.
6.4. В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда.
6.5. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на рабочем месте.
6.6. После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается Руководителем Управления (его представителем) и заверяется печатью.
6.7. Руководитель Управления (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
6.8. При несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (часть пятая статьи 229 ТК), работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего.
6.9. По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия (в предусмотренных настоящим Положением и ТК РФ случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.
6.10. Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются Руководителем Управления (его представителем) для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на рабочем месте.
7. Порядок
регистрации и учета несчастных случаев на производстве в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
7.1. Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на рабочем месте регистрируется в Управлении осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме (Приложение 4).
7.2. Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления Руководителю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае.
7.3. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
7.4. Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике.
7.5. По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего Руководитель Управления (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Приложения:
1. Приложение 1. Учетная форма N 315/у. Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести на двух листах.
2. Приложение 2. Образец (примерный) уведомления пострадавшего на одном листе.
3. Приложение 3. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве на тринадцати листах.
4. Приложение 4. Форма журнала учета несчастных случаев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.