Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2012 г. N 71-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования "Черняховское городское поселение" на решение Калининградского областного суда от 7 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления главы муниципального образования "Черняховское городское поселение" об определении срока назначения дополнительных выборов в городской Совет депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение" по одномандатным избирательным округам NN 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20 и об оспаривании решения Черняховской территориальной избирательной комиссии от 25 мая 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов по указанным избирательным округам.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения председателя Черняховской территориальной избирательной комиссии Голубцова В.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
глава муниципального образования "Черняховское городское поселение" Наумов А.Г. обратился в Калининградский областной суд с заявлением об определении срока назначения дополнительных выборов в городской Совет депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение" по одномандатным избирательным округам NN 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20 и об оспаривании решения Черняховской территориальной избирательной комиссии от 25 мая 2012 года об отказе в назначении дополнительных выборов по указанным избирательным округам.
В обоснование требований заявитель указал, что 16 мая 2012 года в городской Совет депутатов были поданы заявления о досрочном сложении полномочий 7 депутатами, избранными на муниципальных выборах 12 октября 2008 года по одномандатным избирательным округам NN 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20. С учетом установленной численности городского Совета (20 депутатов) представительный орган городского поселения первого созыва является неправомочным. В целях обеспечения дальнейшей деятельности городского Совета депутатов он (глава муниципального образования "Черняховское городское поселение") 21 мая 2012 года обратился в Черняховскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о назначении дополнительных выборов по одномандатным избирательным округам NN 2, 4, 9, 10, 15, 19, 20. Решением Черняховской территориальной избирательной комиссии от 25 мая 2012 года N 62/228-2 рассмотрение вопроса о назначении дополнительных выборов отложено до принятия Калининградским областным судом решения о неправомочности состава городского Совета депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение" и вступления его в законную силу.
По мнению заявителя, указанным решением Черняховской территориальной избирательной комиссии фактически отказано в назначении дополнительных выборов, что нарушает права населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления и противоречит пункту 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Калининградского областного суда от 7 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе главы муниципального образования "Черняховское городское поселение" ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с Законом Калининградской области от 30 июня 2008 года N 262 "Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования "Черняховский городской округ" ранее существовавшее муниципальное образование "Черняховский городской округ" наделено статусом муниципального района; на его территории образованы муниципальные образования "Черняховское городское поселение", "Калужское сельское поселение", "Каменское сельское поселение" и "Свободненское сельское поселение"; установлена численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, в том числе муниципального образования "Черняховское городское поселение" - 20 человек; установлен срок полномочий представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований - 5 лет.
12 октября 2008 года состоялись выборы депутатов городского Совета депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение", в результате которых в указанный орган муниципального образования было избрано 20 депутатов.
Статьей 22 Устава вновь образованного муниципального образования "Черняховское городское поселение" предусмотрено, что Совет депутатов является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления и состоит из 20 депутатов (п. 1); Совет депутатов избирается сроком на 5 лет (п. 2); Совет депутатов является правомочным, если в его состав избрано не мене 2/3 от установленного числа депутатов (п. 3); заседания Совета депутатов правомочны при наличии на них более 2/3 депутатов от установленной численности депутатов (п. 7); полномочия Совета депутатов могут быть прекращены досрочно, в частности, в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; досрочное прекращение полномочий Совета влечет досрочное прекращение полномочий депутатов (п. 16).
16 мая 2012 года заявления о сложении полномочий были поданы 7 из 20 депутатов.
Решением Калининградского областного суда от 4 июля 2012 года состав Совета депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение" первого созыва признан неправомочным.
Вопросы, касающиеся условий проведения досрочных и дополнительных выборов, урегулированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пункт 4 статьи 10 названного Федерального закона предусматривает назначение досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность такого органа.
Согласно пункту 8 статьи 71 того же Федерального закона, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий; сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также основания прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии со статьей 35 которого полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16); в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся досрочные выборы в сроки, установленные федеральным законом (часть 18).
Проанализировав содержание приведенных правовых норм и учтя позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 17 июля 2007 года N 561-О-О и от 2 июля 2009 года N 1006-О-О, суд пришел к правильному выводу о том, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования по решению суда о признании состава представительного органа муниципального образования неправомочным, следует руководствоваться пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий должны быть проведены досрочные выборы.
Конституционный Суд Российской Федерации в названных выше определениях указал, что принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в указанный орган в сроки, установленные федеральным законом. Прекращение полномочий депутатов представительного органа, сопряженное с проведением досрочных выборов, отвечает интересам формирования нового представительного органа муниципального образования, способного осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Из материалов дела следует, что решением Черняховской территориальной избирательной комиссии от 25 мая 2012 года, которое оспаривается заявителем, отложено рассмотрение вопроса о назначении дополнительных выборов в городской Совет депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение" в связи со сложением депутатами своих полномочий до принятия судом решения о неправомочности состава Совета и вступления решения в законную силу.
Отказывая в удовлетворении заявления об оспаривании решения Черняховской территориальной комиссии от 25 мая 2012 года, суд исходил из того, что имеется решение суда от 4 июня 2012 года, которым признан неправомочным состав городского Совета депутатов муниципального образования "Черняховское городское поселение" первого созыва, на момент принятия решения 25 мая 2012 года избирательной комиссии было известно о наличии в суде дела о признании неправомочным состава Совета, и пришел к обоснованному выводу о том, что принятое комиссией решение об отложении рассмотрения вопроса о назначении дополнительных выборов до вступления в законную силу решения суда по делу о признании неправомочным состава Совета депутатов закону не противоречит и не свидетельствует об отказе в назначении дополнительных выборов.
Правильной является и вывод суда о том, что в указанной ситуации неназначение дополнительных выборов до вступления в законную силу решения суда от 4 июня 2012 года не свидетельствует о незаконном бездействии избирательной комиссии.
Разрешая заявленные требования, суд учел то обстоятельство, что срок назначения дополнительных выборов (даже если согласиться с позицией заявителя о применении пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) не может быть определен в судебном порядке, поскольку ко дню рассмотрения дела не истекли предельные сроки назначения дополнительных выборов.
Согласно пункту 9 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а при их отсутствии соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы, только в том случае, если соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленный пунктом 8 статьи 10 срок (в данном случае не позднее чем за 70 дней до дня голосования).
С учетом возможности сокращения на одну треть сроков избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, предельный срок для назначения дополнительных выборов составляет 47 дней до дня истечения 4-месячного срока, установленного пунктом 8 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для проведения дополнительных выборов.
Полномочия депутатов досрочно прекращены 16 мая 2012 года, предельный 4-месячный срок для проведения дополнительных выборов - 16 сентября 2012 года, предельный срок для назначения дополнительных выборов (47 дней до дня голосования) - 1 августа 2012 года.
Полагая, что выводы суда основаны на законе, соответствуют установленным обстоятельствам, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
По доводам апелляционной жалобы решение суда отмене не подлежит, поскольку она не содержит ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом или опровергали бы его выводы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 7 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы муниципального образования "Черняховское городское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2012 г. N 71-АПГ12-5
Текст определения официально опубликован не был