1. О направлении оператором электронной площадки уведомления о решении аукционной комиссии по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме.
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащего информацию о нарушении Оператором электронной площадки законодательства о размещении заказов при проведении Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Оператор электронной площадки не направил Заявителю уведомление о решении аукционной комиссии по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме.
В результате осуществления в соответствии с частями 4 - 6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки, Инспекция установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в электронной форме, документацией об Аукционе в электронной форме, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 340 217,50 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона в электронной форме размещено 08.06.2012;
3) на участие в Аукционе в электронной форме подано 4 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе в электронной форме допущено 4 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона в электронной форме - 25.06.2012;
6) в период проведения Аукциона в электронной форме от 3 участников Аукциона в электронной форме поданы предложения о цене контракта;
7) последнее (минимальное) предложение о цене контракта - 249 176,86 рублей;
8) победителем Аукциона в электронной форме признано ООО "Фирма "Роджет" с ценой контракта 249 176,86 рублей;
9) в связи с тем, что победитель Аукциона в электронной форме уклонился от заключения государственного контракта с ООО "КОТ" заключен государственный контракт от 30.07.2012 N 1 - 28 по цене 250 874,95 рубля.
Согласно части 10 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, в течение одного часа с момента размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, оператор электронной площадки направляет участникам открытого аукциона в электронной форме, вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме которые рассматривались и в отношении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме которых принято решение о соответствии или о несоответствии требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, уведомления о принятом решении.
Согласно письму, поступившему от Оператора электронной площадки 28.06.2012 в 11:28:32 Заявителю направлено уведомление о соответствии второй части заявки Заявителя на участие в Аукционе в электронной форме. Также, согласно предоставленной Оператором электронной площадки информации, Заявитель ознакомился с данным уведомлением 29.06.2012 в 11:33:43.
Таким образом довод Заявителя о нарушении Оператором электронной площадки части 10 статьи 41.11 Закона о размещении заказов не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4 - 6 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423, Инспекция признала действия Оператора электронной площадки соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 07.09.2012 г. по делу N П-469/12)
2. О своевременном разблокировании денежных средств оператором электронной площадке.
На основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и в соответствии с приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423 "О создании инспекции по осуществлению внеплановых проверок" Инспекция ФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) провела проверку в части соблюдения требований статьи 19 Закона о размещении заказов при проведении Заказчиком, Оператор электронной площадки открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение поставки лекарственного средства (далее - Аукцион).
15.08.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 6 908 616 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 07.09.2011 N 18-07-39 по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа. По результатам рассмотрения первых частей заявок 2 участника размещения заказа, подавшие заявки на участие в Аукционе, допущены к участию в Аукционе.
В соответствии с протоколом проведения Аукциона от 12.09.2011 N 0173100014311000051-2 2 участника Аукциона подавали предложения о цене контракта. Минимальное предложение о цене контракта составило 6 252 297.48 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 19.09.2011 N 18-07-39-2 2 заявки на участие в Аукционе признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе. Участник Аукциона ООО Фармацевтический центр "Росэкология" признан победителем Аукциона.
Вместе с тем, Заказчиком составлен протокол отказа от заключения контракта от 05.10.2011 с участником размещения заказа ООО Фармацевтический центр "Росэкология" на основании части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, а именно в связи с несоответствием обеспечения исполнения контракта в виде договора поручительства требованиям документации об Аукционе.
По итогам Аукциона Заказчиком 17.10.2011 заключен контракт N ЛС-39 с ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС" на сумму 6 286 823,40 рублей.
Согласно части 4 статьи 19 Закона о размещении заказов в случае, если контракт заключен с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Законом о размещении заказов заключается контракт при уклонении победителя торгов от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта с указанным участником размещения заказа направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные статьей 19 Закона о размещении заказов, для проверки факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта.
Представитель Заказчика на заседание Инспекции сообщил, что сведения, предусмотренные статьей 19 Закона о размещении заказов, для проверки факта уклонения победителя Аукциона ООО Фармацевтический центр "Росэкология" от заключения контракта в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти Заказчиком направлены.
02.02.2012 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) принято решение включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО Фармацевтический центр "Росэкология" в связи с уклонением от заключения контракта сроком на 2 (два) года.
Таким образом, действия Заказчика при проведении Аукциона в части направления в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведений, предусмотренных статьей 19 Закона о размещении заказов, для проверки факта уклонения победителя Аукциона ООО Фармацевтический центр "Росэкология" от заключения контракта соответствуют требованиям Закона о размещении заказов.
Согласно части 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае уклонения участника открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта в течение одного рабочего дня со дня внесения сведений о таком участнике открытого аукциона в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе в электронной форме такого участника открытого аукциона в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе, перечисляет данные денежные средства заказчику.
На заседании Инспекции установлено, что дата включения сведений в отношении ООО Фармацевтический центр "Росэкология" в реестр недобросовестных поставщиков (дата размещения указанных сведений на Официальном сайте) - 18.06.2012.
Вместе с тем, на заседании Инспекции представитель Заказчика сообщил, что Заказчик, в соответствии с Регламентом открытия и ведения счетов Оператором электронной площадки, направил Оператору электронной площадки соответствующие сведения о необходимости перечисления денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в Аукционе, Заказчику, в связи с включением ООО Фармацевтический центр "Росэкология" в реестр недобросовестных поставщиков на основании решения Комиссии Управления от 02.02.2012, что подтвердил представитель Оператора электронной площадки.
При этом на заседании Инспекции представитель Оператора электронной площадки пояснил, а также представил документы, подтверждающие, что в настоящее время Оператором электронной площадки не прекращено в порядке, установленном частью 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе ООО Фармацевтический центр "Росэкология" в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в Аукционе, и не перечислены данные денежные средства Заказчику.
Таким образом, операции по счету для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе ООО Фармацевтический центр "Росэкология" в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в Аукционе не разблокированы и данные денежные средства Заказчику не перечислены, что не соответствует части 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4 - 6, пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423, Инспекция признала действия Заказчика соответствующими требованиям статьи 19 Закона о размещении заказов, а в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 12 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
В связи с этим, Инспекция выдала Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов и передала материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении соответствующему должностному лицу.
В предписании об устранении нарушений законодательства о размещении заказов оператору электронной площадки указано на прекращение блокирования операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе ООО Фармацевтический центр "Росэкология" в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в Аукционе и перечисление данных денежных средств по реквизитам Российской академии медицинских наук.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 31.08.2012 г. по делу N П-459/12)
3. О необходимости однозначного изложения в документации об аукционе требований к объемам поставляемого товара и срокам поставки.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о нарушении Закона о размещении заказов Заказчиком при проведении Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе установлены сроки изготовления и поставки продукции недостаточные для своевременного исполнения условий контракта.
2. В техническом задании документации об Аукционе установлены технические характеристики поставляемых товаров, соответствующие одному производителю, а именно ООО Торговый Дом "Форвард", что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Инспекция установила следующее.
25.07.2012 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 62 750 000 рублей. Согласно извещению о проведении Аукциона дата проведения Аукциона - 24.08.2012.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 21.08.2012 на момент окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе поступили 2 заявки от участников размещения заказа, и аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе допущены к участию в Аукционе все участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в Аукционе.
Согласно протоколу проведения Аукциона от 24.08.2012 в ходе проведения Аукциона предложение о цене контракта подал 1 участник Аукциона, заявке которого присвоен порядковый номер "1". Минимальное предложение о цене контракта - 62 436 250 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 28.08.2012 аукционной комиссией рассмотрена и признана соответствующей требованиям документации об Аукционе вторая часть заявки участника Аукциона, заявке которого присвоен порядковый номер "1", ООО Торговый Дом "Форвард".
1. В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 сведениями должна содержать сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 17 раздела 1 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие сроки и объемы поставки товара:
- до 01 октября 2012 года: 1. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (горный кластер) - 80 комплектов; 2. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (прибрежный кластер) - 315 комплектов;
- до 15 октября 2012 года: 1. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (горный кластер) - 3409 комплектов; 2. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (прибрежный кластер) - 1105 комплектов.
Представитель Заказчика на заседании Инспекции представил Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2012 N 804, свидетельствующий о внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие спорта высших достижений в Краснодарском крае на 2012 - 2014 годы" в части объемов и источников финансирования программы. Вследствие чего Заказчик в течении двух недель сформировал необходимые документы для размещения государственного заказа и 25.07.2012 разместил на Официальном сайте извещение о проведении Аукциона. При этом в соответствии с календарем тестовых мероприятий, проводимых на Олимпийских объектах города Сочи, потребность в данном товаре появляется к 04.10.2012.
Вместе с тем, по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе поступило 2 заявки, что свидетельствует о возможности изготовить и поставить данный объем товара участниками размещения заказа в указанные сроки.
При этом представителями Заявителя на заседании Инспекции не представлены надлежащие нормативные обоснования того, что для процесса производства необходимы большие сроки, чем указанные в документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленные сроки изготовления и поставки продукции недостаточны для своевременного исполнения условий контракта, не нашел своего подтверждения.
2. Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Инспекции представитель Заказчика пояснил и представил Приказ Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края от 18.07.2012 N 1802, который свидетельствует о том, что столь детальное описание товара и точное указание на показатели обусловлено потребностью АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" для экипировки волонтеров, привлекаемых к обслуживанию тестовых соревнований на олимпийских объектах в г. Сочи в 2012 - 2013 годах горном и прибрежном кластерах (письмо Руководителю Департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края от 19.06.2012 N МП-3771 с приложением).
При этом в соответствии с письмом ООО Торговый Дом "Форвард" от 05.09.2012 N 42, представленным представителем Заказчика, "_стилизованное изображение двуглавого орла, присутствующее в техническом описании и на эскизном изображении бейсболки, входящей в комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров и являющегося предметом открытого аукциона в электронной форме не является товарным знаком FORWARD, используемым ООО Торговый Дом "Форвард". Данная деталь бейсболки представляет собой деталь герба РФ, что не запрещает использование данного элемента любым другим хозяйствующим субъектом".
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что указанные технические характеристики, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, а Заявитель не может изготовить товар согласно образцам Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе технические требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа не нашел своего подтверждения.
3. В ходе осуществления внеплановой проверки установлено, что информация, указанная в проекте контракта, являющаяся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не соответствует информации, указанной в извещении о проведении Аукциона и "Информационной карты" документации об Аукционе.
В соответствии с пунктами 1 и 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 сведениями должна содержать:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно извещению о проведении Аукциона и пункту 17 раздела 1 "Информационная карта" документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие сроки и объемы поставки товара:
- до 01 октября 2012 года: 1. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (горный кластер) - 80 комплектов; 2. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (прибрежный кластер) - 315 комплектов;
- до 15 октября 2012 года: 1. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (горный кластер) - 3409 комплектов; 2. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (прибрежный кластер) - 1105 комплектов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и пунктом 17 раздела 1 "Информационная карта" документации об Аукционе в сумме объем поставляемого товара составляет 4909 комплектов.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4.1.3 проекта контракта поставщик обязан изготовить и поставить товар Заказчику:
- до 01 октября 2012 года: Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (прибрежный кластер) - 80 комплектов.
- до 15 октября 2012 года: 1. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (горный кластер) - 171 комплект; 2. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (прибрежный кластер) - 235 комплектов.
- до 1 декабря 2012 года: 1. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (горный кластер) - 3409 комплектов; 2. Комплект эксклюзивной экипировки для волонтеров (прибрежный кластер) - 1105 комплектов.
В соответствии с проектом контракта и информацией, указанной в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, в сумме объем поставляемого товара составляет 5000 комплектов, что не соответствует объему поставляемого товара, указанному в извещении о проведении Аукциона и пункту 17 раздела 1 "Информационная карта" документации об Аукционе.
Вместе с тем, сроки поставки товара в "Информационной карте" документации об Аукционе и в извещении о проведении Аукциона и сроки поставки товара в проекте контракта и информацией, указанной в обосновании начальной (максимальной) цены контракта различны.
Таким образом, объем поставляемого товара и сроки поставки товара в документации об Аукционе не установлены, что нарушает пункты 1 и 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 4-6 статьи 17 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 26.06.2012 N 423, Инспекция признала в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и выдала Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, а также передала соответствующему должностному лицу материалы по делу от 05.09.2012 N П-468/12 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В предписании указано на необходимость заказчику в заключении контракта на изготовление и поставку эксклюзивной экипировки для волонтеров в соответствии со сроками и требованиями, установленными в проекте государственного контракта, а Оператору электронной площадки на обеспечение Заказчику возможности заключения контракта на изготовление и поставку эксклюзивной экипировки для волонтеров.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 05.09.2012 г. по делу N П-468/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики проведения проверок при размещении государственных (муниципальных) заказов (октябрь 2012 г.).
Оператор электронной площадки должен направить участникам открытого аукциона в электронной форме уведомление о решении аукционной комиссии. Срок - 1 час с момента размещения протокола подведения итогов такого аукциона.
При уклонении победителя торгов от заключения контракта договор заключается с участником, занявшим 2 место. Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта с указанным участником размещения заказа направляет в уполномоченный орган сведения, предусмотренные Законом о размещении заказов. Информация о недобросовестном поставщике включается в соответствующий реестр.
В течение 1 рабочего дня с момента внесения сведений в реестр оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в аукционе. Денежные средства должны быть перечислены заказчику.
Документация об открытом аукционе в электронной форме, в частности, должна содержать сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Если они недостаточны для своевременного исполнения условий контракта, то необходимо следующее. Нужно представить обоснования того, что для процесса производства необходимы большие сроки, чем указанные в документации.
Кроме того, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам, размерам, упаковке. В ней указывают иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Обзор практики проведения проверок в отношении действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по размещению заказа, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.