Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
заместителя начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Воробьевой Ю.В.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Тавасиева З.И.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
при участии Коскина Э.В., Кузнецова Г.Е., Иванова С.В. , представителей Федеральной службы государственной статистики Лущенкова А.А., Кроликовой Л.П., Почивалова В.А., Трухиной Е.А., представители ООО "МосОблСтройТранс", ЗАО "Сбербанк - ACT" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "МосОблСтройТранс" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк - ACT" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на 2013 год (номер извещения 0173100011912000090) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование к участникам размещения заказа о наличии копии лицензии ФСБ России на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что ограничивает количество участников размещения заказа.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов. При этом на заседание Комиссии представлен письменный отзыв на жалобу Заявителя.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено 28.09.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
2) начальная (максимальная) цена контракта - 16 374 800 рублей;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.10.2012 10:00;
4) дата проведения Аукциона - 25.10.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 7.6 Технического задания документации об Аукционе исполнитель обязан, в том числе обеспечить въезд автомобиля на территорию объектов Правительства Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, федеральных и муниципальных органов государственной власти, убежище гражданской обороны Росстата, в VIP-зоны приёма официальных делегаций аэропортов.
Согласно пункту 9.1 Технического задания документации об Аукционе "Исполнитель несёт установленную законодательством Российской Федерации ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, с этой целью он обязан обеспечить добровольное страхование сроком на один год (АвтоКАСКО) эксплуатируемого автотранспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Кроме того, пунктом 7.4 Технического задания документации об Аукционе установлено требование, согласно которому "Исполнитель обязан иметь лицензию ФСБ России на право осуществления работ связанных с использований сведений, составляющих государственную тайну" и согласно подпункту 2 пункта 6.3 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копию лицензии ФСБ России на право осуществления работ связанных с использований сведений, составляющих государственную тайну (далее - Лицензия).
При этом в рамках исполнения контракта исполнителю необходимо оказывать услуги по обеспечению добровольного страхования сроком на один год эксплуатируемого автотранспорта (АвтоКАСКО).
Услуги по автотранспортному обслуживанию центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на 2013 год, а также услуги добровольного страхования сроком на один год эксплуатируемого автотранспорта (АвтоКАСКО) технологически и функционально не взаимосвязаны.
Кроме того, для выполнения одного из видов работ, включенных в предмет торгов, а именно - для транспортного обслуживания убежища гражданской обороны Заказчика - необходимо наличие Лицензии у участника размещения заказа.
Таким образом, включение Заказчиком в состав одного предмета торгов работ (услуг), выполнение (оказание) которых технологически и функционально не взаимосвязано, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что не соответствует части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители Заказчика на заседание Комиссии представили возражение на жалобу Заявителя (исх. от 17.10.2012 N ВЗ-14/1696-МВ), согласно которому Заказчик сообщает, что требование к участникам размещения заказа о наличии Лицензии обусловлено тем, что Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 (далее - Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне), относит сведения о силах и средствах гражданской обороны (пункт 44 указанного перечня) и сведения о дислокации и степени защищенности объектов административного управления к сведениям, составляющим государственную тайну (пункт 45 указанного перечня). При этом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2008 г. N 653, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2006 г. N 220-15, соответствующими Указаниями ГУСПа от 2008 г. для поддержания мобилизационной готовности за Заказчиком закреплен объект административного управления, имеющий статус объекта гражданской обороны.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 4 Закона о государственной тайне Президент Российской Федерации утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
В соответствии со статьей 9 Закона о государственной тайне для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Пунктом 44 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, установлено, что органами государственной власти, которые наделены полномочиями по распоряжению сведениями о силах и средствах гражданской обороны являются государственные органы и организации, располагающими силами гражданской обороны.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Следовательно, статьей 15 Закона о гражданской обороне Заказчик не отнесен к органам государственной власти, составляющим силы гражданской обороны.
Пунктом 45 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, установлено, что органами государственной власти, которые наделены полномочиями по распоряжению сведениями о дислокации и степени защищенности объектов административного управления являются государственные органы и организации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
В соответствии с частью 4 Закона о государственной тайне Распоряжением Президента Российской Федерации от 16.04.2005 N 151-рп утвержден Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Вместе с тем, должные лица Заказчика отсутствуют в указанном перечне.
Следовательно, Заказчик не отнесен к органам государственной власти, которые наделены полномочиями по распоряжению сведениями о дислокации и степени защищенности объектов административного управления.
Иных обоснований, обуславливающих установление в документации об Аукционе требования о наличии Лицензии, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено. Кроме того, на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что при оказании услуг по автотранспортному обслуживанию центрального аппарата Заказчика исполнитель будет выполнять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МосОблСтройТранс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 17.10.2012 N К-1971/12 по выявленному нарушению Закона о размещении заказов соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
члены Комиссии: |
А.Н. Буйлова |
|
Ю.В. Воробьева |
|
З.И. Тавасиев |
|
П.А. Мироненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 октября 2012 г. N К-1971/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 22 октября 2012 г. N ГЗ/03313)
Текст решения официально опубликован не был