Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседания Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Пудова А.А.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Тавасиева З.И.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
ведущего консультанта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Никитиной Е.В.,
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Лечебно-оздоровительный комплекс "Елочки" Негиной Ж.А., Аримбрус Н.А., Барсукова А.Ю., ОАО "Единая электронная торговая площадка" Мурылева В.И., представители ООО "Финансово-Строительная Компания "ФАВОРИТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Финансово-Строительная Компания "ФАВОРИТ" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Лечебно-оздоровительный комплекс "Елочки" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса N 3 (номер извещения 0348100026512000091) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Оператора электронной площадки:
1. Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств сайта Оператора электронной площадки, в результате чего Заявитель не смог подать запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
2. Техническая часть документации об Аукционе, размещенная Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), содержит ограничения для ознакомления, а именно - текст размещен в формате, в котором отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста.
3. Документация об Аукционе не содержит указания на конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, которые следовало указать участникам размещения заказа в составе первой части заявок на участие в Аукционе.
4. В соответствии с пунктом 1.6 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее условие: "В случае выявления работ, не учтенных Заказчиком при формировании технического задания, но необходимых для завершения полного комплекса работ, в соответствии с предметом аукциона, данные работы должны быть выполнены Подрядчиком в полном объеме в соответствии с условиями аукционной документации в пределах цены договора". При этом Заявитель не может оценить объем указанных работ при подаче заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчиком в документации об Аукционе однозначно не определен срок выполнения работ.
Представители Заказчика, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
03.10.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 70 382 488 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона: дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.10.2012; дата окончание срока рассмотрения первых частей заявок - 30.10.2012; дата проведения Аукциона - 02.11.2012.
1. Согласно части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Оператор электронной площадки на заседание Комиссии представил документы и сведения, подтверждающие, что от Заявителя в адрес Оператора электронной площадки запроса о разъяснении положений документации об Аукционе в электронной форме не поступало, программно-аппаратный комплекс оператора электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что Заявитель не смог подать запрос о разъяснении положений документации Аукциона по причине возникновения технических неполадок на сайте Оператора электронной площадки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором электронной площадки не обеспечена возможность подачи Заявителем запроса о разъяснении положений документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с частями 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте, информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На заседании Комиссии установлено, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте Техническая часть документации об Аукционе, в соответствии с которой, согласно пояснениям представителей Заказчика, участникам размещения заказа необходимо представить в заявке на участие в Аукционе сведения о конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ, содержит ограничения для ознакомления, в том числе отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470, установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
При этом в соответствии с пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено следующее требование к содержанию и составу первой части заявки на участие в Аукционе: "В случае, если частью V "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ АУКЦИОНЕ" предусмотрено выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого товара (за исключением случаев, предусмотренных законом), а в случаях, предусмотренных пунктом 3.4.1.1.2. настоящей документации, также и конкретные показатели такого товара, соответствующие значениям (значениям эквивалентности), установленным в части V "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ АУКЦИОНЕ". При описании товара участник размещения заказа должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, если иное не указано в части V "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ АУКЦИОНЕ" настоящей документации об аукционе".
В техническом задании (приложенный файл "Тех. задание") и проектно-сметной документации (приложенный файл "Елочки") в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам работ.
Однако в документации об Аукционе не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика - требованиями к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцией по ее заполнению не установлено какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться, например, согласно техническому заданию документации об Аукционе: "Состав смеси при введении эластификатора СС 83: 2 кг СМ 117. Время потребления: около 2 часов/ок. 90 минут (с СС 83)".
Следовательно, документация об Аукционе не содержит указания на конкретные показатели, которые следует указать участникам размещения заказа в составе первой части заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении Заказчик в документации об Аукционе не установил показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, своим потребностям, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 1.6 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено: "В случае выявления работ, не учтенных Заказчиком при формировании технического задания, но необходимых для завершения полного комплекса работ, в соответствии с предметом аукциона, данные работы должны быть выполнены Подрядчиком в полном объеме в соответствии с условиями аукционной документации в пределах цены договора".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанная формулировка в полной мере соответствует правилам составления проектно-сметной документации, и объем работ определен в Техническом задании документации об аукционе и проектно-сметной документации. Согласно сводному сметному расчету предусмотрен резерв на непредвиденные работы и затраты 2% (МДС-81-35.2004 п. 4.96). При этом оплата за счет указанного пункта возможна только после конкретизации подрядчиком выполняемых работ для определения их необходимости для завершения работ, проведения расчета их стоимости.
Таким образом, довод Заявителя о том, что отсутствует возможность определить объем работ, необходимость в выполнении которых может возникнуть при исполнении контракта, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
В извещении, а также в пункте 10 информационной карты документации об Аукционе установлены сроки выполнения работ, а именно: "в течение 10,8 месяцев с момента подписания гражданско-правового договора". Однако, в пункте 1.17 технического задания документации об Аукционе указано: "Подрядчик обязан в течение 12 месяцев с момента заключения договора".
Таким образом, действия Заказчика, указавшего в извещении об Аукционе, сведения, которые не соответствуют сведениям, содержащимся в техническом задании документации об Аукционе, не соответствуют части 6 статьи 34 Закона о размещении заказов, нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Финансово-Строительная Компания "ФАВОРИТ" обоснованной в части действий Заказчика, разместившего на Официальном сайте документацию об Аукционе, содержащую ограничения для ознакомления, не установившего в документации об Аукционе конкретные показатели, которые следовало указать участникам размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также разместившего сведения о сроке выполнения работ, содержащие разночтения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 16, части 1 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 24.10.2012 N К-2029/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Гриненко |
Члены Комиссии: |
А.А. Пудов |
|
З.И. Тавасиев |
|
П.А. Мироненко |
|
Е.В. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2012 г. N К-2029/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2012 г. N ГЗ/03416)
Текст решения официально опубликован не был